ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в 11-м классе. Анализ стихотворения Федора Сологуба "В тихий вечер на распутьи двух дорог…"

Добавлено: 2020.02.12
Просмотров: 35

Нюшкова Виктория Федоровна, учитель русского языка и литературы

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством Ф. Сологуба как одного из ярких представителей поэзии Серебряного века.
  2. Работать над совершенствованием навыка анализа поэтического текста.

Эпиграф на доске:

Противен яркий свет очам больной души,
Люблю я темные таинственные сказки.

Д. С. Мережковский

Урок начинается с нескольких вопросов по повторению особенностей поэтики символизма, затем краткое сообщение о Ф.Сологубе, его творческом пути. После этого звучит стихотворение.

В тихий вечер на распутьи двух дорог
Я колдунью молодую подстерег,
И во имя всех проклятых вражьих сил
У колдуньи талисмана я просил.
Предо мной она стояла чуть жива,
И шептала чародейные слова,
И искала талисмана в тихой мгле,
И нашла багряный камень на земле,
И сказала: “Этот камень ты возьмешь, -
С ним не бойся, - не захочешь, не умрешь.
Этот камень все на шее ты носи
И другого талисмана не проси.
Не для счастья, иль удачи, иль венца, -
Только жить, все жить ты будешь без конца.
Станет скучно – ты веревку оборвешь,
Бросишь камень, станешь волен, и умрешь”.

Вариант урока для классов со слабым уровнем подготовки.

Урок строится на основе фронтальной беседы.

Особая интонация, атмосфера таинственности уже при первом чтении завораживают читателя, и потому естественно начать с вопроса о том, какими средствами создает автор ощущение тайны.

“Тихий вечер”, “в тихой мгле”, “на распутьи двух дорог”… Фон, на котором разворачивается действие… Не здесь ли начинается нечто необъяснимое, таинственное, чему одно название – волшебство? Помните, в русских народных сказках в важный, переломный момент жизни герой оказывается на перепутье у вросшего в землю камня: “Налево пойдешь… направо пойдешь… прямо пойдешь…” А если еще колдунья шепчет “чародейные слова”, находит “багряный камень” (не какой-нибудь, а багряный, так и кажется, что он светится “в тихой мгле” таинственным светом, иначе как же его можно отыскать?) невольно проникаешься атмосферой чародейства. Кстати, можно поговорить и об ассоциациях к слову “багряный” (темно-красный, багровый, похожий на кровь, “как уголек от костра в темноте”…). Обращаем внимание и на повтор слова “тихий”: “в тихий вечер” – летний, теплый, безветренный вечер, когда все замирает в ожидании ночи, засыпает; “в тихой мгле” – в темноте, ночью, когда мгла разлилась по земле, ничего не видно и не слышно, любой звук, даже шорох, воспринимается не так, как днем. Повтор усиливает впечатление тайны, но и создает “зримую картину” непроглядной темноты.

Символисты всегда придавали большое значение музыке стиха. В этом стихотворении обращает на себя внимание и особый ритм, напоминающий не то заговор, не то былину. Интересны наблюдения за размером стиха. Стихотворение написано шестистопным хореем, редким для поэзии Серебряного века. Строки довольно длинные. Рифмы смежные, точные – такое ощущение, что автор намеренно их использует, чтобы усилить эффект ведовского слова колдуньи, создать интонацию повествования, напевности, даже некоторой монотонности, которая усиливается многочисленными пиррихиями, особенно в следующих строках:

Предо мной она стояла чуть жива,
И шептала чародейные слова,
И искала талисмана в тихой мгле,
И нашла багряный камень на земле,
И сказала…

Обратим внимание и на использование разговорных слов и оборотов речи в стихотворении: “на распутьи двух дорог”, “подстерег”, “проклятых вражьих сил”, “чуть жива”, “все на шее ты носи”…

Следует отметить также анафору в этих строках (повторяющийся союз при однородных сказуемых), благодаря которой еще в большей степени создается эффект заговора, завораживания читателя словом, что было свойственно символистам вообще и Ф. Сологубу в особенности: “…стояла…// И шептала… // И искала… // И нашла… // И сказала…”.

Для чего же автор создает атмосферу таинственности? Обратимся к сюжету стихотворения. Перед нами, безусловно, лиро-эпическое произведение, так как автору важна событийная сторона. Повествование ведется от первого лица. Автор намеренно максимально приближает лирического героя и читателя, делая их собеседниками, создавая тем самым атмосферу доверительности:

В тихий вечер на распутьи двух дорог
Я колдунью молодую подстерег…

Обратим внимание: “подстерег”! Не случайно встретил, даже не поджидал, а подстерег, как подстерегают добычу! И теперь понятно, почему колдунья “стояла чуть жива”, - видимо, на такой шаг человек может решиться только в крайнем случае, когда готов на все, ведь во все времена к колдуньям, ведьмам и прочим людям, вступающим в контакт с нечистой силой, было отношение особое. Уже в следующей строке тому подтверждение:

И во имя всех проклятых вражьих сил
У колдуньи талисмана я просил.

