ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Мастер-класс "Делу – время, а потехе – час"

Добавлено: 2020.03.20
Просмотров: 5

Третьякова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цели занятия: 1. Закрепить понятие об антонимах.

2. Развивать посредством наблюдений умение распознавать антонимы, учить находить их в тексте, использовать в речи.

3. Прививать интерес к изучению русского языка. Обогащать словарный запас обучающихся. Воспитывать культуру речи.

Оборудование:

  • Плакат “Антонимы”.
  • Эпиграф: “Корень учения горек, а плод его сладок”.

В помощь обучающимся:

  • М. Р. Львов “Школьный словарь антонимов русского языка”, М. Просвещение, 1987 г.
  • О. А. Михайлова “Словарь синонимов и антонимов для школьников”, Екатеринбург, 2005 г.
  • Т. Давыдова “Дружок”. Пословицы, поговорки, крылатые выражения. Москва, 2009 г.
  • Выставка “Герои сказок и басен”.
  • Заготовки листочков. Мини-кроссворд “Антонимы”.
  • Запись песни из мультфильма кота Леопольда “А когда наоборот…”.

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя.

Садитесь поудобнее,
Ведь прозвенел звонок!
Начнем скорей занятие
И закрепим понятие.

- А какое это понятие, я думаю, вы уже догадались.

Наша задача - не только вспомнить данную группу слов, о которой сегодня пойдет речь, но и научиться их распознавать, находить в тексте. А также уяснить, какую роль выполняют эти слова в речи. В течение нашего занятия постараемся ответить на проблемный вопрос: когда и зачем употребляются антонимы.

Будет много информации,
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным - и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Эпиграф нашего урока: “Корень учения горек, а плод его сладок”.

Итак, в добрый путь! Всем удачи! Будьте активными, а не пассивными!

II. Повторение.

1 этап - “Без теории-никуда!”

(Нарисованы 2 рожицы: грустная и веселая).

- Посмотрите на рисунки. Что вы можете сказать о них? Что мы начинаем делать с рисунками, чтобы сделать вывод? Начнем с простого: сравните, какое у них настроение?

(Разное: 1-полное грусти, печали.2- полное веселья, радости)

- Какая пара слов получилась?

(Рожицы: грустная - веселая).

- Каково значение этих слов?

(Противоположное).

- Как мы называем такие слова?

(Антонимы).

Делаем вывод: В русском языке есть интересная группа слов, которая, объединяясь в пары, обозначает противоположные понятия.

Антонимы - это слова с противоположным значением.

Обратим внимание на тему нашего урока: “Делу - время, а потехе - час”. Найдите антонимы.

Словарная работа: потеха – игра, развлечение, забава. (Синонимы)

Посмотрите на эту пословицу, прочитайте ее с выражением, выделите голосом главные слова.

Что это за слова? (Делу – потехе; антонимы)

В чем смысл пословицы? (… Да, мы не просто развлекаться будем, а закреплять уже полученные знания и узнавать что-то новое через игровую деятельность).

III. Закрепление.

2 этап – Разминка “Знаешь ли ты?”

Это игра “Наоборот”. Я буду читать стихотворение, а вы хором должны назвать недостающие слова-антонимы в стихотворных строчках. “ Беритесь дружно, не будет грузно”.

И нам с тобой пришел черед

Сыграть игру “Наоборот”.

Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь…(“низко”).

Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь…(“близко”).

Скажу я слово “потолок”, а ты ответишь…(“пол”).

Скажу я слово “потерял”, и скажешь ты …(“нашел”).

Скажу я слово “трус”, ответишь ты …(“храбрец”).

Теперь “начало” я скажу, ну, отвечай…(“конец”)! (Каждый из вас - молодец!)

3 этап - “Подумай!”

-Все ли слова имеют антонимы? Приведите примеры таких слов. (Например, карандаш, дерево, море, Валя,…)

А знаешь ли ты, ЧТО можно противопоставлять? (Каждая группа дополняется примерами детей).

Явления природы: пасмурный – (ясный), холод – (жара)

Пространственные и временные отношения: лето – (зима), правый – (левый)

Деятельность: провожать – (встречать), плакать – (смеяться)

Состояние: больной – (здоровый)

Задание: Подумай и подбери антонимы к рисункам.

По возрасту: молодость- старость.

По цвету: белый - черный.

По ширине: узкий - широкий.

По доброте: злой – добрый.

По высоте: низкий – высокий.

По действию предмета: говорит - молчит.

Действия по настроению: плачет - смеется.

-Кто из вас самый внимательный? Какие части речи могут быть антонимами? ( Имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

4 этап - “Поиск”. “Кто ищет, тот всегда найдет”.

Индивидуальное задание: Найди антонимы к данным словам и распредели их по частям речи. Дополни каждую колонку по две антонимической пары.

Работа со словарем.

