ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Добавлено: 2020.03.19
Просмотров: 7

Хаспекян Алла Григорьевна, учитель риторики

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1,06 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


4 класс. Программа ОС «Школа 2100».

Пояснительная записка

Данный урок относится к теме «Глагол», на изучение которой в 4 классе отводится 34 урока. Тема разбита на 4 блока. Проводимый урок – первый в изучении всей темы и относится к блоку «Повторение».

Тип урока – вводный. Отсюда вытекает логика поставленных на уроке целей.

Для реализации поставленных целей использовались приёмы и методы технологий проблемно-диалогического обучения и технологии критического мышления.

Урок имеет классическую структуру, характерную технологии критического мышления:

  • Стадия вызова (вызов интереса к теме, актуализация имеющихся знаний, побуждение к активной работе)
  • Стадия осмысления (попытка систематизировать знания)
  • Стадия рефлексии (осмысление полученной информации, формирование у учащихся собственного отношения к изучаемому материалу).

На уроке развиваются учебно-языковые, общеучебные, речевые умения, реализуются сквозные линии курса:

  • расширение словарного запаса (задания на подбор синонимов, введение новой терминологии);
  • овладение умениями и навыками устной учебно-научной и разговорной речи (задания на выяснение лексического значения слов);
  • формирование навыка грамотного письма слов с изученной орфограммой.

Цели урока:

Обучающие: проверка прочности фундамента знаний – повторение, систематизация и расширение знаний детей о глаголе как о части речи;

Развивающие:

  • развитие умения вести диалог, умения целостно представить уровни и перспективу освоения учебного материала;
  • развитие способностей правильно формулировать мысли в процессе обсуждения;
  • развивать мотивацию и самосовершенствование личности;

Воспитательные: на основе содержания заданий повторить правила поведения в определённых ситуациях;

Учебные средства:

  • видеопроектор,
  • учебник «Русский язык» 4 класс, Р.Н. Бунеев, Е.К. Бунеева,
  • пособие «Дидактический материал» 4 класс, Л.Ю. Комиссарова.

Основной продукт урока – схема актуализированных знаний по теме «Глагол». Отбор содержания заданий основан на самых ключевых понятиях: роль и многообразие глаголов в речи, начальная форма глагола, правило правописания. Основные знания были получены из отрывков художественных произведений, имеющих ценность для формирования нравственной личности.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность
учеников
Учебные средства
0 Организационный

Здравствуйте ребята. Я приветствую всех, кто находится сейчас в этом классе.
Сегодня нам предстоит совместная работа. Надеюсь, что наше общение будет взаимоприятным и продуктивным.
Вы готовы?

Слушают, настраиваются.
Слайд
1 Стадия вызова
Подводка к теме
приём «яркое пятно» вызов интереса к теме)
Тема нашего сегодняшнего общения играет важную роль в жизни каждого человека. Именно её изучает герой стихотворения, которое вы услышите.
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так
Новый метод этот:
«Кричать» -кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Да.



Слушают




«Дид. материал»
(упр. 121)
Формулирование темы урока.
Постановка целей
Так какая же тема будет предметом нашего внимания?
Как вы думаете, можно ли построить дом без фундамента?
Глагол. Слайд 2
Побуждение к активной работе, мотивация к учебной деятельности А можно ли узнавать что-то новое, не проверив прочность своих знаний?
Значит, что необходимо сделать?
Продолжаем строить дом,
В нём поселится глагол,
Но сперва проверить надо
Прочен ли фундамент знаний.
Повторить, подготовиться к изучению нового.
Запись
цели «повторить» на листы.
Слайд 3
Актуализация знаний Со словами этой части речи вы встречались с 1 класса и с каждым годом ваши знания прибавлялись. И если в 1 классе глаголы вы называли словами – действиями, то к 4 классу знания явно расширились, появились новые понятия.

А давайте подумаем, что нового может появиться в этой теме в 4 классе?

Давайте рассмотрим столбики знаний.


Варианты ответов.


Ответы на основе слайда
Слайд 4




Слайд 5
Cтадия осмысления

(графическое изображение знаний по блокам – кластер)
Итак, чтобы нам было легче все, что будем вспоминать, соберём в схему.
Также помогут вспоминать в случае затруднения помощники, которые специально подготовились к этому уроку.
Итак, в центре нашей схемы – глагол.
Он образует большую группу слов.
А как называют в русском языке большие группы слов?

Давайте послушаем нашего помощника. (выбранный ученик)
C:Documents and SettingsВарсенигРабочий столКурсыSchoolSchoolprofessor.gif




Части речи.

Помощник 1
По частоте употребления в речи глагол занимает 2 место после существительного.
Слайд 6
Метод подводящего диалога Задумывались ли вы, почему существительное, например
называется именно существительным?

А прилагательное?

Если существительные существуют, прилагательные прилагают к ним качества, то глагол …
Обратите внимание на слова глагол, глаголет, глаголица.
Что вы можете сказать об этой группе слов?
Как вы понимаете значения этих слов?
Проверьте свои предположения, прочитав 1 абзац упр.230.

Давайте проверим ваши предположения. Верными ли были ваши рассуждения?
Варианты ответов

…глаголет?

Варианты ответов на основе наблюдения.


