ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Использование причастий и причастных оборотов при подготовке к сочинению-описанию по картинке К.Маковского "Дети, бегущие от грозы". 7-й класс

Добавлено: 2020.03.17
Просмотров: 6

Музалевская Ляйсан Замиловна, учитель русского языка и литературы

Цель:

  • Повторить и обобщить знания, умения, навыки по теме “Причастие”.
  • Совершенствовать умения, навыки отличать причастия от прилагательных, правописание “н”, “нн” в причастиях и в отглагольных прилагательных.
  • Формировать умение использовать причастия в устной и письменной речи, при описании картины природы, в повседневной жизни.

1. Оборудование.

а) индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями

б) иллюстрация к картине К. Маковского “Дети, бегущие от грозы”

1. Слово учителя.

Ребята, мы завершаем изучение темы “Причастие”.

Сегодня на уроке мы с вами повторим все, что узнали о причастиях:

- что обозначает?

- на какие вопросы отвечают?

- какие свойства прилагательного и глагола включают?

- при помощи каких суффиксов образуются?

- когда пишется н-нн?

Параллельно, повторяя все о причастии, мы с вами будем готовиться к сочинению по картине К.Н.Маковского “Дети, бегущие от грозы”.

2. Инсценировка. “Митрофан и Правдин”.

Вопрос:

- Какие ошибки допустил Митрофан?

- Какие формы глагола употребил Митрофан, сам того не зная?

- Почему не знал причастия?

навешана приложена

Ребята, Митрофан не знал причастия, а мы с вами уже изучили эту тему. Давайте проверим свои знания?

3. Работа с текстом.

На картине К.Маковского изображена приближающаяся гроза (надвигающаяся)

На пожелтевшем небе большая серая туча. Налетевший ветер клонит к земле траву, цветы, слепую рожь видневшуюся (желтевшуюся) вдали, расстилающуюся золотым ковром.

Задание:

А) Прочитать и озаглавить текст

Б) вставить пропущенные буквы

В) подчеркнуть причастия, причастные обороты

Г) объяснить, от какого глагола они образованы?

Приближающаяся гроза – приближаться

Потемневшее небо - темнеть

Налетевший ветер – лететь

Рожь, видневшуюся вдали – видеть (искл, 2 спр.)

Рожь, расстилающуюся золотым ковром – стелить – искл. 2 спр.

4. Интервью с читателями.

Слово учителя: Т.к. сегодня у нас урок-повторение, я пригласила к нам корреспондентов нашей газеты “Веселая переменка”, Алину и Женю, для того, чтобы они помогли мне.

Итак, уважаемые корреспонденты, вам слово!

1. Работа с 1 группой.

Устно: - Что называется причастием?

- чем отличается действительное причастие от страдательного?

- какая разница между полными и страдательными причастиями?

Письменно: образовать от данных глаголов причастия, указать, какие действительные какие страдательные?

Подвязать (пояс) –

Растрепать (волосы) –

Обнять (за шею) –

Убегать (от грозы) –

Сверкать (молния) –

2. Работа с 2 группой:

- Какие причастия от каких глаголов образуются с помощью суффиксов:

- ущ, -ащ?

- ющ, -ящ?

- ем? –им?

- Когда в страдательных причастиях –енн? –анн?-янн?

Письменно: от глаголов какого спряжения образованы данные причастия?

Приближающаяся гроза (приближаться) –

На потемневшем небе –

Рожь, видневшуюся вдали –

Налетевший ветер –

Мостик, прогнувшийся под тяжестью –

Рожь, расстилающуюся золотым ковром –

5. Слово учителя.

Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой и выразительной!

М. Ломоносов писал: “Они служат к сокращению человеческих слов, заключая в себе имени и глагола силу”.

Вернемся к нашему тексту на доске. Попробуем прочитать его без причастий:

Вопросы:

1. Есть разница между предложениями?

2. Какая? (предложения теряют свою живописность, яркость, художественную окраску)

3. Попробуем подобрать синонимы!

4. Ребята, - а какие же признаки, т.е. как писал Ломоносов, имени и глагола силу включают в себя причастия

Прилагательные:

А) отвечают на один и тот же вопрос

Б) склоняются по падежам

В) склоняются с зависимыми словами

Глагол:

1. Имеют с.в. и нс.в.

2. бывают в настоящем и прошедшем времени

Г) бывают полные и кратные

Д) сказуемые, прилагательные

Отличие от прилагательных:

А) образуются от существительных, а причастия от глаголов

Б) имеют постоянный признак, а причастия временный

В) прилагательные можно заменить синонимами, а причастия союзом который и глаголом в неопределенной формы

6. Слово учителя:

Очень метко о причастиях сказал К.Даль, автор известного словаря:

“Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”.

Здесь обращено внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим “внешним видом” оно действительно напоминает прилагательное:

А) отвечает на вопрос какой?

