ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Психолого-педагогическое обеспечение социально-гуманитарных групп в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения

Добавлено: 2020.03.20
Просмотров: 5

Краснокутская Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы; Соболева Валентина Тимофеевна, учитель русского языка и литературы

1. Введение

Одна из главных проблем сегодняшнего дня – невозможность человека реально выстраивать свою профессиональную жизнь. Отсюда вытекает другая: как воспитать интеллектуально способную молодёжь, которая в будущем сможет спроектировать свою профессиональную карьеру?

Необходимы формы работы, содержание которых отличалось бы мобильностью, гибкостью, не требовало бы затрат большого количества времени, но имело бы развивающий эффект умственной рефлексии; ставило бы ученика в ситуацию размышления, а не ограничивалось бы диагностическими результатами.

Предпрофильная подготовка предполагает формирование профильных групп в 9-х классах. Но чтобы их скомплектовать, необходима предварительная работа, которая может проводиться через индивидуальные карты.

Целью данной работы будет создание системы действий психолого-педагогического сопровождения социально-гуманитарных групп в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Задачи:

  1. создать индивидуальные карты по изучению самооценки, потребностей учащихся;
  2. разработать алгоритм выбора профиля;
  3. спроектировать профкарты и способы обратной связи.

Предложенный материал оформлен в виде алгоритмов, профкарт, таблиц и схем.

2. Методические рекомендации в работе с индивидуальными картами

Карта изучения готовности самостоятельного выбора гуманитарного профиля (приложение № 1) рекомендована для 7-8 классов и направлена на формирование умственной рефлексии учащихся. Карта формирует умение делать самооценку своих способностей, изучает потребности учащихся в творческой деятельности, интересы в сфере гуманитарной деятельности, а также факторы, влиявшие на готовность сделать самостоятельный выбор.

Памятка ученику, выбирающему социально-гуманитарный профиль, представляет собой руководство, где пошагово расписаны действия, которые должен предпринять ученик на пути выбора профиля.

Памятка

  1. В толковом словаре найди понятия “социальный” и “гуманитарный”. Выпиши их себе в блокнот, разберись в этих определениях.
  2. Проконсультируйся у психолога, какие профессии, специальности относятся к гуманитарной сфере. Подумай, есть ли среди них те, которые тебя привлекают.
  3. Попробуй сделать самооценку своих способностей по русскому языку _____ , литературе _____ , истории _____ , иностранному языку _____
  4. (высокий, выше среднего, ниже среднего, низкий)

  5. Узнай у классного руководителя, какие элективные курсы, консультации предлагаются в группах гуманитарного профиля.
  6. Попробуй сделать самостоятельно творческую работу по предмету гуманитарного профиля (реферат, доклад, сочинение). За темой обратись к учителю-предметнику. Оцени свою работу с разных точек зрения: интересно выполнять _____ , неинтересно _____ , легко _____ , трудно _____ , доволен своей работой _____ , недоволен _____ .
  7. Узнай свои способности и склонности через специальные тесты и анкеты. За помощью обратись к психологу, классному руководителю.
  8. Участвуй в школьных, классных олимпиадах, играх, конкурсах по предметам гуманитарного профиля.

Проблемно-ориентированная матрица (приложение № 2) рекомендована для 6-8 классов. Цель матрицы – формирование умения учащимися вычленять проблемы класса и находить участников воспитательно-образовательного процесса, от которых зависит решение этих проблем. Анализ работы с матрицей выявляет степень готовности учащихся брать на себя ответственность.

Карта самооценки собственных успехов и неудач (приложение № 3) представляет собой мониторинг по отслеживанию субъективной вероятности успеха, т.е. собственных возможностей успеха в области социально-гуманитарных дисциплин.

Мотивационное поле. Карта запускается в 9-11 классах. Цель её – изучить уровень сформированности мотивации. Карта направлена на изучение стремлений учащихся к социально-гуманитарным предметам. Результаты анализа карты помогают определить, куда направлена активность ученика: на социальную (внешнюю) или познавательную (внутреннюю) мотивацию. Во внутренней мотивации выделяются пассивная мотивация (ПМ), во внешней – активная (АМ) и прагматическая(ПМ).

Профкарты (приложение № 4) “Какие профессии меня привлекают” и “Карта представления о себе в пространстве профессионального самоопределения” рекомендованы для учащихся 8-9 классов. Цель – описать будущую профессию через потребности учащегося. Карты не предполагают конкретизацию профессии или специальности, а выявляют привлекательные стороны будущей деятельности, интересы и способности ученика.

Алгоритм моего профиля (приложение № 5). Здесь идёт отслеживание мотивов выбора профиля или профессии, самооценка способностей, ориентация на рынке труда. Карта рекомендована для 9 классов и рассчитана на работу в 10-11 классах, а также предполагает изучение результатов вступительных экзаменов и обучение первого семестра.

Карта психологической комфортности (приложение № 6) применяется в 10 классах в начале II четверти, направлена на изучение целесообразности выбора профиля учащимися, комфортности в социально-гуманитарных группах. Карта информативна: позволяет изучить факторы, повлиявшие на выбор профиля, а также их сочетания и закономерности следствий.

Список литературы

  1. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. М., 1998.
  2. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
  3. Леонтьев В.Г. Мотивация учебной деятельности. Новосибирск, 1983.
  4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  5. Чистякова С.Н. Психология профессионального успеха. М., 2003.