ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы по роману "Преступление и наказание". "В Петербурге Достоевского" (10-й класс общеобразовательной школы)

Добавлено: 2020.03.07
Просмотров: 8

Дмитриева Светлана Васильевна, учитель литературы

Тема урока: В Петербурге Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» (10-й класс общеобразовательной школы).

Цели урока:

  • Обучающие
    • познакомить обучающихся с картинами жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
    • помочь им увидеть за судьбами людей образ преступного города, преступного мира, в котором человеку «некуда идти»;
    • подготовить учащихся к осмыслению главного конфликта произведения – между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
  • Развивающие
    • формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;
    • формировать умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
    • развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.
  • Воспитательные
    • воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать; умения работать в команде.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Вид урока: проблемно- эвристическая беседа.

Основные приемы: анализ художественного текста «вслед за автором».

Оборудование: портреты Ф.М. Достоевского (художники В.Г. Перов, С. Харламов), текст романа «Преступление и наказание»; план работы по теме урока; иллюстрации к роману художника Д.А. Шмаринова, рабочая тетрадь по литературе, «Словарь литературоведческих терминов» (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев).

Оформление доски: портреты писателя, иллюстрации к роману, эпиграф, тема урока, план работы, словарь к теме.

Эпиграф:

И царицей Авдотьей заклятый,
Достоевский и бесноватый,
Город в свой уходил туман.

Анна Ахматова. Поэма без героя

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объявление темы урока. Целеполагание. План работы над темой

– Слово о писателе.
– Традиции и новаторство Достоевского в изображении города.
– Образ города как места действия (очерково-бытовые, топонимические петербургские реалии).
– Тесная слитность города и судеб героев. Город как соучастник преступления.

III. Вступительное слово подготовленного учащегося

Вечная внутренняя борьба, борьба с самим собой, неотступные поиски истины, сомнения, метания, горькие ошибки, предельный накал чувств – вот что свойственно духовной жизни писателя в период работы над лучшим своим романом – романом «Преступление и наказание» и что воплотилось на его страницах. Это был человек, положивший жизнь на поиски путей, не много не мало, к спасению человечества, но нередко впадавший в трагические противоречия и заблуждения. Неутомимый борец, он готов был призывать к отказу от борьбы; истинный гуманист, он доходил до антигуманной проповеди примирения с миром зла и насилия; заступник униженных и оскорбленных, он склонен был заключать, что путь к счастью людей лежит лишь через страдания и лишения.
Мы будем говорить о Федоре Михайловиче Достоевском как о сильной личности, о возможности или невозможности делать добро, прибегая к насилию и жестокости, о гибельной силе индивидуализма и «наполеонизма», о преступлении и наказании преступника, о возможности его оправдания и «восстановления падшего человека».

IV. Чтение и проблемный анализ опорных глав романа (часть I, гл. 1-5; часть II, гл. 6,7; часть III, гл. 4; часть IV, гл. 4; часть V, гл. 4-5; часть VI, гл. 6,7).

– Отправляемся вместе с главным героем произведения – студентом-разночинцем Родионом Раскольниковым – по «срединным» улицам Петербурга XIX-го века, «каморочкам» трактирам, распивочным.

Контрольные вопросы:

– Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников? (Грязь, вонь, скученность человеческих тел на небольшом жизненном пространстве, теснота, пыль, духота, жара).

– Каково ваше ощущение, когда вы, покидая улицу, входите в трактир, в комнату, где живут Мармеладовы? (Трактир: та же вонь, грязь, духота, что и на улицах. Придавленность. Самое сильное ощущение – нечем дышать. Раскольников: «Грязно, пакостно, гадко, гадко!»).

– Какое впечатление в целом осталось у вас от общей атмосферы улиц в той части города, где обитает главный герой? (Неуютно, некомфортно, страшно, тесно, нечем дышать. Хочется убежать с этих улиц на простор живой природы).

