ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Любовная лирика А.С. Пушкина. 9-й класс

Добавлено: 2019.09.08
Просмотров: 2

Абрамова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (5,48 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • Показать взаимодействие творческой индивидуальности и литературной традиции.
  • Учить определять авторскую позицию и давать собственную трактовку литературного произведения, аргументировать её обращением к тексту.
  • Привлечь внимание к понятию "Литературный герой ".
  • Убедить в нравственно-мировоззренческом значении вечных тем в наше время, сформировать личное отношение к современной интерпретации вечных тем.
  • Пробудить интерес к творчеству А.С.Пушкина через эмоции, вызвать эмоциональный отклик.
  • Продолжить работу по формированию умений вести диалог, дискуссию, аргументировать свою позицию.

Оформление класса:

1. На экране эпиграф к уроку, слова В.Г.Белинского о творчестве А.С.Пушкина, портреты А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой.

Ход урока

I. Вступление. Постановка цели урока.

Учитель:

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока - любовная лирика Пушкина. Конечно, на одном уроке мы не можем охватить все стихотворения А.С.Пушкина о любви. Мы возьмём для разбора 3 стихотворения:

1. "На холмах Грузии".

2. "Мадонна".

3. "Я вас любил :".

Два из этих стихотворений связаны с личностью Натальи Николаевны Гончаровой, жены Пушкина.

II. Постановка проблемы урока.

Учитель:

Разбирая любовную лирику Пушкина, вы должны доказать, что В.Г.Белинский был справедлив в своей оценке творчества поэта. Обратите внимание на экран, на нём слова Белинского: Лирика Пушкина - "лелеющая душу гуманность".

III.

Учитель:

Любовь и дружба - основные чувства, питающие творчество Пушкина. Благодаря этому герой пушкинской лирики прекрасен во всём, ибо честен и требователен к себе. Любовь у Пушкина выступает как очищение души, как сила, возвышающая человека.

Ребята, давайте посмотрим на экран и прочитаем эпиграф нашего урока.

И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.

Справедливы ли эти слова?

Эти строки одного из шедевров пушкинской лирики. А теперь нам :(имя ученика) расскажет об истории любви Пушкина к его будущей жене. Это очень интересная история.

IV. Сообщение-презентация учащегося об истории любви Пушкина и Гончаровой.

V.

Учитель:

Пушкин объяснял свой поспешный отъезд тем, что мгновение безумного восторга сменилось в нём невыносимой тоской, погнавшей его прочь из города. На Кавказе, где в действующей армии служили его брат и друзья-декабристы, переведённые туда из Сибири, Пушкин и создал стихотворение "На холмах Грузии лежит ночная мгла".

(на экране текст стихотворения).

VI. Чтение заранее подготовленным учеником наизусть стихотворения "На холмах Грузии".

VII. Беседа по вопросам.

Учитель:

Это не просто стихотворение о любви, это лирический шедевр. Какими средствами он создан?

Ответы учеников.

- В стихотворении есть эпитет: Ночная мгла, метафора: Сердце горит.

- В стихотворении присутствует метафора: Лежит мгла.

- Стихотворение создано при помощи эпитета: Печаль светла, также эти строки можно назвать оксюмороном.

Учитель:

Дайте истолкование оксюморону.

Ответ ученика:

Печаль не горькое чувство, не отравлено неприятными впечатлениями, оно светлое.

Учитель:

Сочетаются вроде бы два взаимно исключающих понятия: Печаль и светлость. До Пушкина подобных смелых сочетаний в лирике не было.

Учитель:

Посмотрите, ребята, сколько здесь эпитетов, метафор?

Ответ ученика:

В этом стихотворении два эпитета и две метафоры.

Учитель:

Очень скупыми средствами переданы глубокие чувства, но вместе всё складывается в один музыкальный образ глубокой и светлой печали. Любовь, пришедшая к поэту, от него как бы не зависит - виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца гореть и любить. В этом конкретном чувстве каждый узнаёт нечто, ему близкое. Не нужно думать, что реальное любовное переживание без всяких изменений перенесено поэтом на бумагу. Жизненное переживание послужило лишь прототипом переживания художественного, в котором обобщён духовный опыт Пушкина. Лирический герой выражает свои чувства, освобождённые от всего постороннего и потому ненужного.

Учитель:

А какие строчки вы считаете ключевыми?

Ответы учеников:

- Мне грустно и легко.

- Печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою.

- И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может.

VIII

Учитель:

В жизни поэта происходят приятные изменения.

IX. Сообщение-презентация учащегося на тему "Болдинская осень".

X.