Вам это ничего не напоминает? Конечно! Известный сюжет: герой ради своей идеи, страсти готов продать душу дьяволу. Об этом мы читали и в художественной литературе, и в фольклорных произведениях. Какая же страсть привела лирического героя на эту роковую встречу? Какого “чародейства” он добивается? Снова обращаемся к тексту. Ответ находим в словах не лирического героя, а колдуньи:

…Этот камень ты возьмешь, -
С ним не бойся, не захочешь, не умрешь…
Только жить, все жить ты будешь без конца…

Ну что ж, вполне понятное желание. Кто из нас не думал о том, как бы прожить подольше, а еще лучше – вечно. Эта проблема волновала человечество во все времена, пытались ее решить и средневековые алхимики, и философы, и современные ученые. Сколько сказок об этом, сколько литературных произведений! Идея бессмертия кажется такой привлекательной! Что же по этому поводу мы читаем в стихотворении Федора Сологуба?

Этот камень все на шее ты носи
И другого талисмана не проси.
Не для счастья, иль удачи, иль венца, -
Только жить, все жить ты будешь без конца.

“Только жить, все жить”, но при этом ни счастья, ни удачи, ни любви не будет… А нужна ли такая жизнь? Попробуйте “примерить на себя” этот вариант. Думается, многие, если не большинство, откажутся от такой возможности – жить вечно. Повтор в этой строке усиливает впечатление невыносимой тоски хоть и вечной, но безрадостной жизни. И колдунья знает, что “жить …без конца” человек не сможет – не захочет… Но тогда счастьем для него станет другое – смерть:

Станет скучно – ты веревку оборвешь,
Бросишь камень, станешь волен, и умрешь.

Получается, бессмертие – несвобода, иго, которое человек стремится сбросить, а смерть, на которую человек идет по собственной воле, - проявление свободы. Здесь мы видим возвеличивание смерти как проявления свободы, воли, ведущей к освобождению, - теперь уже от земных чар. (Эта мысль требует развернутого комментария. Ф. Сологуб был одной из выразительных фигур символизма, его часто называли русским Бодлером, вырастившим в своем творчестве самобытные “цветы зла” (считалось, что его поэтические славословия смерти вызвали в России начала XX века волну самоубийств). Ведущим мотивом творчества Ф. Сологуба была борьба прекрасной мечты, “сказки” и действительности, яви - грубой, пошлой, жестокой. Сологуб воспевал смерть как освободительницу от пут пошлости, прославлял всемогущество творческой личности, способной силой своего воображения создать целый мир.)

Нужно обратить внимание и еще на один традиционный для мировой литературы мотив. Судьба человека нередко ассоциировалась с нитью, которую прядут богини судьбы, и, если эту нить оборвать, наступит смерть. В стихотворении Федора Сологуба веревка, на которой висит талисман, - та же нить судьбы, которую можно в любой момент оборвать, только сделать это герой может сам, по своему свободному выбору. В трактовке этого мотива мы тоже можем увидеть эстетизацию и прославление смерти, свойственные не только для Ф. Сологуба, но и для всего пессимистического мировоззрения русских и зарубежных декадентов.

Попробуем посмотреть, как соотносится с идейным содержанием стихотворения его организация на других уровнях.

Заключенный в стихотворении смысл реализуется сначала на фоне вполне конкретном: “в тихий вечер”, “на распутьи двух дорог” – пространство и время определено достаточно точно, даже реально. Но с появлением колдуньи конкретность исчезает: камень она ищет уже “в тихой мгле”, которая заполняет пространство вокруг, время и окружающий мир растворяются в ней, перестают существовать. Камень колдунья находит “на земле”, но это уже не та земля, которую мы видим под ногами (много ли увидишь “в тихой мгле”?), это уже земля в космических масштабах. Время в речи колдуньи тоже трансформируется в вечность: “…только жить, все жить ты будешь без конца…”. Именно к вечности стремился в начале стихотворения лирический герой, но теперь рядом возникает “скучно”, и бесконечная, вечная жизнь теряет свою привлекательность, а на первый план выходят ВОЛЯ и СМЕРТЬ.

Посмотрим на строфику этого стихотворения. Оно состоит из 16 строк. Казалось бы, его можно разделить на четыре катрена, тем более, что смежная рифма к этому располагает, но автор не делит его на строфы. Почему? Относительно самостоятельным при делении на катрены могло бы быть только первое четверостишие:

В тихий вечер на распутьи двух дорог
Я колдунью молодую подстерег,
И во имя всех проклятых вражьих сил
У колдуньи талисмана я просил.

