ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Наши ученики – наши соавторы

Добавлено: 2019.09.12
Просмотров: 1

Маринина Елена Анатольевна

Хотелось бы продолжить тему, поднятую в номере 19 за 2006 год учителем школы №1228 города Москвы В.Новичковой в статье “Ученики – авторы дидактического материала”. Напомню, что речь шла о проблемах мотивации при обучении в среднем звене школы.

Полностью согласна с автором статьи в том, что для учащихся 5-6 классов интерес к предмету (особенно к такому сложному и важному, как русский язык) – залог успешных знаний. Поэтому творческая, нестандартная форма работы на уроках русского языка и во время приготовления домашнего задания, безусловно, очень важна.

Я использую в своей работе различные формы творческих заданий, в том числе очень активно синквейны, составление текстовых диктантов на различные виды орфограмм, словарных диктантов.

Мы работаем по учебнику М.М.Разумовской, и заучивание пятиклассниками слов из рубрики ЗСП представляло собой определённую сложность. Чтобы как-то заинтересовать ребят, я стала предлагать им словарные диктанты следующего содержания:

  • “Преодолевая препятствия, из-за барьера справа впереди шествовал серьёзный спортсмен с рюкзаком. Оранжевая настурция сверкала в кабинете директора. Артисты шефствовали над молодым поколением. Вскоре отсюда влево полетел парашют. В брошюре пишут об аромате на аллее. Из-за вьюги артиллерия замолчала. Необходимо закреплять достижения российских университетов”.
  • “Человечество утверждает серьёзность лингвистики. Спортсмены с рюкзаками и парашютами на глазах у жюри прошли непреодолимое препятствие. Я отдалённо чувствовал аромат гвоздики, ромашки и увядающего гладиолуса. Чтобы закрепить достижение, артиллерист продолжает сражаться. Ученики увидели в вестибюле доброжелательного директора”.

По мере продвижения ребят по страницам школьного учебника, количество словарных слов постепенно увеличивается, а словарные диктанты становятся всё сложнее и сложнее. В конце октября мы писали уже такие диктанты:

  • “Доброжелательный директор в вестибюле справа от кабинета беседовал со спортсменами. Артиллерист продолжает верить и убеждён в победе миллионов людей, которые выиграют сражение. Общество стремится в счастливое будущее. Вскоре справа впереди сверкнул и блеснул салют. Фантазийный аромат оранжевой настурции, увядающей гвоздики, безмятежной ромашки и героического гладиолуса исчезает на территории аллеи”.

Нет сомнения в том, что использовать на уроке словарный материал такого содержания гораздо эффективней, чем просто слова, ещё и потому, что чаще всего ученикам приходится в качестве проверочной работы писать именно текстовые диктанты.

Постепенно мы пришли к тому, что ребята стали сами составлять словарные диктанты такого плана. Польза от этого была колоссальная. Ведь сложные слова запоминались гораздо лучше и быстрее.

Хочу предложить вниманию коллег несколько текстов, составленных моими учениками.

