ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Составное именное и составное глагольное сказуемое"

Добавлено: 2020.02.08
Просмотров: 7

Копиева Марианна Алексеевна, преподаватель русского языка

Цели урока:

  • повторить известные из школьной программы сведения о типах составных сказуемых;
  • углубить представления о составных сказуемых и способах их выражения;
  • совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения; развивать способность объединять изученные сведения в систему.

Оборудование: карточка для индивидуальной работы со стихотворением “Парус”; карточки с примерами для рассказа о типах составных сказуемых, карточка для коллективной работы, презентация к уроку в формате Power Point.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня я хочу начать наш урок не совсем обычно. Я хочу, чтобы мы вспомнили яркого талантливого русского поэта и писателя, который родился в ночь с 14 на 15 октября 1814 года, а это значит, что через 2 дня мы будем отмечать памятную дату – 195 лет со дня его рождения.

Кто же он?

Послушайте о нем, а потом назовите его имя.

Жизнь его была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни, со взлетами вдохновения и горечью разочарований.

Детство в Тарханах, в поместье бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, нежно любившей внука и враждовавшей с отцом его. Университетский Благородный пансион в Москве, где открылся для мальчика свет культуры, поэзии и где он начал писать поэму “Демон”, которую не уставал творить всю жизнь. Московский университет, откуда его исключили за участие в буйной студенческой выходке против бездарного и грубого профессора Малова. “Два года в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров”, где под стук военных барабанов он создает романтическое повествование о пугачевском восстании “Вадим”. Служба в лейб-гусарском полку в Царском Селе; среди дерзких проказ и кутежей, светских интриг и влюбленностей – его приговор петербургскому свету: драма “Маскарад”. И когда погиб Пушкин – суд над всем строем жизни империи, убивающей гениев, – стихотворение “Смерть Поэта”. И слава голоса, прозвучавшего на всю Россию, и арест, и ссылка на Кавказ. Там, под пулями, в дыму сражений, зреет первый в русской литературе реалистический роман в прозе “Герой нашего времени”. Возвращение из ссылки в 1838 году, невероятный успех в свете и при дворе, дуэль с сыном французского посла Э. Барантом, оскорбившим честь русского офицера – и снова ссылка на Кавказ. И снова дуэль, но теперь уже с русским, даже с товарищем прежним, Мартыновым. И смерть в грозу, бушевавшую несколько часов подряд с момента мартыновского выстрела. Вот и весь круг. Только две последние цифры поменялись местами в датах его жизни. Но сколько испытано чувств и какое противоборство мыслей разламывало его ум и душу.

– Кто же он?
(М.Ю. Лермонтов)

III. Сообщение темы и цели.

– Да, наш урок я хочу посвятить его памяти. Мы сегодня говорим о нем,
вспоминаем строки из его произведений, знакомясь с темой “Составное
именное и составное глагольное сказуемое. Способы их выражения”.
(Запишите тему в тетрадях).

На уроке мы вспомним теоретические сведения о типах сказуемых; будем учиться находить составные сказуемые в предложениях, определять способы их выражения.

IV. Работа по теме.

1) – Но сначала “орфографическая пятиминутка”. Вспомним сегодня правило “Правописание Ь после шипящих в разных частях речи”.

– По таблице расскажите о правописании Ь после шипящих.

– Сейчас я буду читать отрывки из стихотворений М.Ю. Лермонтова, а вы
будете записывать только слова на данное правило.

Выборочный диктант (на доске и в тетрадях).

1. За все, за все Тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей...

2. И если после многих лет
Прочтешь ты, как мечтал поэт,
И вспомнишь, как тебя любил он,
То думай, что его уж нет,
Что сердце здесь похоронил он.

3. Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.

4. Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.

5. Скажите ж мне, о чем писать?
К чему толпы неблагодарной
Мне злость и ненависть навлечь,
Чтоб бранью назвали коварной
Мою пророческую речь.

6. Как милы мне твои улыбки молодые,
И быстрые глаза, и кудри золотые,
И звонкий голосок! – Не правда ль говорят,
Ты на нее похож? – Увы, года летят...

