ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок в 5-м классе на тему: "Буквы Ы и И после Ц"

Добавлено: 2020.02.11
Просмотров: 3

Елкина Людмила Григорьевна, учитель русского языка и литературы

М

УЭ
Учебный материал с указанием заданий. Руководство по усвоению учебного
материала.
18 О


1.

2.


3.

4.


5.


6.


7.

8.


9.

Цели:
  • знать: правило написания ы и и после ц;
  • уметь:
    • применять данное правило на письме;
    • графически обозначать орфограммы;
    • работать в паре ППС, ПСС;
  • развивать: монологическую речь учащихся;
  • воспитывать: культуру орфографического и каллиграфического письма.

Оборудование:

  • обучающие карточки № 1, 2;
  • тест первичного контроля, ключ №2;
  • алгоритм работы в ППС, ПСС;
  • рисунок с изображение цыпленка.

ХОД УРОКА

Организация начала занятия

Проверка домашнего задания

  1. Книга – лучший товарищ.
  2. Зачитать сочинение - миниатюру, в котором употреблены слова-исключения (крыжовник и др.)

Работа по перфокартам. «По следам былых ошибок».

Цель: проверить результаты работы над ошибками предыдущего урока.

Сделать развинтить рассвет
распилить раздать сбежать
исправить сжать распустить
разрезать здоровье расписание
избежать безрадостный бесцельный

Мобилизующий этап

(Есть еще одна ошибкоопасная буква -ц).

- Прочитайте веселую чепуху и попытайтесь объяснить, о написании каких букв мы сегодня на уроке будем говорить?

На цыпочках приходит в цирк
Цыган и начинает танцы.
А на циновке молодцы
Надели на цыпленка панцирь.

Самостоятельное знакомство с правилом правописания ы и и после ц.

Работа по обучающим карточкам № 1 и № 2.

Цель: знать правило написания ы и и после ц.

Задание

1. Прочитайте алгоритм.
2. Получите карточки и приступайте к выполнению задания по алгоритму.

Алгоритм индивидуальной работы.

  1. Получи карточку.
  2. Прочитай теоретический материал. Запомни.
  3. Выполни задание № 1, № 2.
  4. Найди партнера для работы в ПСС.

Алгоритм работы в паре.

1. Один ученик рассказывает.
2. Второй ученик повторяет за ним несколько раз.
3. Оба партнера сверяют выполнения 1 и 2 части, ставят подписи.
4. Перейдите к следующему партнеру, поменяйтесь карточками.
5. Работайте с ним по такой же схеме.

Обобщить полученные знания по теме «Буквы ы и и после ц».

Цель: проверка усвоенного материала.

  1. Расскажите о правописании ы и и после ц, приводя примеры после каждого правила.
  2. Назовите слова – исключения, в корне которых пишется ы
  3. Составьте схему.
  4. Угадайте слово по его значению и примените правило.

Устная работа

1. Как называется:

1) Детеныш курицы? (Цыпленок, иск.)
2) Зрелищное учреждение, в которой выступают клоуны? (Цирк)
3) Одноглазое мифическое существо? (Циклоп)
4) Дословный отрывок из какого-либо произведения? (Цитата)
5) Шумные рукоплескания? (Овации)
6) Твердый покров некоторых животных, например, черепах, крокодилов? (Панцирь)
7) Изделие, коврик, сплетенный из лыка, соломы, тростника? (Циновка)
8) Болезнь десен, возникающая из-за отсутствия витаминов в пище? (Цинга)
9) Овечий мех? (Цигейка).

2. Закончите предложения.

Науку о болезнях и их лечении называют ... (медицина).
Знак для обозначения числа называют ... (цифра).
Место на часах, где расположены цифры, называют ... (циферблат).

Тест первичного контроля

Вариант 1.

Основная часть.

Списать, вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте (см. форзац учебника, орфограмма № 15).

Ц…ган, милиц…я, акац…я, нарц…сс, панц…рь, на ц…почках, ц…нга, лисиц…н, ц…плята, с улиц…, секц…я.

Дополнительная часть.

Учебник № 447 (1 часть), стр. 173.

Вариант 2.

Основная часть.

Списать, вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте (см. форзац учебника, орфограмма № 15).

Ц_трусовый, ц_ганка, ц_ферблат, с улиц_, сестриц_н, для куниц_, ножниц…, ц…гейка, акац_я, ц_корий, из-за дверц_.

Дополнительная часть.

Учебник № 447 (2 часть), стр. 173.

Алгоритм работы.

1. По лексическому значению определите слово.
2. Руководствуясь правилом (см. учебник на стр. 173.), опре­делите, какая гласная пишется после ц.
3. Графически обозначьте орфограмму (см. форзац учебни­ка, орфограмма № 15).
4. Проверьте основную часть по ключу № 2.
5.Оцените свою работу.

- Вернитесь к началу модуля и прочитайте, какие цели стояли перед вами?
- А теперь самостоятельно оцените, достигли ли вы цели на уроке?

понравилось

скучно

Задание на дом.

- Выберите себе домашнее задание:

  1. Упр. № 449, стр. 174.
  2. Представьте себе, что вам предложили участвовать в конкурсе на лучший учебник. Что и как вы бы написали о буквах ы и и после ц? Можно составить план, по которому школьникам легко будет изучать написание ыи после ц.
    (Подготовьте карточку для партнера с заданиями).
  3. Написать сочинение-миниатюру, употребив слова-исключения (на выбор) и др. (с буквами ы – и после ц): «Скорей бы весна пришла», «Цирк».

Ключ № 2.

1 вариант: цыган, милиция, акация, нарцисс, панцирь, на цыпочках, цинга, лисицын, цыплята, с улицы, секция.
2 вариант: цитрусовый, цыганка (искл.), циферблат, с улицы, сестрицын, для куницы, ножницы, цигейка, акация (на -ция), цикорий, из-за дверцы.

Самопроверка и самооценка.

Создание проблемной ситуации.

Взаимоконсультирование, взаимопроверка правильности выполнения.

Работа в ППС,
ПСС.
На полях поставь


Фронтальный опрос.

Самоконтроль.