ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок на тему "...И дум высокое стремленье". 8-й класс

Добавлено: 2020.02.03
Просмотров: 4

Еремина Ольга Николаевна, учитель истории; Лободина Татьяна Георгиевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • познакомить с жизнью и литературным творчеством декабристов на примере творчества К. Ф. Рылеева;
  • показать влияние идей декабризма на творчество писателей разных поколений;
  • формировать у учащихся чувство патриотизма, уважение к родной стране, её истории;
  • развивать художественный и эстетический вкус учащихся.

Оснащение:

  • Выставка книг о декабристах.
  • Сборник произведений декабристов.
  • Портреты декабристов.
  • Компьютер, видеопроектор.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний учащихся

Учитель истории: Историк Самарин писал: “Прошлое царствование (начало правления Николая I) началось с того, что в один морозный день на Дворцовой площади облетел лучший цвет целого поколения”.

– О каком событии упоминает Самарин?
– О ком идет речь?

Далее демонстрируются кадры из к/ф “ Звезда пленительного счастья ” о выступлении декабристов на Сенатской площади.

Учитель истории: О декабристах существует много, воспоминаний, документальной литературы, литературно-художественных произведений, из которых можно уловить их человеческий облик. В процессе человеческого существования всегда выделяются люди, в которых проявляется историческая активность. С людьми такого типа обычно связаны масштабные, поворотные события в истории. Таковыми были декабристы.

Звучит музыка из к/ф “Звезда пленительного счастья”, учитель литературы читает строки стихотворения Н.Огарева.

... В Петербурге в день присяги
Был бунт, исполненный отваги.
Полк вышел чуть не на заре
И стал на площади в каре,
Готов на смерть и жаждет воли
– Не надо больше рабской доли!

Ребята! Стойте в добрый час, Святая Русь помянет вас!

3. Изучение нового материала

Учитель литературы: Декабристы были не только общественными деятелями, открыто выразившими протест против существующих порядков, но и талантливыми писателями и поэтами.

Показ слайдов с портретами декабристов-писателей.

(Раевский, Кюхельбекер, Глинка, Одоевкий, Пущин)

Учитель литературы: Тема нашего интегрированного урока “...И дум высокое стремленье”. С деятельностью и творчеством декабристов мы познакомимся на примере творческого подвига Кондратия Рылеева.

О чем писали декабристы, какие проблемы затрагивали?

Учитель истории: Что бы ответить на эти вопросы я вам предлагаю вспомнить причины восстания декабристов.

Примерные ответы учащихся:

– Они увидели, что главным победителем в Отечественной войне 1812 года был российский народ, который находился в бесправном положении, и захотели изменить это положение.
– Знакомство с идеями просветителей Западной Европы.
– Российская действительность с бесправием большинства и крепостным правом.
– Нерешительность Александра I в проведении реформ.
– Знакомство с условиями жизни и политическими системами стран Западной Европы в результате заграничных походов.)

Учитель истории: Таким образом молодых, талантливых людей волновали вопросы процветания страны, боль за пережитки прошлого в виде крепостничества, самодержавия и т.д.

Вопрос: Как планировали будущие декабристы изменить современную им Россию?

Примерные ответы учащихся:

– ввести республиканское правление;
– установить демократические свободы;
– отменить крепостное право;
– наделить крестьян землей.

Вопрос: Почему планам декабристов не суждено было сбыться?

Примерный ответ учащихся:

– неправильно выбранная тактика военного переворота
– несогласованность и нерешительность действий декабристов

Учитель литературы: Будущие декабристы не только участвовали в создании тайных обществ, разработке программ дальнейшего развития страны, но и оставили богатое литературное наследие. Характерной чертой творчества поэтов-декабристов был глубокий интерес к русской национальной истории.

Одним из самых ярких поэтов-декабристов младшего поколения был Кондратий Федорович Рылеев. Его творческая жизнь продолжалась недолго – с первых ученических опытов 1817–1819 гг. до последнего стихотворения (начало 1826), написанного в Петропавловской крепости.

