ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

"Когда строку диктует чувство"

Добавлено: 2020.03.16
Просмотров: 8

Мавринская Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы

Темы (написаны на оборотной стороне доски):

1. Многообразие творческих индивидуальностей в поэзии начала XIX века.

2. “Когда строку диктует чувство…”

3. Поэты пушкинской поры.

Цели и задачи урока:

  1. Привлечь внимание учащихся к ярким поэтическим личностям начала XIX века.
  2. Помочь осознать своеобразие лирики каждого поэта.
  3. Попытаться осмыслить вклад каждого из них в поэзию и литературу;
  4. Акцентировать внимание учащихся на духовном родстве с гением Пушкина.
  5. Учить детей чувствовать лирическое произведение.

Объем материала:

Очерк жизни и творчества Батюшкова, Д.Давыдова, Вяземского, Дельвига, Баратынского; стихи поэтов (по выбору).

Словарная работа: лирика, лирический герой, элегия, послание.

Оборудование:

Портреты поэтов, подсвечник с зажженной свечой, лист бумаги с пером, роза, старинный альбом, чернильный прибор, кусок бархата, плеер/ноутбук с записью романтической инструментальной музыки, сборники стихов.

Эпиграф на доске:

О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.

В.А.Жуковский.

Ход урока

1. Слово учителя: (звучит начало песни “Вечерний звон” поэта Ивана Козлова или/фрагмент инструментального произведения.)

– На прошлом уроке мы узнали, какие думы тревожили умы и сердца поэтов-декабристов Рылеева, Кюхельбекера, Бестужева, Раевского и других; как страстно звучал их голос, полный гражданственности и вольнолюбия…

Но в то же время была и другая поэзия, глубоко лиричная. Сегодня мы послушаем думы того поколения поэтов века, познакомимся поближе с некоторыми из поэтов-лириков, каждый из которых яркая личность. В течение урока выберите одну из тем (открываем записи), объясните свой выбор.

2. “Мой поэт”.

2.1. Константин Николаевич Батюшков – один из основателей русского романтизма, предшественник Пушкина. Учащийся рассказывает биографию, затем звучит стихотворение (отрывок) “Мои пенаты”(1812).

Вопрос учителя: Это стихотворение – одно из любимых читателями начала XIX века. Чем неожиданны “Мои пенаты” для поэзии того времени? В каком жанре написано?

Учащиеся: Жанр послание – стихотворное письмо, обращенное к конкретному адресату с просьбой или пожеланием/К Жуковскому и Вяземскому/.Написана простым слогом: ”скромная” обитель, “убогая” обстановка, куда заказан путь вельможам но открыта дверь перед воинами, друзьями поэтами. Автор пытается понять свое “место” в мире. Написан ясным слогом, хотя требует от читателя знания классики.

Учитель:

Батюшков доводит до совершенства жанр дружеского послания, делая его популярным в лирике начала XIX века. Пушкин о “Моих пенатах” писал: “Стихотворение Батюшкова дышит каким-то упоением роскоши, юности и наслажден я – слог так и трепещет ,так и льется – гармония очаровательна”.Так в чем же поэтическая тайна Батюшкова? Может быть постичь ее поможет стихотворение “Мой гений”?

/Звучит стих./Как вы встретили эти строки?/Обращает внимание на сердце, т.е. пытается постичь мир через душу человека. И опять звучит мотив странника-скитальца, излюбленный образ романтизма. Об этом же говорит его стихотворение “Разлука”(1815) /Звучит стихотворение/ Опять себя называет скитальцем, бежавшем от неразделенной любви, пытаясь “усыпить встревоженные чувства”. Полный набор романтических переживаний (томится, страдает, тоскует…)

Учитель: Заинтересовал ли вас поэтический мир Батюшкова? Чем он сегодня интересен для нас?

Учащиеся делают вывод: Поэзия Батюшкова – попытка постичь мир через душу человека, сделать совершеннее. Это и разнообразие художественных форм, сближение с разговорной речью: “Живи, как пишешь, а пиши, как дышишь”.