Учитель:

Стихотворение "Мадонна" поэт посвящает Н.Н.Гончаровой

(на экране текст стихотворения).

XI. Выразительное чтение учеником стихотворения "Мадонна".

XII.

Учитель:

Мадонна у католиков - Божья мать. Ребята, обратите внимание на написание этого слова, в разных источниках по-разному: с одной и с двумя - н -.

Каждой девочке я от души желаю, чтобы о ней сказали словами поэта

Чистейшей прелести чистейший образец.

XII. Беседа по вопросам.

Учитель:

Посмотрите, ребята, как интересно построено это стихотворение. Сколько строк в каждой строфе?

Ответ ученика:

В первой и второй строфах - по четыре строчки, а в третьей и четвёртой - по три.

Учитель:

Сколько всего строчек в стихотворении?

Ответ ученика:

- В стихотворении всего 14 строчек.

Учитель:

Результат нашего маленького исследования характеризует ту форму, которая получила название сонета.

(На экране определение сонета).

Учитель:

Главные в смысловом отношении слова поэт выносит в конец строки и закрепляет их с помощью рифмы. Найдите главные слова последней строфы.

Ответ ученика:

Ключевыми словами последней строфы являются слова: Творец - образец - Мадонна.

Учитель:

Почему А.С.Пушкин так называет свою возлюбленную?

Ответ ученика:

Красота Н.Н.Гончаровой была воспета современниками, художниками и поэтами.

Учитель:

Но, как известно, больше всего А.С.Пушкина поражало сходство его избранницы с изображением Мадонны на картинах художников эпохи Возрождения. Сравните портрет Н.Н.Гончаровой и изображение Мадонны на картине Рафаэля.

(на экране портреты Н.Н.Гончаровой и картина "Сикстинская Мадонна" Рафаэля).

Учитель:

Как выражает в стихотворении "Мадонна" поэт свой идеал счастья, скромной жизни, труда и красоты?

Ответ ученика:

- Одни, без ангелов :

- Чистейшей прелести чистейший образец.

XIII.

Учитель:

Пушкин и Гончарова были женаты всего 6 лет, и за это время у них родилось четверо детей. Перед смертью Пушкин просил жену не выходить замуж два года. Наталья Николаевна уехала с детьми к брату в имение и там прожила два года. Замуж вышла вновь через семь лет.

Вечная тема - тема любви - нашла отражение в музыке. Многие композиторы обращались к пушкинским шедеврам.

(на экране стихотворение "Я вас любил", звучит романс композитора Б.Шереметьева в исполнении Олега Даля).

Давайте послушаем это стихотворение ещё раз.

Ученик читает выразительно стихотворение.

XIV. Беседа по вопросам.

Учитель:

Какие ведущие, ключевые строчки в этом стихотворении?

Ответ ученика:

- Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Учитель:

В чём сила любви лирического героя?

Ответ ученика:

- В этом стихотворении выражено необыкновенное уважение к личности любимой, к её чувствам.

- Это высшее проявление любви: Любовь, лишенная эгоизма, основанная на том, чтобы любимая была счастлива.

Учитель:

В чём отличие стихотворений "Я вас любил" от стихотворения "На холмах Грузии"?

Ответ ученика:

- В стихотворении "Я вас любил" нет умиротворённости. Здесь чувство героя тревожно. Любовь ещё живёт, в нём светлая печаль вызвана не приходом любви, а безответной сильной любовью. Недаром он вновь и вновь повторяет

Я вас любил.

Учитель:

Какому другому сильному чувству подчиняется в этом стихотворении любовь?

Ответ ученика:

- В этом стихотворении чувство любви вынуждено подчиниться другому чувству - самоотверженности. Покой любимой женщины герою дороже безответного любовного чувства.

Я не хочу печалить вас ничем.

XV. Выводы по уроку.

Учитель:

А теперь давайте вернёмся к поставленной в начале урока задаче. Кто может доказать, что Белинский был справедлив, сказав, что лирика Пушкина - это "лелеющая душу гуманность".

Ответ ученика:

Я понимаю слова Белинского так: совершенный отказ от каких-либо личных прав, преклонение перед свободой чувств любимой женщины и вместе с тем сила любви поэта превращают его стихотворения в одни из самых пленительных созданий.

Учитель:

Любовь - это вечное чувство. О нём слагали, слагают и будут слагать стихи. Я желаю вам, чтобы каждого посетила в жизни настоящая любовь.

XVI. Выставление оценок.

XVII. Домашнее задание.

Одно из стихотворений, разобранных на уроке, выучить наизусть.