ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Мягкий знак после шипящих

Добавлено: 2019.09.09
Просмотров: 2

Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка; Подберезкина Галина Викторовна, учитель русского языка

Цели урока:

образовательные:

  1. знания – изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;
  2. умения – находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;
  3. выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;
  4. повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи;

развивающие: развитие внимания, восприятия, памяти, ассоциативного и аналитического мышления, навыков связной речи, творческих способностей;

воспитательные: формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала, формирование таких качеств личности ученика, как толерантность, способность к диалогу.

Ход урока

I. Орг. Момент.

II. Повторение:

Учитель: Прежде чем мы будем изучать новую тему, давайте вспомним правописание мягкого знака после шипящих на конце слова в разных частях речи.

(В помощь можно использовать таблицу «Правописание мягкого знака с разными частями речи» Слайд 2 Презентации).

Части речи Ь пишется Ь не пишется
Существительные Жен. р. 3 склон. (молодежь) Муж. р. 2 склон. (врач),
Множ. ч. Род. п. (луж)
Глагол Н.ф. – беречь.
Повелит.наклон. – отрежь.
2 л. ед.ч. –ходишь
Прилагательные Краткая форма (хорош.)
Наречия ??? ???

После повторения записывается словарный диктант.

Помощь, стеречь, много груш, товарищ, горяч, увлечься, спрячь, камыш, съежишься, дичь, свеж, испечь, пахуч, хорош, луч, отрежь. (Обозначьте орфограммы, части речи.)

(Проверка словарного диктанта. Слайд 3)

Учитель: Давайте сделаем вывод: когда пишется Ь знак после шипящих пишется, а когда нет.

III. Открытие новых знаний.

(Слайд 4) С горы вскачь, а в гору хоть плачь. (Запишите предложение, определите части речи слов, в которых после шипящих пишется Ь знак.)

Какой вы можете сделать вывод о правописании Ь знака после шипящих на конце наречий?

Учитель: Как вы думаете, всегда ли на конце наречий пишется ь знак?

Понаблюдай по таблице и сформулируйте правило « Мягкий знак после шипящих на конце наречий».

Проверьте правильность формулировки, сверив её с правилом.

Запомните: Во всех наречиях ты мягкий знак найдешь, кроме трех слов: уж, замуж, невтерпеж (Слайд 5)

Учитель: И ещё послушайте стихотворение О. Соболевой. Это стихотворение – своеобразная инструкция по новой теме.

Вот как надо поступать.
Чтобы правильно писать:
Открываешь настежь двери.
Прогоняешь скуку прочь.
Вскачь пускаешься и веришь,
Что напишешь все точь-в-точь.
Так, как надо: вот шипящий,
Вот за ним есть настоящий,
Без подделки мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Так в конце он засияет,
Что кому-то “пять” поставят.

Кроме слов, конечно: «УЖ, как ЗАМУЖ НЕВТЕРПЁЖ!»

IV. Закрепление материала.

Учитель: Без пословицы речь не молвится. Уж с давних пор существуют в нашем языке пословицы и поговорки. Они приучают нашу речь к краткости и выразительности речи.

А) Выпишите из пословиц наречия:

  • Ищешь вчерашний день, а он уж прошел.
  • Для дорогого гостя и ворота настежь.
  • С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

Учитель: Назовите наречия. Объясните их правописание.

Б) Работа с учебником. (Упр. 188).

В) (Слайд 6) Вставьте подходящее по смыслу наречие.

1. На этот раз лошадей погнали…. 2. Родион … отбросил все сомнения. 3. Неистово звучат сверчки, и уснуть … 5. Небо ... усеяно тучами.(слова для справок. Вскачь, напрочь, невмочь, сплошь,).

Г) Запишите словосочетания: уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь, распахнуть окно настежь.

Д) Лексическая работа со словами « навзничь», « наотмашь»,

(Слайд 8)

  • Навзничьна спину, вверх лицом.
  • Наотмашь размахнувшись, отведя руку назад.

V. Самостоятельная работа.

А) Индивидуальное выполнение теста на компьютере.

Б) Упр. 189. (1-4 предложение);

В) Творческое задание. (Составьте стихотворение или рассказ, используя слова с орфограммой «Правописание Ь знака после шипящих в разных частях речи»

Г) Работа по карточкам (См. Приложение).

VI. Подведение итогов урока.

– В словах каких частей речи встречаются случаи написания мягкого знака после шипящих?

– Есть ли сходство в формулировках правил употребления( неупотребления) мягкого знака после шипящих в словах разных частей речи?

– Запишите ключевые слова урока.

VII. Д.З.

Упр. 191.