  • “Брошюра, бинокль, рюкзак и парашют необходимы для серьёзного похода. Не нужно стремиться к героизму - надо стать героем. Слева блеснул свет, изредка сверкала молния, но вдруг впереди засияло солнце. Будущее человечества в опасности. Информацию надо расшифровать, потом объяснить. Иллюстрация к рассказу поражала моё воображение. Вообразите безмятежное общество через миллион лет: удивительное поколение будет продолжать шествовать по миру. Когда я вижу багряный рассвет, то хочу сказать солнцу: “Здравствуй!”” (Савельева Анастасия, 5 “А” класс)
  • “Герой стремится к безмятежному будущему. На вокзал шествовало много спортсменов с рюкзаками и парашютами. Портрет артиста с оранжевой настурцией висит в кабинете директора. Чтобы увидеть салют, не нужно приносить бинокль. Человечество утверждает выразительность русского языка. Достижение необходимо закрепить во имя будущего поколения. Артиллерия отдалена от территории взрыва. Аллея с гладиолусами, гвоздиками и ромашками находится справа от барьера. Серьёзный артист поёт на телевидении”. (Герасимова Мария, 5 “А” класс)
  • “Замечательный запах оранжевой настурции восхищал профессионального артиста. Увядшие багряные гвоздики стоят в кабинете директора. Миллионы ромашек сверкали на солнце. Директор завода не мог беседовать с инженером. Преподаватель расшифровал новую информацию. Над гладиолусами жужжали пчёлы. Из-за барьера не было видно салюта”. (Тирский Гриша, Тирский Павел, 5 “А” класс)
  • “В сумерках звезда загорелась серебристым сиянием, олицетворяя безмятежный, отдалённый покой. Я восторгался, восхищался, открыто выражал свои эмоции при виде громадной коллекции произведений искусства. У меня есть желание выращивать гладиолусы, гвоздики, ромашки и колючий крыжовник в палисаднике”. (Смирнова Анастасия, 5 “А” класс)
  • “Коллективный портрет написан лиловыми, багряными, коричневыми и серебристыми красками. Не у всех учеников получается писать каллиграфическим почерком так, как у учителя русского языка. Мерцает лазурная полоса горизонта. Спасибо за приглашение на телевидение, но я, к сожалению, не смогу прийти”. (Щербакова Елизавета, 5 “А” класс)

После прохождения достаточно трудных тем по орфографии в 5-ом классе (“Правописание слов с чередующимися корнями”, “Правописание О-Ё после шипящих”, “Правописание Ы-И после Ц”) такой вид творческой работы тоже очень актуален. Детям нравится сочинять тексты нестандартного содержания, а если при этом используется, а соответственно и впоследствии и отрабатывается, один вид орфограммы, то положительный результат очевиден.

Вот, например, какой творческий диктант был составлен ещё одной моей ученицей:

Мальч…нка в капюш…не ел сгущ…нку и туш…нку. Ч…рная собач…нка нашла деш…вую кош…лку с крыж…вником. Ж…нглёр заш…л за реш…тку, где услышал ш…пот и ш…рох. Девч…нка с мяч…м выбежала на береж…к реч…нки. Ж…кей стал расч…сывать расч…ской ч…лку и ш…рстку лошадки. Ч…рствый и ч…порный ч…рт в ш…лковых ш…ртах залез в камыш…вый дом(Железняк Екатерина, 5 “А” класс).

А чуть позже у Кати появились такие стихи на отработку этой же орфограммы:

Однажды девчонка нашла кошёлку.
Кошёлка была из жёлтого шёлка.
Девчонка дала ту кошёлку мальчонке,
Мальчонка взамен ей дал собачонку.
Историю эту сколь хочешь читай,
Но “Ё” вместо “О” по ошибке не ставь!

Или ещё один детский вариант творческой работы на “орфографическую” тему:

Чёрный чёрт.

Чёрный чёрт в шёлковых шортах
С удовольствием слопал сгущёнку,
На обед же он тушёнку проглотил
Да в прикуску шоколадкой закусил.
Наш обжора, чёрный чёрт,
Чёрный с головы до ног!
Ну, а жёлтенький цыплёнок
Всё на цыпочках ходил
И при встрече с нашим чёртом
Только “Цыц!” проговорил.
Вдруг откуда-то цыган
Очень быстро подскочил
И, конечно, злого чёрта
За решётку посадил.
День прошёл, прошёл второй –
Чёрт совсем уже другой!
Он сейчас с большой охотой
Съел бы даже бегемота!
Он от голода такого
Поменялся с полуслова!
Стал теперь учёным чёртом.
Он теперь – особа с толком! (Железняк Екатерина, 5 “А”)

По-моему, такой способ работы – отличная возможность для развития творческих способностей ребят. И учиться становится интересней!

Такие диктанты удобно использовать и на карточках с пропущенными “трудными” буквами. В этом случае время выполнения задания и проверки значительно сократится.

Хочу заметить, что этот приём можно использовать и в старших классах. И если опыт такой деятельности у ребят уже есть, то и творческие работы с каждым годом будут всё более интересными.