Сообщение учащегося, показ презентации о Кондратии Рылееве

(Приложение 1)

Учитель литературы: Творчество Рылеева — это образец вдохновенной гражданской поэзии. В бурный 1820 год он опубликовал талантливое стихотворение “К временщику”.

Учитель истории: Временщик-это

Вопросы:

– предположите, кого в период правления Александра 1 могли называть временщиком?
– на какой период царствования Александра 1 приходится усиление влияния Аракчеева?
– какое название этот период получил в российской истории?
– назовите основные его характеристики.

Ученик читает стихотворение “Временщик”

Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
Ты на меня взирать с презрением дерзаешь,
И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!
Твоим вниманием не дорожу, подлец;…

Учитель литературы: Всесильный Аракчеев кичливо заявил накануне: “Я друг царя, на меня жаловаться можно только богу”. Рылеев не жаловался, а заклеймил его в глазах современников и потомков.

Учитель литературы: Особое место в творчестве поэта занимает поэтический цикл "Думы" (1821-23), целью которых было "напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории...". В Думах отражены образы борцов за независимость родины и свободу народа, борцов против деспотизма и угнетения. Поэт восхищается мужеством Святослава, Мстислава Удалого, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Сусанина.

В 1825 пишет поэму "Войнаровский", содержащую пропаганду политических идей декабристов; в ней выражено кредо Рылеева: "Я не поэт, а гражданин".

Учитель истории:

– Гражданин… Как вы понимаете значение этого слова?
– Что, по вашему мнению, имел в виду Кондратий Рылеев, говоря “Я не поэт, а гражданин”.

Учитель литературы: В 1825 году была написана историческая поэма "Наливайко", посвященная борьбе за национальную независимость украинского казачества с панской Польшей в конце XVI века. Поэма осталась незаконченной. Судя по сохранившимся отрывкам, большое место в ней должно было занять изображение картин народной жизни и быта, участия народных масс в национально-освободительной борьбе. В главном герое поэмы подчеркнута его близость к народу, готовность отдать жизнь борьбе за освобождение народа от иноземного ига. Герой поэмы "Наливайко" — гетман, который поднял меч за свой край. Словами Наливайко, предводителя народного движения, Рылеев выразил не только собственную поэзию, он обобщил саму идею декабризма:

Могу ли равнодушно видеть
Порабощение земляков
Нет, нет мой жребий: ненавидеть
Равно тиранов

Учитель истории: Задолго до восстания на Сенатской площади Рылеев писал в “Исповеди Наливайко”:

Цитирует учащийся:

Известно мне: погибель ждет
Того, кто первым восстает
На утеснителей народа, -
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной –
Я это чувствую, я знаю…
И радостно отец святой,
Свой жребий я благословляю.

Учитель истории: Первым услышал эти строки Михаил Бестужев, который в ту пору жил на квартире у Рылеева.

“– Знаешь ли, – сказал он, – какое предсказанье написал ты самому себе и нам с тобою? Ты как будто хочешь указать на будущий свой жребий в этих стихах.
– Неужели ты думаешь, что я сомневался хоть минуту в своем назначении, – сказал Рылеев, – Верь мне, что каждый день убеждает меня в необходимости моих действий, в будущей погибели, которою мы должны купить первую попытку для свободы России, и вместе с тем в необходимости примера для спящих россиян”.

Учитель литературы: Вдохновением и глубоким убеждением в правоте дела революции дышит стихотворение “Гражданин”, написанное в том же 1825 году. В нем Рылеев звал молодежь на подвиг революционной борьбы:

Нет не способен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья!
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенья века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетенную свободу человека.

Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги,
И в бурном мятеже, ища свободных прав,
В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

Учитель истории:

Как романтик, Рылеев поставил в центр национальной истории личность патриота свободолюбца. История, с его точки зрения, – борьба вольнолюбцев с тиранами. Конфликт между приверженцами свободы и деспотами (тиранами) – двигатель истории.

