ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок по теме "Однородные члены предложения в художественном тексте. Работа с текстом"

Добавлено: 2019.09.02
Просмотров: 3

Лобанюк Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  1. Закрепить орфоэпические, словообразовательные навыки, углубить знания учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка.
  2. Развивать навыки и умения при работе с текстом.
  3. Воспитывать упорство и стремление к знаниям.

I. Учитель: Ребята, сегодня на уроке нам предстоит вспомнить правописание приставок и сложных слов, повторить способы синтаксической связи слов в словосочетаниях, а также определить, какую роль в тексте играют однородные члены предложения.

II. Работа с текстом (орфография, синтаксис).

Прочитайте про себя текст.

Отчёт по индивидуальному заданию: объяснить значение слов подбой, обножка, поёмная.

Прочитайте текст ещё раз, при чтении:

  • Выделяет в I абзаце слова с приставками.
  • Подчёркивает в тексте сложные слова.
  • Из предложения 5 выписывает все словосочетания, определяет способы синтаксической связи.

I ряд. Открылся, сокровенном, подбоем, зарослей, слитный, невнятно, непрожитые, настойчиво, спрашивал, запрокидывая, прижмурив, покачивались, срывались, прохладные, обножку.

1. Укажите слово, правописание приставки в котором зависит от значения.

2. Укажите слова, которые не имеют окончания.

3. Назовите их часть речи.

4. Укажите способ их словообразования.

П ряд. Многоголосного, первородной, разнотравье, низкорослый, снежно-белыми. (Далеко-далеко - однокоренное слово!!!)

1. Каким способом образованы данные слова? (Сложения, при помощи соединительных гласных)

2. Почему написание слов бархатисто - пыльные и снежно-белый отличается от других? (Надо вспомнить, на основе каких словосочетаний они образованы).

III ряд. Примыкание: вдыхала ненасытно, сидевшая неподвижно.

Управление: вдыхала запахи, запахи леса.

Согласование: многообразные запахи, сидевшая Аксинья.

Аксинья вдыхала - ?

III. Работа с текстом (тип речи, аллитерация).

- Из какого произведения этот отрывок?

- Озаглавьте его.

- Попробуем доказать, что это текст. Что же называется текстом? (Несколько предложений, соединённых общей основной мыслью и темой).

Работа со словом textum.

Textum (лат.) - “ткань”, “связь”, “соединение”. Значит, текст соединяется подобно тому, как нити переплетаются, ряд за рядом образуют ткань.

- Каковы же основные признаки текста? (Законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство текста, грамматическая связь между частями)

- Определите тип данного текста? (Описание). Почему? (Мы словно рисуем словесно и пейзаж, и портрет Аксиньи, можем сказать о её характере, переживаниях, чувствах)

- Как относится автор к своей героине? (М.А. Шолохов выражает свою симпатию, расположение к героине, создаёт психологический портрет)

- Какой же рисует автор Аксинью? Найдите в тексте слова и словосочетания, помогающие нам “увидеть” героиню. (“ненасытно вдыхала”, “глаза терялись в этом чудесном сплетении…”, “улыбаясь и беззвучно шевеля губами, уловила томительный и сладостный запах”)

- Как вы думаете, что помогает создать яркое, образное описание природы в этом тексте? (Совершенно верно, различные тропы: метафора, олицетворение, эпитеты - и аллитерация)

- Какие же конкретно средства художественной изобразительности использует автор? Обратите внимание в первую очередь на словесную инструментовку, найдите примеры аллитерации, ассонансов, звуковых повторов.

Аллитерация:

  • жужжали шмели, пчёлы на венчиках;
  • капал сок;
  • настойчиво спрашивал летавши над озерцом хохлатый чибис: чьи вы? чьи вы?;
  • сочился душок гниющей листвы).

- Чтобы продолжить работу, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?

IV. Проверка домашнего задания.

- Дайте понятие однородности (Однородными называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, являются одним и тем же членом предложения)

- Какая связь между ОЧП? (ОЧП связаны между собой с помощью особой, перечислительной интонации или с помощью интонации и сочинительных союзов)

- Назовите морфологическое выражение ОЧП. (Они обычно выражаются словами одной части речи, но это условие не является обязательным)

- Какими знаками препинания разделяются ОЧП? (Между ОЧП может ставиться запятая, точка с запятой, разделяет ОЧП, если те распространены или осложнены обособленными членами предложения. Тире, когда ОЧП противопоставляются друг другу и не связаны союзами)

- При помощи каких союзов связываются ОЧП: сочинительных или подчинительных? (Работа по сборной схеме)

V. Работа с текстом (эпитеты, метафора, олицетворение).

Найдите и подчеркните в тексте ОЧП.