7. Уж проходят караваны
Через те скалы,
Где носились лишь туманы
Да цари-орлы.

8. Рыбак, рыбак прекрасный,
Оставь же свой тростник;
Ты мне помочь не в силах,
А плакать не привык.

9. Что на земле прекрасней пирамид
Природы, этих гордых снежных гор?
Не переменит их надменный вид.
Ничто: ни слава царств, ни их позор;
О ребра их дробятся темных туч
Толпы, и молний обвивает луч
Вершины скал; ничто не вредно им.

10. Люди хитры! Хоть и труден
Первый был скачок,
Берегися! Многолюден
И могуч Восток!

11. Едет царевич задумчиво прочь.
Будет он помнить про царскую дочь!

12. ... Станут течь их дни,
Невинные, как дни детей;
Меж них ни дружбу, ни любовь
Приличья цепи не сожмут,
И братьев праведную кровь
Они со смехом не прольют!..

2) В это время 1 студент работает у доски по карточке.

Задание: во всех предложениях найти и подчеркнуть грамматическую основу, дать полную характеристику простым предложениям, разобрать любое словосочетание.

Парус.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

3) Пока проверяем работу по карточке, 2 студента готовятся рассказать о типах составных сказуемых, в качестве примеров используя предложения из романа “Герой нашего времени”.

Карточка “Составное именное сказуемое”.

Утро было свежее, но прекрасное.
На нем был офицерский сюртук без эполетов.
Воздух был напоен электричеством.
И в этот вечер Казбич был угрюмее, чем когда-нибудь.
Возвратясь в крепость, я рассказал Максиму Максимычу все, чему я был свидетель.
“Ты хозяйский сын?” – спросил я его наконец.
Грушницкий – юнкер.
Он был среднего роста.
Не знаю почему, но этот взор показался мне чудно нежен.

Карточка “Составное глагольное сказуемое”.

Тут он [Максим Максимыч] начал щипать левый ус и призадумался.
Разговор этим кончился, и мы продолжали молча идти друг подле друга.
Спорить с ним я никогда не мог.
Признаюсь, я не желаю с ними познакомиться.
Я все готов отдать, чтобы тебя развеселить.
Он был охотник подшутить.
(Примеры запишите в тетрадь.)

4) – Какое сказуемое мы называем составным именным?

– Какое сказуемое мы называем составным глагольным?

5) Работа с текстом.

Перед вами карточка с текстом о студенческой жизни М.Ю. Лермонтова. Это воспоминания П. Вистенгофа, соученика Лермонтова по Московскому университету.

Задание: прочитайте текст самостоятельно, вставьте пропущенные орфограммы. Эту работу я проверю после урока, когда соберу карточки, поэтому подпишите их.

Карточка

Тема: “Типы сказуемых”

Тип сказуемого и способ выражения

Студент Лермонтов, в котором тогда н...кто из нас не мог

предвид...ть буд...щего замечательного поэта, имел тяж...лый, несходчивый характер.

Он даже и садился постоянно на одном месте, отдельно от других, в углу аудитори..., у окна, обл...котясь по обыкновению на один локоть и углубясь в чтение пр...несенной книги, не слушал профессорских лекц...й.

Роста он был небольш...го; темные его волосы были пр.. глажены на голове, темно-карие большие глаза пронзительно впивались в человека. Вся фигура этого студента внушала какое...то безотчетное к себе нераспол...жение.

Иногда в аудитории нашей, в свободные от лекций часы, студенты громко вели между собой оживлё...ые суждения о совреме...ых интересных вопросах. Некоторые увл...кались, возвышая голос. Лермонтов иногда отрывался от своего чтения, взглядывал на ораторствующего, но как взглядывал! Говоривший невольно конфузился или совсем ум...лкал. Ядовитость во взгляде Лермонтова была поразительна.