Учитель литературы:

Историческое лицо любого минувшего века приравнивается к декабристу по своим мыслям и чувствам (княгиня Ольга мыслит по-декабристски, рассуждая о “несправедливости власти”, воины Димитрия Донского горят желанием сразиться “за вольность, правду и закон”, Волынский – воплощение гражданского мужества). Отсюда ясно, что, желая быть верным истории и исторически точным, Рылеев, независимо от личных намерений, нарушал историческую правду. Его исторические герои мыслили декабристскими понятиями и категориями: патриотизм и вольнолюбие героев и автора ничем не различались. А это значит, что он пытался сделать своих героев одновременно такими, какими они были в истории, и своими современниками, ставя тем самым перед собой противоречащие и, следовательно, невыполнимые задачи.

Произведения Рылеева были запрещены после восстания, распространяли их тайно.

Рылеев был мне первым светом…
Отец! По духу мне родной –
Твоё названье в мире этом
Мне стало доблестным заветом
И путеводною звездой.

Так писал о нём политический деятель Н.Огарёв.

Учитель истории: Николай I сделал все, для того, чтобы сократить их жизнь, сломить волю к борьбе, уничтожить “их дум высокое стремленье”. Первое ему удалось….

Вопросы:

– Как поступил Николай I с восставшими?
– Почему необходима была такая жестокая расправа

Учитель литературы: Сломить же волю декабристов, их дух палачи не смогли. Об этом свидетельствует стихотворение К. Рылеева:

Тюрьма мне в честь – не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за Отчизну.

Учитель литературы: И в доказательство того, что идеи декабристов близки народу и продолжают жить, летит в Сибирь послание А.С.Пушкина, переданное через Александру Григорьевну Муравьеву.

Читает учащийся:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Учитель литературы: Подтверждением того, что дух декабристов не сломлен и, что они верят в победу своего дела был ответ Александра Ивановича Одоевского.

Читает учащийся:

Ваш скорбный труд не пропадет;
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы:
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы.

Учитель истории: Несмотря на то, что восстание декабристов было обречено на поражение, оно не прошло бесследно. Историческое значение декабризма заключается прежде всего в том, что оно было революционным общественно-политическим движением. А кроме того было также широким идейным и общекультурным течением, оставившим глубокий след в духовной жизни русского общества и в истории русской культуры.

Наш урок подходит к завершению. В качестве закрепления пройденного материала предлагаем вам ответить на вопросы кроссворда. (Приложение 2)

Учитель литературы: (на музыкальном фоне…)

Наш урок хотелось бы закончить произведением неизвестного автора, выразившего идейные искания поколения, разбуженного декабристами. Получившее распространение в 30-е годы XIX века, оно так и называется – “Декабристам”.

Над вашей памятью кровавой
Теперь лежит молвы позор;
На ней поэт, вензанный славой,
Остановить не смеет взор…

Но вы погибли не напрасно:
Все, что посеяли, взойдет,
Чего желали вы так страстно,
Все, все исполнится, придет!

Иной восстанет грозный мститель,
Иной восстанет мощный род:
Страны своей освободитель,
Проснется дремлющий народ.

В победный день, в день славной тризны,
Свершится роковая месть –
И снова пред лицом Отчизны
Заблещет ярко ваша честь.

4. Рефлексия:

Перед вами на столах лежат карточки со смайликами, которые выражают различные чувства. Поднимите ту карточку, которая на данный момент выражает ваше настроение.

5. Домашнее задание:

Написать эссе “Роль декабристов в развитии общественной мысли в России”.

Литература:

  1. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни. М., 1988.
  2. Марич М. “Северное сияние”.
  3. Нечкина М.В. Декабристы. М., “Наука”, 1983.
  4. Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (1-я половина). М., “Высшая школа”, 1985.
  5. Поэзия и письма декабристов. (Сост. Фомичев С.А.). Горький, 1984.
  6. Пушкин А.С. Полн.собрание соч. в 10-ти тт.– т.7.– Л., “Наука”, 1978.
  7. Рылеев К.Ф. Думы. М., “Наука”, 1975.
  8. Заичкина И.А., Почкаев И.Н., Русская история от Екатерины Великой до Александра II; М., 1994.
  9. Антонов В.Ф., Книга для чтения по истории России XIX века: 8-й класс, М., 2000.
  10. Декабристы в воспоминаниях современников, М., 1988.