ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок-размышление "Корабль мятущейся души…"

Добавлено: 2020.02.02
Просмотров: 9

Чумакова Ирина Валериевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  1. Проанализировать стихотворение “Парус” (Художественные средства, своеобразие лермонтовских чувств).
  2. Подвести к выводу об особенностях мироощущения поэта.
  3. Показать взаимосвязь различных видов искусства.
  4. Воспитание эстетических взглядов.

Оборудование урока

1. Литературный ряд

  • Выставка книг и альбомов о Лермонтове.
  • Тексты стихотворений Лермонтова, Языкова.
  • Учебник литературы.

2. Зрительный ряд

  1. Портрет М.Ю. Лермонтова (М.Ю. Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет П.Е. Заболотского. Масло. 1837)
  2. Иллюстрации к стихотворению “Парус”:
    а) Парус. Акварель М.Ю. Лермонтова. 1828 – 1832.
    б) Парус. Акварель неизвестного художника.
    в) рисунки учащихся 6-х классов [Приложение3].
  3. Слайд-шоу к стихотворению: оцифрованные картины И.К. Айвазовского.

3. Музыкальное сопровождение.

Романс “Белеет парус одинокий”. Музыка А.Е. Варламова, исполняет О. Погодин [Приложение2].

И в даль грядущую,
Закрытую пред нами,
Духовный взор его смотрел.
М.Ю. Лермонтов

Жизнь познается через слово, звуки, цвет и свет души.
Н.А. Кузьменкова

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Беседа.

Ребята, кто-нибудь из вас видел море? (Да.)

Какое оно?

Какие чувства испытывает человек, увидев перед глазами морскую гладь? О чем он думает?

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Михаила Юрьевича Лермонтова “Парус”, попытаемся понять, что чувствовал поэт, когда стоял перед безбрежным пространством моря, о чем он размышлял.

Чтение стихотворения учителем.

Парус

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Какое настроение появляется при чтении? (Печальное, тревожное.)

Давайте попробуем разобраться, почему возникает печальное настроение …

Что изображает поэт в своем стихотворении? (Парус в пространстве моря, морской пейзаж.)

Какой эпитет выбрал он для существительного парус? (Одинокий.)

В черновом варианте стихотворения поэт использовал прилагательное “отдаленный”. Как вы думаете, почему он заменил его?

Как усиливается состояние тревоги, контраста? Что помогает это прочувствовать?

Да… На этом фоне отчетливо проступает одиночество паруса, который помещен между страной далекой и краем родным, но не принадлежит ни тому, ни другому.

Какая картина предстает перед нами во второй строфе? (Буря.)

Как описывает ее поэт? (Это грозная, пугающая стихия, которой очень трудно противостоять: Играют волны, ветер свищет, // И мачта гнется и скрипит…)

Обратите внимание: где находится лирический герой в начале стихотворения? (На берегу, наблюдает за парусом.)

А здесь “мачта гнется и скрипит”. О чем они свидетельствуют? (Герой словно перенесся на парусник, можно даже сказать, они стали одним целым.)

Но.., приносит ли буря парусу избавление от неудовлетворенности существованием? (Нет.)

Почему мы делаем такой вывод? (Об этом говорят следующие строки: Увы, он счастия не ищет, // И не от счастия бежит!)

Слово “Увы!” здесь становится ключевым. Что оно выражает?

В своем дневнике поэт писал: “Увы! он ничего не ищет…”. А в данном случае говорится о чем? (Счастье). Автор использует повтор. Случайно ли? Как вы думаете, для чего?

Что говорится об окружающей картине мира в третьей строфе? Какая она? (Под ним струя светлей лазури, // Над ним луч солнца золотой… - яркая картина мира, кажется, что все уже позади, герой нашел то, что искал…)

Но, начав с внешней красивой, солнечной картины, Лермонтов заканчивает картиной внутренне неразрешимых противоречий:

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Подберите синонимы к слову “мятежный” (смятение – метаться - метель). В начале 19 века слово “мятежный” означало “беспокойный”, “мечущийся”.

Почему парус из царства покоя рвется к буре – просто потому что он мятежный? (Нет, в бурях он жаждет обрести тот же покой).

Давайте прочитаем стихотворение Языкова “Пловец” (1829):

Смело, братья! Туча грянет,
Закипит громада вод,
Выше вал сердитый встанет,
Глубже бездна упадет.
Там, за далью непогоды,
Есть блаженная страна;
Не темнеют неба своды,
Не проходит тишина.

Чем похожи и в чем разница между этими стихотворениями?

В этом стихотворении буря противопоставляется тишине. Но что находится за далью непогоды? (Блаженная страна). Доступна ли она герою? (Да. Преодолев внешнюю преграду, он обретет то, что ищет (блаженную страну), его цель рядом и она достижима.)

А у Лермонтова в стихотворении между героем и покоем встает внутренняя преграда. В строках Под ним струя светлей лазури, // Над ним луч солнца золотой звучит намек, что он уже находится в этой стране, но герой не успокаивается. Не с бурей парус спорит, а с самим собой. Смена обстоятельств – следствие безысходности: в буре ищет покой, а в покое – бурю.

Образ паруса

Образ моря

Образ лирического героя

признаки

действия

белеет

одинокий

мятежный

ищет

кинул

не ищет

бежит

просит бури

туман голубой

играют волны

ветер свищет

струя светлей лазури

луч золотой

одиночество

поиск близкого

тревога

разочарование

неразрешимые противоречия

безысходность

Вывод по таблице: стихотворение построено на контрастах, эти противопоставления усиливают мотив одиночества. Но, несмотря на то, что настроения тревожные, природа предстает во всей своей красе, яркая.