– Каковы квартиры и комнаты, в которых обитают герои романа? (Комната Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру», «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу…, и, наконец, неуклюжая большая софа…, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову»; комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы. На самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная»»; комната старухи-процентщицы: «Небольшая комната… с желтыми обоями и кисейными занавесками на окнах… Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана.., круглого стола.., туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках…»; комната Сони Мармеладовой: «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…Во все этой большой комнате почти совсем не было мебели…Желтенькие, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок»; номер в гостинице, где останавливается перед самоубийством Свидригайлов: «…нумер, душный и тесный… Это была клетушка до того маленькая, что даже почти не под рост Свидригайлову; в одно окно; постель очень грязная… Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того пыльными и изодранными, что цвет их (желтый) угадать еще можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого».
Двор дома Раскольникова: двор-колодец, тесный и давящий. Кажется, сюда никогда не проникает солнечный свет. Его окружают темные углы, непроницаемые, грязные, серые стены).

– Достоевский постоянно обращает наше внимание на такую художественную деталь, как лестницы, по которым спускается и поднимается главный герой. Найдите их описание. (Лестница к «каморке» Раскольникова: «…лестницаузкая, крутая, темная. С полукруглыми проемами. Стоптанные каменные ступени. Они ведут под самою кровлю дома…»; лестница в доме старухи-процентщицы: «Лестница была темная и узкая, «черная»; лестница в полицейской конторе: «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота»; с лестницы перед комнатой Мармеладовых «несло вонью»; узкая и темная лестница в доме Капернаумовых.)

– Чего больше в изображаемых картинных – словесного «рисования» или «чувствования»? (Изображаемые картины прочно связаны с образом Раскольникова, пропущены через призму его восприятия. «Срединные» улицы Петербурга, где люди «так и кишат» вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения»).

– Каковы приметы городского пейзажа Достоевского? (Городской пейзаж Достоевского – это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Писатель никогда не нацелен на простое описание обстановки. Вместе с эти он создает настроение, усиливает и оттеняет социальные и психологические характеристики героев, выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром.

– Расскажите о внешнем облике встречавшихся Раскольникову людей и ваших впечатлениях о них? (В этом квартале встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все похожи друг на друга: «оборванец», «лохмотник», «пьяный». Серые, унылые, как и улицы, по которым они перемещаются. От встречи с ними остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного, безотрадного и безнадежного.
Мармеладов – «с желтым, отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками», «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями»; старуха-процентщица – «с вострыми и злыми глазенками», «белобрысыми волосами, жирносмазанными маслом, тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу»; Катерина Ивановна – «ужасно похудевшая женщина», «с раскрасневшимися до пятен щеками», «запекшимися губами»).

– А как выглядит сам главный герой? Что отличает и что роднит его с окружающими? (Сам Родион «замечательно хорош собою» но «опустился и обнеряшился»).

– Какой цвет преобладает в описываемых картинах города? (Серый и желтый).

– Раскольников на берегу Невы. Как относится главный герой к живой природе? (Она вызывает в его душе, с одной стороны, чувства глубоко человеческие, затрагивает глубинные ее основы; с другой стороны, он равнодушен к ней и быстро «переключается» с созерцания и отдохновения на свои проблемы и комплексы. Таким образом, в отношении Раскольникова к природе явственно видно его отношение к миру в целом, его приговор несправедливому общественному устройству).

– Как относятся обитатели «срединных» петербургских улиц друг к другу? (Отсутствует чувство солидарности и сочувствия среди одинаково обездоленных людей. Жестокость, равнодушие, злоба, насмешки, духовное и физическое издевательство – вот что характерно для взаимоотношений «униженных и оскорбленных»).

– Как вы понимаете слова Мармеладова: «Надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти»? (К горю людей здесь относятся не просто равнодушно, а с усмешкой и злорадством. В доме Мармеладовых беда, а мы видим, как протягиваются «наглые смеющиеся головы», слышим «пронзительный визг» хозяйки дома, которая хочет выгнать Катерину Ивановну прочь

Выводы (делаются обучающимися совместно с учителем):

– Самые трагические и впечатляющие эпизоды разыгрываются в трактирах и на грязных улицах, в гуще обыденности и прозы – и это подчеркивает глухоту страшного мира, окружающего героев, к человеческой боли и страданию. Как и в произведениях Гоголя и Некрасова, в действии принимают участие не только люди, но и стихия города, выступающая у Достоевского как враждебная человеку сила.