Следующие восемь строк “стягиваются” друг с другом однородными сказуемыми с повторяющимся союзом, что делает невозможным деление на отдельные строфы. К тому же здесь мы видим и единственное из однородных сказуемых без зависимых слов (что уже обращает на себя внимание), но после которого начинается прямая речь:

Предо мной она стояла чуть жива,
И шептала чародейные слова,
И искала талисмана в тихой мгле,
И нашла багряный камень на земле,
И сказала: “Этот камень ты возьмешь…”

Благодаря “нестандартности” этого сказуемого логическое ударение падает на слово “сказала”, что закономерно делает речь колдуньи наиболее значимой в идейном плане частью стихотворения, ведь именно в ней заключена главная мысль всего произведения:

… “Этот камень ты возьмешь, -
С ним не бойся, - не захочешь, не умрешь…
Не для счастья, иль удачи, иль венца, -
Только жить, все жить ты будешь без конца.
Станет скучно – ты веревку оборвешь,
Бросишь камень, станешь волен, и умрешь”.

Как видим, и через организацию строфы просматривается идея произведения.

Система рифмовки стихотворения (ааббввггддббеедд) тоже достаточно прозрачно указывает на главную мысль стихотворения. Автор использует смежную рифму, причем обращает на себя внимание повтор рифм в строках 3-4 и 11-12, а также 9-10 и 15-16. Если же посмотреть на то, какие именно рифмы повторяются ( первая пара: вражьих сил – я просил и ты носи – не проси; вторая пара: возьмешь – не умрешь и оборвешь – и умрешь), то, как говорится, комментарии излишни.

Вариант урока в классе с высоким уровнем подготовки.

Урок строится на основе групповой работы учащихся с текстом стихотворения. Задания для анализа текста выдаются до чтения стихотворения.

Вопросы для 1группы.

Проанализируйте сюжет стихотворения Ф. Сологуба, ответьте на вопросы.

  1. К какому роду литературы можно отнести данное стихотворение? Докажите свою точку зрения.
  2. Почему повествование ведется от первого лица? Что привело лирического героя на распутье дорог? Охарактеризуйте его душевное состояние. Какими средствами оно передано в стихотворении? Как вы думаете, возьмет ли лирический герой “заветный камень”? Обоснуйте свой ответ, опираясь на текст произведения.
  3. Какие традиционные для мировой литературы мотивы можно выделить в данном стихотворении? В чем своеобразие их трактовки?

Вопросы для 2 группы.

Проанализируйте организацию пространства и времени в стихотворении Ф. Сологуба, ответьте на вопросы.

  1. Где и когда происходит действие в стихотворении? Почему именно в этом месте и в это время?
  2. Как изменяется ощущение пространства и времени в стихотворении? С чем это связано? Какими средствами передает автор ощущение бесконечности? Как соотносится ощущение пространства и времени с идеей стихотворения?

Вопросы для 3 группы.

Охарактеризуйте строфику и систему рифмовки стихотворения Ф. Сологуба.

  1. Почему стихотворение не делится на строфы?
  2. Какова система рифмовки? Обратите внимание на повторяющиеся рифмы. С чем это связано? Как соотносится система рифмовки с идеей стихотворения?

Вопросы для 4 группы.

Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства в стихотворении Ф. Сологуба и проанализируйте их роль в создании художественного образа.

  1. Какие словесные средства художественной изобразительности есть в данном стихотворении, их роль?
  2. Назовите стилистические фигуры, используемые автором. Какова их роль в создании художественного образа?
  3. Что вы можете сказать о звуковом оформлении стихотворения? Как оно помогает читателю воспринимать текст данного стихотворения?

После совместного обсуждения в группах данных вопросов и выступлений подводится итог урока. Это могут сделать ученики и учитель.

Выводы по уроку. Как видим, анализ разных уровней организации данного текста приводит к похожим выводам, что свидетельствует о взаимосвязи всех элементов стиха. Параллельно мы можем наблюдать и внутреннюю связь этого произведения с поэтикой символизма, основными философскими идеями эпохи начала ХХ века.

Можно подвести итоги сказанному. В 1909 году Корней Чуковский написал “Путеводитель по Сологубу”, в котором отметил прямую связь этого писателя с философией и эстетикой своего времени, то есть первого десятилетия ХХ века: “Недешево досталось Сологубу драгоценное право быть в нашу эпоху романтиком, Дон Кихотом, созидателем “творимых легенд”… Как бы ни относились к этому странному творчеству, ясно одно: это творчество не пустая блажь одного чудака-однодума, оно создано нашей эпохой, оно продиктовано ею”. Обратимся к эпиграфу урока. “Противен яркий свет очам больной души” поэта, который в своем творчестве выражает болезнь века, а потому уходит от пошлости и грязи окружающего мира в мир нереальный, но прекрасный, создает его силой своего воображения, творит сказку, одна из которых и прозвучала сегодня на уроке.