Оцифрованные картины И.К. Айвазовского, сопровождающиеся романсом А.Е. Варламова в исполнении О. Погудина “Белеет парус одинокий” [Приложение2]. (Слайд-шоу.)

Построчное иллюстрирование (работы учащихся). Определить, к каким строкам стихотворения относится каждый из представленных рисунков [Приложение3].

По каким признакам вы нашли соответствие иллюстраций со строками стихотворения “Парус”? (Композиция, цветовое сочетание (колорит), настроение.)

Какие чувства испытывали вы, когда рисовали свои иллюстрации к стихотворению “Парус”?

Можно ли считать ваш труд сотворчеством с поэтом? (Да!!!)

Своими работами учащиеся соприкоснулись с творчеством Лермонтова, сочетая свою душевную искренность с душевными раздумьями поэта, который еще в ранней юности писал:

Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала…

Так что же такое душа поэта? (Это тайник богатых откровений.)

Какими качествами души обладал поэт? (Искренность, богатство талантов, мечтательность, любовь к необычному и к красоте природы.)

Поэт проникнут философским размышлением, где само осознание жизни, как творчество. Юного Лермонтова волнует вопрос: “Что такое творчество?!” - Только вдохновенный труд, - отвечает он.

Чем, считал Лермонтов, осуществляется мастерство и творчество? (Талантом, желанием, трудом.)

И линия, и краска, и слово не дадутся равнодушному рассудку, ведь поэзия и искусство – это высокое воплощение человеческой мысли и чувства. И не надо забывать, что любым мастерством движет любовь к красоте, подтверждением чему являются, как стихи, так и картины Михаила Юрьевича. (Кстати, поэтический дар Лермонтов унаследовал через 13 поколений от своего предка-шведа Лермонта, жившего в начале 17 века, по прозвищу “Рифмач”.)

Назовите характерные черты поэзии Лермонтова? (Цветопись. Живописное видение мира. Контрасты.)

Что главное в стихотворении “Парус”: пейзаж? Реальная природа? Настроение? Душевное состояние автора? Сплавленность внешнего и внутреннего взглядов поэта?

Внимательно перечитав стихотворение “Парус”, можно понять: в нем не описывается реальная картина, но передается настроение, душевное состояние, которые отражены в картины природы.

Недаром писал другой поэт Ф.И. Тютчев:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык!

Что есть в природе по словам Ф.И. Тютчева? (…душа, свобода, любовь, язык чувств.)

В этом вы можете убедиться, изучая многогранный талант М.Ю. Лермонтова-художника в поэзии и поэта в живописи!

К кому обращены поэзия и живопись М.Ю. Лермонтова?

Его поэзия и искусство о человеке и обращены к человеку. К душе человека…К нам – потомкам.

“Легкая” ли жизнь была у Лермонтова? (Нет…полна душевных страданий, творческих исканий, гонений и клеветы.)

Не сошедший с трудных путей своего времени, Лермонтов оказался современником будущим векам; судьба не обошла поэта преждевременной гибелью, но одарила его бессмертием!

…Прошлое на тайную цепочку
Двери запирает изнутри…

И задача учителя – открыть эту дверь – дверь в мир красоты, в мир искусства.

Какое значение имеет наш урок по отношению к поэту? (Связь поколений…понимание души поэта…знакомство с русской культурой… дань благодарности поэту и памяти о нем…)

Нашло ли отклик в вашей душе стихотворение “Парус”?

Вывод: Обнаруживается, что чем объемней и богаче цветовая гамма стихотворения, тем трагичней его смысл.

Простое, на первый взгляд, изображение морского пейзажа содержит в себе очень сложную мысль поэта о жизни, в которой объединяются бури и покой, поиск счастья и бегство от него. Здесь же звучит мотив одиночества, внутренней неудовлетворенности и поиска смысла жизни.

Но, о чем бы ни писал поэт, в его стихотворениях всегда есть место мечте.

Домашнее задание.

Подумать над вопросом “Что я ценю в поэзии Лермонтова”

Подготовиться к конкурсу на лучшего чтеца стихотворений М. Ю. Лермонтова и о Лермонтове.

Литература

  1. Альбом “М.Ю. Лермонтов”. – М., 1988.
  2. Беляева Н. “Проверить алгеброй гармонию”, или Еще раз об анализе стихотворения. – Тверь, 2001.
  3. Гудкова А.А. Мифология М.Ю. Лермонтова (Психология творческой личности). – СПб., 2002.
  4. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке / Сост. и вступит. ст. В.В. Афанасьева. – М., 1984. – 17 с.
  5. Критарова Ж.Н., Самойлова Е.А. Конспекты уроков для учителя литературы: 6 класс. – М., 2002. – С. 67 – 86.
  6. Колокольцев Е.Н. Объяснительный текст к Альбому “М.Ю. Лермонтов”. – М., 1988. – 48 с.
  7. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. – М., 2002. – 88 с.
  8. Лермонтов в воспоминаниях современников. – М., 1989. – 672 с.
  9. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981. – 784 с.
  10. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985. – 228 с.
  11. Мурзак И.И., Ястребов А.Л Динамика сюжетов в русской литературе 19 века: “Луч солнца золотой…” (Светопись пейзажа). – М., 2000.

Приложение 1