Лермонтов посещал каждый вторник тогдашн... великолепное Московское Благородное собрание, бл...стящие балы которого были очаровательны. Он всегда был изысканно одет, а при встреч... с нами делал вид, будто нас не замеча...т. Он постоянно окруж...н был хорошенькими молодыми дамами высшего общества и довольно фамильярно разговаривал и прохаживался по залам с почтенными и влиятельными лицами.

– Читайте текст вслух.

Будем находить ГО в каждом предложении, называть тип сказуемого и способ выражения. (Коллективная работа с комментированием).

  • И еще раз о сказуемом.
  • Какое сказуемое называется составным именным?
  • Словами какой части речи может быть выражена именная часть?
  • Какое сказуемое называется составным глагольным?

6) А теперь послушайте, как сам Лермонтов говорит в стихотворении “1831-го, июня 11 дня” об этом периоде своей жизни. А потом ответьте на вопрос:

– В какой мере наблюдения современника соответствуют настроению
лермонтовского лирического героя?

(Студент читает наизусть) (Отрывок).

1831-го, июня 11 дня.

Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала. Я любил
Все обольщенья света, но не свет,
В котором я минутами лишь жил;
И те мгновенья были мук полны,
И населял таинственные сны
Я этими мгновеньями. Но сон,
Как мир, не мог быть ими омрачен...
Никто не дорожит мной на земле,
И сам себе я в тягость, как другим.
Тоска блуждает на моем челе.
Я холоден и горд, и даже злым
Толпе кажуся; но ужель она
Проникнуть дерзко в сердце мне должна?
Зачем ей знать, что в нем заключено
Огонь иль сумрак там – ей все равно.

– Ответы на вопрос.

(Я думаю, современник верно угадал настроение Лермонтова. Ведь он говорит, что Лермонтов постоянно отгораживается от товарищей и на лекциях в университете, и на балах в Благородном собрании.

В стихотворении Лермонтова лирический герой говорит, что злым кажется толпе, и современник отмечает ядовитость в его взгляде и говорит, что фигура внушала какое-то безотчетное нерасположение.

Но по содержанию стихотворения мы можем сделать вывод, что Лермонтов только кажется толпе злым, это своего рода защита от назойливости окружающих, желание не открывать ни перед кем сердце, не делиться переживаниями, а все держать в себе.)

Мое обобщение.

– Лермонтов всегда хотел выработать в себе внутреннюю независимость от
“мнений света”. Может быть, поэтому он так себя ведет. Сам он в 1832г.
сказал С.А. Бахметевой: “Одну добрую вещь скажу Вам: наконец я догадался, что не гожусь для общества, и теперь больше, чем когда-нибудь; вчера я был в одном доме NN, где, просидев 4 часа, я не сказал ни одного путного слова; у меня нет ключа от их умов – быть может, слава Богу!”

Одинаковость людей света и безмыслие в их беседах делают невозможным общение Лермонтова с ними.

V. Итог урока.

Наш урок подходит к концу, и закончить его я хочу словами известной русской поэтессы Анны Ахматовой. Она так сказала о Михаиле Юрьевиче Лермонтове.

“Это было странное, загадочное существо – царскосельский леб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их... лжеготикой (подделкой под готику – архитектурный стиль), зато заметил, как “сквозь туман кремнистый путь блестит”. Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу (шутливое название Финского залива), задумчиво произнести: “Белеет парус одинокий...”...

Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой поэзии мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно:

Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.

Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.

Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой его вещи разрушает миф о том, что проза лишь достояние зрелого возраста...

...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта.

Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье...”

Д/з параграф 20-26.
Сочинение – миниатюра.
“Мой Лермонтов”.
“Какой памятник я поставил бы поэту”.

Литература

  1. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык. Часть 2., М.: ACADEMIA, 2000.
  2. Карпушин С.В., Терентьева А.В. Дидактические материалы по русскому языку и литературе. М.Ю. Лермонтов. М.: Интеллект-Центр, 2000
  3. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Стихотворения. (любое издание)
  4. Маранцман В.Г. Литература. Учебное пособие для 9 класса средней школы. М.: Просвещение, 1994.
  5. Читаем, думаем, спорим. 8 класс / Сост. Г. И. Беленький – М., 1996.