Б) согласовывается в роде, числе, падеже.

Совмещение в одном слове признаков 2 частей речи естественно делают эти слова более богатыми, а поэтому более экономными, на что обратил внимание М. Ломоносов.

Это свойство причастий широко используется в письменной речи, особенно в художественной литературе.

Картины природы, портретные характеристики внутренние переживания героев очень часто придают через причастия.

7. Работа с картиной К. Маковского “Дети, бегущие от грозы”.

А) Слово учителя:

Сегодня мы с вами подготовимся к сочинению по картине К.Е. Маковского “Дети, бегущие от грозы”.

Но, чтобы понять творение художника, нужно ведь знать о нем самом.

Я попросила Ф.Т. подготовить небольшое сообщение о нем.

Б) Выступление ученицы. Сообщение о К.Маковском.

В) Слово учителя:

Специально для вас я приготовила вопросы, направленные на раскрытие содержания картины, чтение, творческое осмысливание картины.

- Какое явление природы изобразил художник? Как он это сумел показать? Какими тонами?

Рассматривая произведения ИЗО надо прежде всего представить себе, какая мысль заложена в нем, какие чувства хотел передать художник зрителям?

Каждый художник выбирает себе то, что близко. Но выразить свои чувства, свое отношение к изображаемому художник может только владея мастерством, художественными средствами ИЗО – композицией, рисунком, цветом, пластикой, светотенью.

- Что наиболее характерно для лета?

Зеленые краски лугов, солнечное освещение, пестрота цветущих лугов.

- Кого мы видим на картинке? На переднем плане?

Перед нами испуганные крестьянские ребятишки, убегающие от грозы.

- Что можно сказать о девочке?

У девочки, в подвязанном у пояса переднике, много грибов. Ее льняные волосы растрепались от быстрой ходьбы и сильного ветра. На спине у нее маленький братишка, крепко обнявший шею сестры ручонками.

- Что можно сказать о мальчике?

Он боится оторваться от нее. У него испуганные глаза..

- Как художник изображает местность, где находятся дети? Что видим на заднем плане?

Девочка перебегает болото, поросшее камышом, по мостику, слегка прогнувшемся под тяжестью.

Кругом поле, спелая рожь, расстилающаяся золотым ковром. Вдали виднеется лес, куда ходили ребятишки.

Небо заволокло тучами, приближается гроза.

Как это передает автор?

-Доберутся ли дети домой?

- Чем можно объяснить светлые краски на горизонте?

- А теперь посмотрим, какие словосочетания употребили мы? Читаем словосочетания.

На доске записаны словосочетания, которые были у вас в задании, но т.к. вы работали группами, не все словосочетания записаны. Выпишите те, которых нет. Они помогут вам при описании картины.

8. Словосочетания по картине К.Маковского “Дети, бегущие от грозы”.

  • Приближающаяся гроза
  • Надвигающаяся гроза
  • На потемневшем небе
  • Усиливающийся, налетевший, набежавший ветер
  • Рожь, расстилающуюся золотым ковром
  • Испуганные ребятишки
  • Убегающие от грозы
  • Девочка в подвязанном переднике
  • Подвязанном у пояса
  • Растрепанные волосы
  • Братишка, крепко обнявший шею сестры
  • Замирающая от страха девочка
  • Сверкающая молния
  • Мостик, прогнувшийся под тяжестью детей

9. А) Слово учителя.

Итак, план к сочинению у нас есть, слова и словосочетания, которые нам помогут раскрыть образы детей, надвигающуюся грозу, у нас записаны.

Д/З: вы в черновиках опишите эту картину, т.е. подготовьтесь к сочинению-описанию.

Раз мы уже заговорили о д/з, пожалуйста, корреспонденты, вам слово!

- Вы должны были проверить д/з у ребят и выделить наиболее интересные сказки, которые они дома сочинили.

- Какие сказки вы выбрали?

Б) Выступление корреспондентов: чтение сказки (д/з).

10. Слово учителя.

- Раз мы уже начали говорить о роли причастий в нашей речи, жизни, для чего они нужны, вспомним, где они чаще всего употребляются?

- В пословицах, поговорках, фразеологических оборотах.

- Слова А.С.Пушкина: “Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: карета, которая скачет по мосту, слуга, который метет комнату, заменяя краткость причастия вялым оборотом”.

11. Диктант.

1. Пропущенный час годом не воротишь

2. Обдуманное слово дороже жемчуга

3. Все говорят, что его песенка спета

4. У самого Аркадия Дмитриевича язык был хорошо подвешен.

- А какие примеры знаете вы?

- Какие фильмы, книги можете назвать, где употреблены причастия?

  • “Униженные и оскорбленные”
  • “Унесенные ветром”
  • “Рожденные бурей”
  • “Разрушенный бастион”
  • “Летающая тарелка”

12. Итог.