2.2. Денис Васильевич Давыдов. Учащиеся рассказывают страницы биографии. Стихотворение “При виде Москвы, возвращаясь с персидской войны”/звучит стихотворение/.

Учитель: Впервые ли вы слышите имя поэта? О чем говорит название и содержание стихотворения? (Безусловно, автор известен как герой Отечественной войны 1812 года, воин-патриот.) Искренность и самобытность поэта-партизана звучит и в строках “Ответа”.

2.3. Петр Андреевич Вяземский. Страницы биографии./ Звучат стихотворения “Друзьям” и “Первый снег” (отрывки)/.

Учитель: Слышали вы что-то близкое “Первому снегу”? акие строки вспоминаются? (“Чародейкою зимою…”, “Мороз и солнце!..”) Оправдано ли название? Обоснуйте свое мнение?

Учащиеся: Это яркая зимняя картинка изобразительно точна. Слышится восторг поэта! Очень выразительно!

Учитель: Его строку “И жить торопится, и чувствовать спешит” Пушкин изберет эпиграфом 1 главы романа “Евгений Онегин”. Почему?

Учащиеся: Дается прообраз характера главного героя, его образа жизни…

2.4.Антон Антонович Дельвиг. Знакомство с биографией поэта. Стихотворение “Соловей” стало народной песней, почему?/Звучит песня/

Учащиеся: Легкое ритмично, простота изложения, откровение поэтической мысли, отчетливо слышатся фольклорные интонации./Звучит “Русская песня”/

Учитель: Ваше восприятие творчества Дельвига?

Учащиеся: Самобытный поэт, находил романтические темы в действительности, поэзия близка народной речи, даже названия стихов звучат как песни. С его смертью ушла эпоха литературных альманахов.

Учитель: Ранняя смерть Дельвига потрясла Пушкина. Он писал: “Никто на свете не был мне ближе Дельвига. Из всех связей детства он один оставался на виду. Без него мы точно осиротели”.

2.5. Баратынский Евгений Абрамович. /Звучит стихотворение “Признание”/. В стихотворении “Признание” нас поражает контраст с названием, ведь стихотворение о безжизненности отлюбившего сердца, тайных изгибах человеческой души. Голос Чувства! Слушаем страницы биографии. Чтение и обсуждение стихотворений “Поцелуй”, “Кюхельбекеру”. Отчаянной тоской проникнуты очень эмоциональные строки стихотворения “Родина/Звучит/.

Учитель: Закончить разговор сегодня хотелось бы стихотворением-обращением к будущим читателям “Мой дар убог, и голос мой негромок…” /Звучит/ Нашел ли поэт читателя-друга в потомках? В чем неповторимость его поэзии?

Учащиеся: “Не вечный для времен, я вечный для себя”, – говорил Баратынский, рассматривая литературу как стихию чувств. Через личное, прочувствованное он передает думы поколения, следуя основному принципу романтизма: “Человек – вот тайна!”

3. Подведение итогов урока:

Выбрана тема “Когда строку диктует чувство”. /Учащиеся обосновывают свой выбор/. Если мы читаем и чувствуем стихи поэтов, о которых мы сегодня говорили – то они вечны! Это были лучшие люди России начала XIX века, и все они: певец и витязь, лихой воин Денис Давыдов, замечательный поэт Вяземский, человек высокого ума, тонкий лирик Антон Дельвиг, наконец сам Пушкин – все они верили в талант Евгения Баратынского. Кажется и сегодня слышится простуженный, хрипловатый голос Белинского: “Из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место, бесспорно, принадлежит Баратынскому”. На следующем уроке мы продолжим изучение лирики Баратынского./Выставление оценок/

4. Домашнее задание:

Подготовить любимое стихотворение Баратынского; продумать ответ на вопрос: “Что мне особенно близко в поэзии Баратынского?”; знать биографию поэта.