Румяный -… ,гордиться -…, родина -…, грубый -…, победа -…, подняться -…

Задание классу: Заполнить мини-кроссворд на индивидуальной карточке. В 2 столбика написаны слова: к словам, записанным в первом столбике, подобрать слова с противоположным значением и заполнить ими горизонтальные строчки квадрата. Будьте внимательны! Кто выполнит правильно, того ждет сюрприз! “Игра игрой, но нужны знания”.

Вывод: Если выделить в квадрате цветом только вертикальную колонку, то можно прочитать название темы.

1. сухой

2. начинать

3. ветер

4. рыхлый

5. трудолюбивый

6. короткий

7. свет

8. медлительный

влАжный

коНчать

заТишье

плОтный

леНивый

длИнный

теМнота

прЫткий

прыткий

ленивый

темнота

затишье

длинный

влажный

кончать

плотный

5 этап - “Физминутка – “Хлопок!”

Задание: Я называю главное слово, это будет имя прилагательное. А затем называю ряд других слов, среди которых будет антоним главного слова. Внимание: когда вы услышите этот антоним, хлопайте в ладоши 1 раз.

СИЛЬНЫЙ - могучий, низкий, толстый, слабый.

ТЯЖЕЛЫЙ – большой, страшный, веселый, милый, легкий.

УМНЫЙ – красивый, грубый, длинный, молодой, глупый.

6 этап – “У нас в гостях”.

- Ребята, а вы обратили внимание, что у нас сегодня ГОСТИ? Узнали ли вы этих героев? Из каких они произведений? (Выставка “Герои сказок и басен”).

Задание: Давайте с помощью антонимов-прилагательных охарактеризуем их.

Сравните:

Волка и Лису (по хитрости)

Буратино и Карабаса Барабаса (по доброте)

Зайца и Льва (по храбрости)

Стрекозу и Муравья (по трудолюбию)

Слона и Моську (по величине)

-В каких случаях автор использует антонимы в своих произведениях?

Вывод: Антонимы, как мы увидели, употребляются в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть противоположность явлений, понятий.

- Где вы с ними еще встречались?

Антонимы встречаются в загадках, пословицах, поговорках, в стихотворениях,… Они помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, сделать нашу речь выразительной, занимательной.

Послушайте стихотворение М. Цветаевой и определите, какие антонимы употребляет поэтесса:

Полюбил богатый - бедную,
Полюбил ученый - глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную,
Золотой – полушку медную.

Отгадай загадку: Белый зайчик прыгает по черному полю. (Мел и школьная доска)

7 этап – “Это интересно”. Занимательная информация.

1.Самая большая книга в мире находится в Америке. Ее высота три метра, толщина один метр. Перелистывает ее специальный электрический аппарат.

Самая маленькая русская книга – это сборник басен И.А.Крылова. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году.

2.Многие писатели в названиях своих произведений используют слова-антонимы: Л.Н.Толстой “Война и мир”, К.Симонов “Живые и мертвые”, А.П.Чехов “Толстый и тонкий”.

-А сейчас угадайте, как называется известное стихотворение В.В.Маяковского. Продолжите строчки из этого стихотворения:

Крошка сын
К отцу пришел
И спросила кроха: (Дети продолжают)
Что такое хорошо?
И что такое плохо??

8 этап – “Что такое хорошо и что такое плохо”.

- Все в мире познается в сравнении. А может ли один и тот же человек быть и хорошим, и плохим?

Работа в парах.

Обсудите и соедините стрелочками антонимичные пары, которые будут сочетаться со словом человек, и добавьте свою антонимичную пару.

ЧЕЛОВЕК

Хорошо Плохо

Аккуратный Лживый

Умный Бездушный

Правдивый Неряшливый

Отзывчивый Злой

Добрый Глупый

-А каким должен быть человек? Что выбираете вы? (Хорошо)

Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас в жизни был настроен только на хорошие, добрые дела. Вспомните известные строчки из стихотворения В. В. Маяковского:

Буду делать… (хорошо)

И не буду … (плохо)

9 этап – “Без пословицы речь не молвится”.

Итоги урока:

- Ответьте на проблемный вопрос, который мы поставили в начале нашего занятия:

когда и зачем употребляются АНТОНИМЫ? (Ответы обучающихся)

- На какой финал вы настроены? Ответ нам поможет узнать пословица. Ведь “Без пословицы речь не молвится”.

Задание: Перед вами пословица-перевертыш. Замените в ней только выделенные слова на антонимы. Собери пословицу.

“Все плохо, что плохо начинается”

(“Все хорошо, что хорошо кончается!”)

- Спасибо всем за работу! Спасибо, что были активны, а не пассивны!

Рефлексия: Какое у вас осталось настроение после занятия? Покажите свое настроение.

(У каждого на парте лежат рисунки с изображением грустного лица и веселого).

- И как поет известный герой мультфильма кот Леопольд “А когда наоборот… (плохо)”

(Ребята исполняют песню, подпевая Коту Леопольду).