ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного. 6-й класс

Добавлено: 2020.01.26
Просмотров: 7

Зотова Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы

Цель урока: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков учащихся по теме урока.

Задачи урока:

  1. Выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по пройденному материалу.
  2. Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.
  3. Способствовать созданию положительного настроя на уроке

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: урок-конкурс.

Оборудование: презентация, дидактический материал, иллюстрации, листы бумаги, рисунки, карточки, пазлы.

Организация урока

I. Организационный момент. Этап “включения” в урок.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны и покажете себя только с лучшей стороны. Итак, мы начинаем.

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас необычный урок, конкурс “Самый грамотный ученик”. Сегодня вам предстоит преодолевать разные препятствия, состязаться в грамотности, внимательности и активности. (Слайд №1)

Загадку эту отгадать совсем несложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,
Я по значению похоже на глагол!

П. Чесноков

III. Презентация о деепричастии (выступление учащейся). (Слайд №2-5. Презентация)

IV. Мы знаем, что деепричастие неизменяемая форма глагола и зависит от глагола. Образуйте деепричастия от глаголов, выделите с суффиксы, с помощью которых вы образуете деепричастия. (Слова написаны на доске)

делать (делая),

рыдать (рыдая),

читать (читая);

забежать (забежав),

усмехнуться (усмехнувшись)

- Сформулируйте вывод о словообразовании деепричастий.

- От чего зависит написание гласной буквы перед суффиксом деепричастий?

V. Правописание НЕ с деепричастиями. (Карточка у каждого ученика) (Слайд №7)

(Не) видя, (не) думал, (не) веря, (не) доумевая, (не) мог, (не) замечая, (не) поднимая, (не) чувствуя, (не) возмущаясь, (не) узнаешь, (не) предполагая, (не) навидя, (не) умолкая, (не) присутствуя, (не) заметил (взаимопроверка, слайд №8)

Ученик у доски с карточкой: (не) дожидаясь ответа, сильно (не) доумевая, (не) дошёл до ручья, (не) беспокоясь о себе, страшно (не) годуя, (не) знает дороги, (не) навидя ложь, (не) узнав товарища, (не) согласившись с чужим мнением

- Как пишутся не с деепричастиями?

Вывод: НЕ с деепричастиями пишется раздельно.

– А бывают ли случаи слитного написания НЕ с деепричастиями? (Да, когда слово без НЕ не употребляется, например, негодуя.)

VI.

1. С любым деепричастием составить предложение (делая, рыдая, читая, забежав, усмехнувшись). (Ученик у доски) (Слайд №10)

2. Определить морфологические признаки деепричастия.

VII. Запишите предложение (один человек у доски).

Спасаясь от оводов, лось зашёл в воду.

- Найдите деепричастный оборот. Аргументируйте свой ответ.

- Перестройте предложение, изменив место деепричастного оборота.

- Сделайте вывод о месте деепричастного оборота и знаки препинания при нём.

VIII. Развитие речи: работа с пазлами. Работа в парах.

А сейчас другой вид работы. Вы должны собрать пазлы.

- Из какого произведения взят данный сюжет? А кто автор? (Слайд №11-12)

- В отрывке из “Сказки о попе и о работнике его Балде” А.С. Пушкина сбежали деепричастия. Верните беглецов на место, обозначьте вид деепричастий.

(У каждого на парте текст)

Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом ……………,
………. язык, мордку ……….,
Прибежал бесёнок, ………….,
Весь мокрёшенек, лапкой ……,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь, а Балда братца гладит,
………..: “Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый!”

(Слова для справок: высунув, обежавши, задыхаясь, поднявши, утираясь, приговаривая)

- Прочитайте выразительно восстановленный текст. (Слайд №13)

- Укажите вид деепричастий.

- А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием.

IX. Тестирование по пройденному материалу. (У каждого ученика)

ТЕСТ

1. Найти деепричастие:

а) почуяв

б) сожалел

в) услышан

г) ознакомься

2. Укажите деепричастие совершенного вида:

а) беспокоясь

б) закончив

в) отдыхая

г) продумывая

3. В каком случае НЕ пишется слитно:

а) (не) доумевая

б) (не) подготовлено

в) (не) освещена

г) (не) почувствовал

4. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении: Орёл (1) расправив (2) крылья (3) взлетел со скалы.

а) 1, 2, 3

б) 1, 2

в) 1,3

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Ребята, сбежавшие наверх, смотрели на новенького.

б) Виноград вился карабкаясь по соседним деревьям.

в) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив

г) Рыцарь, следуя кодексу чести, всегда защищал Прекрасную Даму.

Ответ : 1а, 2б, 3а, 4в, 5б (слайд №14)

Оценка
“5”
“4”
“3”
“2”

Ошибки
0
1–2
3– 4
более 4-х

X. Подведение итогов урока.

Подводя итог урока, давайте вспомним, что мы сегодня повторили:

- морфологические признаки деепричастия;

- знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами;

- правописание НЕ с деепричастиями;

- употребление деепричастий в речи.

XI. Домашнее задание упр. 600. (Слайд №15)