– Устойчивый мотив тесноты, толкучки, вони, грязи, духоты, «как в комнатах без форточек», чего-то неправильного, безобразного. Скученности, тесноте и духоте жизни людей в большом городе противостоит духовное одиночество человека в толпе, в мире себе подобных.

– Человек задыхается и на улицах Петербурга, и в уличной толпе, и в «битком набитом» трактире, и в своей «каморке». Все несет печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.

– Люди относятся друг к другу с презрением и взаимным недоверием. Объединяет их, кажется, только злорадство и любопытство к несчастьям других. Общество, в котором живут герои романа, устроено так, что жизнь каждого из них возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью.

– Изображение Сенной площади и прилегающей к ней «канавы» с многочисленными распивочными, рюмочными, кабаками и другими подобными «заведениями» позволяют говорить о том, что судьбы героев романа обусловлены не только какими-то случайными трагическими ситуациями, индивидуальными качествами личности, но и законами социального устройства общества.

V. Заключительное слово учителя

– Вслед за Н.В. Гоголем – автором петербургских повестей, и Н.А. Некрасовым – поэтом-репортером большого города – Ф.М. Достоевский концентрирует внимание на социально-психологических противоречиях и контрастах Петербурга, выражая сочувствие его «бедным людям» – чиновнику, студенту-разночинцу, всем честным, одаренным натурам, глубоко страдающим от нищеты и трагического «неблагообразия» окружающей их действительности. Но Достоевского в большей степени, чем Гоголя и Некрасова, интересуют сложные с психологической точки зрения характеры, герои внутренне неуравновешенные, недоумевающие и страстно ищущие выхода. Это характеры людей с душой «петербургского мечтателя», душа капризная, неустойчивая, лишенная внутреннего равновесия, душа «маленького человека» большого города, возвышенная романтика которой может соседствовать в его мечтах с самой грубой прозой – мстительностью, властолюбием, непомерной гордостью, презрением и безжалостностью к другим.
Сгущение красок помогает Ф.М. Достоевскому держать читателя в постоянном напряжении, вынуждает его спрашивать себя: «А нет ли и в твоей душе стремления к душевной лени, к такому душевному спокойствию, которое означает твое прощение самому себе, безразличие к страданиям людей? Не слабеет ли в самом тебе голос совести? Не подаешься ли ты соблазнам «жизни в свою утробу»? Нет ли в тебе самом жестокости? Жива ли в тебе человеческая душа? Не теряет ли она способности болеть за горе, за оскорбления и унижения людей, живущих рядом с тобой на этой грешной, но стремящейся к счастью земле?»

VI. Подведение итогов урока посредством заполнения «Индивидуальных карт обратной связи», которые потом анализируются учителем (см. Приложение 2).

VII.Домашнее задание: перечитать рабочие главы романа к теме «Путь Раскольникова к преступлению»: часть I, гл. 2, 3, 4, 5, 6; часть III, гл. 5.

Литература:

  1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Москва, Республика, 1994.
  2. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. Издательство Московского университета, 1979.
  3. Прохватилова С.А. Петербургский мираж. Санкт-Петербург, 1991.
  4. Румянцева Э.М. Федор Михайлович Достоевский. Ленинград, Просвещение, 1971.
  5. История всемирной литературы. Том 7. Москва, Наука, 1990
  6. Великие россияне. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Олма-Пресс, 2004.
  7. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник. Ленинград, Научное издательство, 1992.

Приложения 1.

Приложение 3. Портреты писателя Ф.М. Достоевского кисти В.Г. Перова и С. Харламова.

Приложение 4. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» художника Д.А. Шмаринова.