ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Правописание -З, -С на конце приставок

Добавлено: 2019.10.07
Просмотров: 2

Никандрова Елена Юрьевна, учитель

Цель урока: закрепить правописание приставки С, повторить звонкие и глухие согласные, дать понятие о фонетическом принципе написания приставок без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-), вз-(вс-), низ-(нис-), раз-(рас-); тренировать учащихся в правильном произношении и правописании этих приставок; развитие речи, воспитывать интерес к изучаемому, положительные эмоции в ходе работы, развивать эстетический вкус.

Ключевые слова темы: приставки, орфограммы, согласные буквы, глухой согласный, звонкий согласный.

Словарь для активного употребления: здесь, здоровье, здание, здравствуй, вздумать, рассвет, бесшумный, вздумать, раздать, разбить, бесконечный.

Оборудование к уроку: сигнальные карточки, иллюстрация «Курица и удивительные цыплята», интерактивная доска, маршрут путешествия (схема-карта) на доске, словообразовательный словарь А.Н. Тихонова, учебник «Русский язык», 5-й класс авторов Г.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, рабочая тетрадь для самостоятельных и проверочных работ Л.Ю. Комиссаровой, И.В. Текучевой.

План урока

  1. Повторение изученного материала.
    1. Фонетическая разминка
    2. Повторение правописания приставок.
    3. Выполнение индивидуальных заданий.
    4. Занимательная игра «Светофор».
    5. Игра «Четвертое лишнее»
  2. Изучение новой темы
    1. Наблюдение.
    2. Самостоятельное выведение правила.
    3. Чтение учебной статьи по учебнику
  3. Закрепление изученной темы.
    1. Осложненное списывание
    2. Проверка выполненного задания
    3. Графический диктант
    4. Составление рассказа по картине
  4. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока

Организационный момент.

I. Повторение изученного материала

1) Учитель:

– Я начальник поезда, мы едем по стране приставок. Товарищ кондуктор, на какой станции мы стоим?

Класс импровизирует движение поезда, жестикулируя руками и четко произнося: «Мчится поезд срежеща: жэ, че, шэ, ща, жэ, че, шэ, ща – ту-ту…»(фонетическая разминка).

Кондуктор: «Внимание, внимание! Наш состав стоит на станции «Приставка С-», будьте внимательны, не заблудитесь, соблюдайте правила правописания!»

2) Повторение правописания приставки С-.

Пассажир: «Как долго мы будем здесь стоять?»

Кондуктор: «Пока не убедимся, что все знают правила, допустивших ошибок оставляем на этой же станции, остальные поедут дальше. Расскажите нам, гид, пожалуйста, об этой станции!» (гид – ученик).

Гид: «На этой станции проживают слова с приставкой С. Наша задача: знать все эти слова в лицо, так как по голосу многие не различаются, слышатся как «З». В этом нам поможет разбор по составу: приставки З в русском языке нет, но есть только С-. А в словах здесь, здание, здоровье, здравствуй «З» входит в корень. Эти слова мы не должны путать с жителями станции!

3) Выполнение индивидуальных заданий.

Учитель: Итак, уважаемые пассажиры, проверяем ваши знания. Наш состав поедет дальше, если все разборы будут выполнены без ошибок.

К доске выходят 6 учеников (индивидуальные задания).

На заранее оборудованной доске 6 заданий:

а) фонетический разбор слова «здесь»;
б) написать звонкие согласные;
в) написать глухие согласные;
г) вставить нужную букву в словах …дать, …жать, …бор, …дание, …грёб, ….двинуть, …доровье, …дуть;
д) разобрать по составу слово бесшумный, придумать предложение, подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения, определить способ образования этого слова (ученик использует словообразовательный словарь);
е) написать слова для запоминания, где «З» входит в корень, придумать с ними предложения.

4) Занимательная игра «Светофор».

Учитель: «Пока эти пассажиры работают у доски, остальные занимаются изучением станции».

Объявляю игру «Светофор». Вход на станцию только на зеленый свет. Красный цвет – вход запрещен! Итак, поднимаем сигнальную карточку в зависимости от слова.

Слова для игры: здесь, сдал, сгрёб, сдал, сбор, здание, сдуть, сжечь, стержень, здравствуй, сбить

Там, где есть приставка, учащиеся поднимают сигнальную карточку с зеленым цветом. Где нет приставки – с красным.

Затем проверяется работа пассажиров у доски. Ошибок нет.

5) Игра «Четвертое лишнее». Чей ряд быстрее зачеркнет лишнее слово:

сдал, сбил, сжал, здесь
здание, сбор, сбежал, сгорел,
здесь, здоровье, здание, сдуть

II. Изучение новой темы

Учитель: «Мы изучили эту станцию, теперь, наверное, можно ехать дальше? Товарищ, кондуктор, какая следующая остановка?»