- В каких предложениях? (Во всех.)

- Какие это члены предложения? (Это, в основном, определения)

Найдите в тексте неоднородные определения. В чем разница между ними? (Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру. Неоднородные – характеризуют предмет с разных сторон, обычно выражаются сочетанием качественных и относительных прилагательных)

…зелёные, с белым подбоем листья

…бражный и терпкий душок

…чудесного и многоголосного звучания

…томительный и сладостный аромат ландыша

…серенькая крохотная птичка

…смуглые дикие пчёлы

…тенистые прохладные дупла

…гниющей прошлогодней листвы

…могущественной первородной жизнью

…низкорослый горбатенький стебелёк

…снежно-белыми чашечками

- Найдите в 1 предложении уточняющее определение (литые, в узорной резьбе, дубовые листья.)

- Какую роль играют ОЧП в этом тексте? Считаете ли вы, что в этом тексте ряды ОЧП – образные художественные средства? (Да, ряды ОЧП в этом тексте играют роль действенного изобразительного средства: они помогают не только представить эмоции героини “улыбаясь и беззвучно шевеля губами …уловила томительный и сладостный аромат ландыша”, но и помогают нарисовать живую картину весеннего леса /см. примеры на доске + невнятно и грустно считала годы кукушка)

- Вспомните, что называется эпитетом? (Это художественное образное определение, чаще выраженное именем прилагательным)

- Найдите и назовите такие эпитеты. (чудеснейшее сплетение, сокровенное звучание томительный сладостный запах, смуглые пчёлы)

VI. Новый материал: при расширенном толковании эпитетом называют не только прилагательные, но и существительные – приложения (мороз-воевода), а также наречия, метафорически определяющие глагол: (невнятно и грустно считала кукушка, трепетно шелестели, настойчиво спрашивал, сладко прижмурив глазок).

- Определите, какой троп использован автором в предложении 6? (1 Ирония 2 Перифраза 3 Аллегория 4 Метафора)

- Олицетворение – это троп или фигура речи? Найдите их в тексте. (…почва растила богатое разнотравье, глаза Аксиньи терялись, листья берегли, горбатенький стебелёк)

- Обратите внимание на первое предложение: оно бессоюзное, где первый смысловой отрезок играет роль обобщающего слова. “…сокровенное звучание: шелестели, плыл слитный гул, невнятно и грустно кукушка считала, жужжали шмели). Монтаж “картинок” подчинён общей идее: показать мир его сокровенном звучании.

VII. Учитель: Итак, поработав с текстом, мы убедились, что автор в тексте словами при помощи ОЧП рисует образы, картины, описывает мысли, поступки, действия для того, чтобы

  • дать возможность читателю представить описываемые события;
  • передать свои эмоции;
  • вызвать у читателя ответные мысли и чувства.

VIII. Обобщение изученного.

- Как автор выражает свою позицию? (Открыто, прямо)

- Что же утверждает М.А. Шолохов? (Это задание С2)

- Природа и человек могут жить в согласии.

- Быть хозяином природы – значит беречь её.

- Сформулируйте основные проблемы, поставленные автором. (Это задание С1)

- Проблема отношения человека к природе.

- В природе всё слито, цельно, гармонично.

IX. Домашнее задание.

Записать на листе А4 свои варианты заданий С1 и С2.

Пользуясь образцом выполнения задания В8 написать фрагмент рецензии на данный текст, в котором проанализировать языковые особенности текста.

X. Работа по таблице “Стилистическая функция однородных членов предложения”.

- Какую же функцию выполняют ОЧП? (1, 2, 3,4,5)

Стилистическая функция однородных членов предложения

1. Показывают динамику действий.

2. Создают своеобразный ритмический рисунок фразы, мелодичность и музыкальность.

3. Дают зарисовку общей картины как единого целого.

4. Дополняют детали общей картины.

5. Создают ряд эпитетов, обладающих экспрессивностью, живописностью. Создают выразительную смысловую соотнесённость и своеобразную симметрию.