Чтение учебника (про себя)

Варианты ответов

Запись
слова глаголет..
Слайд 7







Учебник, упр. 230


Слайд 8
2 Расширение словарного запаса





















А как вы объясните значение слова разглагольствовать?
Доводилось ли вам его слышать?
Давайте послушаем объяснение помощника на основе информации из словаря Ожегова.



Какой смысловой оттенок у этого слова? Следует ли это действие выбирать в качестве личного образца?

Что называют слова «глаголет, говорит, сказывает, разглагольствует».

Итак, глаголы в речи нам нужны для того, чтобы называть…,
передавать сообщения, а ещё глаголы передают состояние человека (волнуется, переживает, надеется).

Задайте к словам, которые я предлагаю вам для чтения подходящие вопросы
Размышлять, размышлял, размышляю
Думать, подумаю, подумать
Почему у глагола так много вопросов?

А что на это скажет помощник.







Но из множества форм одна – на особом счету.
Есть у каждого слова начальная форма.
Назовите вопросы начальной формы глаголов думать,подумать.
Можно ли сказать когда происходит действие?
А кто его выполняет? Сколько лиц участвует в действии?

Если ничего нельзя определить, как иначе можно назвать эту форму глагола?
А в науке учёные лингвисты используют термин инфинитив.

Какая роль у глагола в предложении?
Подумайте, почему сказуемое называется именно так?
Варианты ответов

Помощник 2
Разглагольствовать –говорить попусту, без толка.

Варианты ответов

Действия.
Запись слов

Задают вопросы


Варианты ответов


Помощник 3
Ни у какой другой части речи нет столько различных форм. В начальной школе мы знакомимся только с некоторыми.



Варианты ответов
(Нет, нельзя.)



Неопределённой





Глагол является сказуемым.
Слайд 9, 10






Слайд 11







Слайд 12








Слайд  13





Слайд  14



Слайд  15
Ребята, следующий слайд открывает нам слово «правописание».
Скажите, с помощью каких средств можно проверить правописание слова, в котором сомневаешься?

Посмотрите на это предложение. Когда текст набирают на компьютере, то неверная запись подчёркивается.
Определите, что в предложении написано неверно.

Непозволяй душе лениться.

В чём суть правила?

Как называется орфограмма?


Правило, словарь…





Не с глаголами пиши раздельно.


Орфограмма – пробел.
Слайд  16





Слайд  17




Слайд 18
Приём антиципации (предугадывание содержания текста по опорным словам)




Беседа о
актуальности правила для жизни.
Посмотрите и прочитайте эти слова.
(не?чавкай, не?дуй, не?причмокивай, не?стони, не?издавай, не?роняй….

Какое значение придаёт глаголам частица не?
Как бы вы написали эти глаголы?
Эти слова взяты из отрывка из рассказа Виктора Драгунского.
Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

Прочитайте рассказ и ответьте, о каком правиле в этом отрывке идёт речь?

Запрет действия
Раздельно

Варианты ответов детей



О правилах поведения за столом.
Слайд  19
(выписаны слова из упр. 233)




Учебник, упр.233
3 Мотивирующий приём



Парная работа
Один известный и великий русский поэт в детский альбом сыну своего друга написал такое стихотворение.
Это стихотворение написано А.С.Пушкиным.
Как вы думаете, какие действия советовал не делать мальчику поэт?
Я прошу вас, работая в парах, отгадать, какие отрицательные действия зашифрованы на ваших листках.



Варианты ответов детей
Слайд  20
Душа моя, Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то,
то-то,
Не делай того-то…
Резервный материал Если у человека много дел , он какой?
А если делами не занят – кто он?
Как вы думаете, у бездельника есть дела?
А вот как считал ещё один русский учёный лингвист Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
«Бездельничание вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, «сложа руки» в буквальном смысле, Нет, бездельник вечно занят: пустословит по телефону (иногда часами), ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит всё подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник всегда занят…»
Хочется, чтобы вы жизни занимались только настоящими, полезными делами, а все ваши действия несли людям радость.


деловой
бездельник


Слушают чтение учителя
Слайд  21
«Я страшное дело, Какой деловой.
В любые дела ухожу с головой».
3 Осмысление учебного материала






Ну, вот мы почти закончили наш диалог – рассуждение о глаголе, самой живой части речи, которая всегда в движении.

Словарь урока
Прочитайте записи на экране.




Как назовём слова, записанные парами?
Какое слово осталось без синонима?
Это действие было главным в сегодняшнем уроке.

Давайте проверим, добились ли мы цели.
Расскажите о глаголе по составленной нами схеме.
Схему я вручаю каждому из вас. Она вам поможет в дальнейшем освоении новых тем русского языка. Её можно расширять и дополнять.






Читают записи
Повторять
Глаголать – сказывать
Разглагольствовать – пустословить.

Синонимы.

Повторять.



Дети рассказывают о глаголе на основе схемы.
Слайд  22

Начальная форма.
Неопределённая форма. Инфинитив.





Слайд  23
Осмысление собственного отношения к теме, к уроку. Синквейн к слову глагол

Как вариант (синквейн к слову урок)
Каким он был для вас?
Что мы старались делать?
Что главного поняли?
Синоним настроения на уроке
Варианты ответов детей,


Вариант учителя.