Кондуктор: «Да, конечно, едем дальше! Никто из нас не отстал? Прекрасно! Объявляю отправление, следующая станция – «Приставки без-, из-, воз-, вз-, низ-, раз-.»

Гид: «Живут на свете, людям помогая, приставки воз-, из-, через-, раз-, и без-. Но если звук глухой согласный их встречает, мы пишем их только с буквой с. Ты запомни, что приставки раз-, из-, воз-, низ-, без- и через- перед согласными глухими з на с всегда меняют.

1) Наблюдение.

На экране проецируются следующие слова:

разбить распилить
безводный бесконечный
издать испачкать
возродить воспитатель

Все слова вводятся в предложения.

2) Учащиеся разбирают слова по составу: находят приставку, корень, определяют закономерность написания: перед корнем на звонкий пишется в конце приставки з, перед корнем на глухой – с.

3) Правило самостоятельно формулирует гид.

4) Затем находят правило по учебнику, читают, запоминают

Применяется изучающее чтение. (§15, стр.90).

III. Закрепление изученной темы.

1) Осложненное списывание.

Учитель обращает внимание учащихся на текст, заранее написанный на доске (проектор, интерактивная доска).

Поздний ра…свет. Бе…престаннно идут дожди. Все позже во…ходит солнце. Без зонтика нево…можно выйти из дома. Ветер ра…носит созревшие семена. Дороги ра…мыты, унылая и бе…радостная картина .

Задание: вставить пропущенные буквы, озаглавить текст («Поздняя осень»).

2) Проверка выполненного задания/ошибок нет/. Анализ индивидуальных работ.

3) Учитель: «А теперь снимем усталость – физкультпауза, составляйте рассказ из жестов».

Учитель декламирует, учащиеся делают зарядку.

«Жаркий, жаркий летний день…
Мы решили выйти в тень.
Вышли в сад мы погулять,
Свежим воздухом дышать.
Увидали много яблок
И решили их сорвать.
Прыг-скок на носках!
Сколько их у вас в руках?
Уронили? Так ищите!
Ну? Нашли? Теперь все съели
И на место тихо сели

4) Учитель: А теперь графический диктант. Как вы думаете, какие буквы нам надо вставлять вместо пропусков?

Учащиеся: З и С

Учитель: Верно!

Слова для графического диктанта:

  1. раздать, распустить, исходить, возродить, расшатать
  2. разбить, раздать, исписать, бесшумный, измерить
  3. бескрайний, изрезать, безводный, бесконечный, избрать
  4. безрадостный, рассвет, бездумно, бессовестный, разведать
  5. бездельник, известный, расклеить, размазать, бессменный

Все слова объясняются в ходе работы.

5) Открывается ответ на доске:

I II III IV V
З З С З З
С З З С З
С С З З С
З С С С З
С З З З С

Ученики проверяют работы, ставят себе оценки: за 1,2 ошибки – «4», за 3,4 – «3», более - «2», за безошибочную работу – «5».

Итоги «2» – нет, «3» – нет, «5» – 15, «4» – 4.

5) Конкурс на смешной рассказ по иллюстрации «Курица и удивительные цыплята».

Слова для вставки: вздумала, рассвет, разгуливать, встретилась, раскудахталась.

Рассказ ряда-победителя /читает выразительно 1 ученик.

«Однажды на рассвете курица Ряба вышла со своими цыплятами погулять, червячков поклевать. Она вздумала выйти за ограду. Там валялась старая печная труба с сажей. Цыплята были желтенькие, завлекательные… Они встретились с интересным предметом – трубой и вздумали залезть в нее. Обернулась курица и тревожно раскудахталась: за ней бежали какие-то черные комочки. Посмотрела курица внимательно, увидела черную трубу и все поняла. И такое бывает!

IV. Подведение итогов.

Учитель: Итак, что мы изучили на этом уроке, что нового узнали? Какие слова узнали?

Ребята отвечают, перечисляют новые слова. Вывод по уроку с опорой на ключевые слова темы.

Комментирование оценок.

Задание на дом:

  1. упражнение 171, правило;
  2. для сильных учащихся выучить стихотворение «Не верится». Письменно ответить на вопрос: «Как вы поняли смысл стихотворения? Какое предложение главное?» Разобрать слова по составу на изученную орфограмму.

Не верится.
Человек бесчеловечный
Даже и не верится.
Крокодил бескрокодильный
Пусть уж лучше встретится!
Он невинный, безобидный,
Крокодил бескрокодильный,
Но опасный, бессердечный,
Человек бесчеловечный.

Приложение.