ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка в 9-м классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными места"

Добавлено: 2019.08.17
Просмотров: 4

Магулян Тамара Яковлевна, учитель русского языка и литературы

Цели и задачи урока:

– Знать отличительные особенности сложноподчиненных предложений места;

– Формировать

  • умение распознавать придаточные места, отличать их от других видов придаточных предложений;
  • правильную постановку знаков препинания в указанных типах предложений;
  • умение конструировать предложения изученных видов по схемам и заданному началу;

– Употреблять придаточные предложения в устной речи;

– Повторить орфограммы “Гласные в корне слова”, знаки препинания в предложениях.

– Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку и к своей малой родине.

Оборудование:

  • учебники;
  • тетрадь;
  • раздаточный материал;
  • мультимедийная установка.

Ход урока

I. Организационный момент (тема, цель, план урока). (Презентация. Слайд 2) 1–2 мин.

Гости: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №10 г. Туапсе Барсукова Надежда Сергеевна и учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №26 селения Индюк Задикян Каринэ Робертовна.

II. Проверка домашнего задания. (Слайды 3–4) 10 мин.

1. Ответьте на вопросы:

2. (Проекция на экран.)

(Ответ.)

Я знал, что Ильин был такой мастер, что к нему ездили со всякими хитроумными заказами даже из соседней деревни.(1 – прид.изъяснит; 2 – прид. степени)

Дети настолько хорошо изучили английский язык, что свободно владели разговорной речью. (1 – придат. степени)

3. Какие синонимы вы подобрали к словам:

БЕЗРАЗЛИЧНО (равнодушно),
МРАК (темнота, темень)?

Назовите тип и стиль литературного текста.

4. Вставьте пропущенные буквы в словах и объясните их выбор.

(На доске заранее написаны слова):

2 ЧЕЛОВЕКА у доски:

Л…ЖАЛА
С…РЕБРО
ДР…ЖАЩИМИ
ОСТ…НОВИЛАСЬ
СЛ…ВАЛИСЬ
Ч…ЩА
СЕР…БРО
ВЫБ…РАТЬ
ЗАСТ…ЛИТЬ
Л…ЖИЛИСЬ
Р…СТУЩИЙ

И 2 человека инд. с карточками.

III. 1. Объяснение нового материала. (Слайды 5–6) 8 мин.

(На доске заранее написаны предложения.)

Там счастье не диво, где трудятся нелениво.
[Там...], ( с.слово ГДЕ ...)

Куда клубочек покатится, туда и ступай.
(С.слово КУДА ...).
[туда]

Откуда гроза, оттуда и ветер.
(С.слово ОТКУДА…), [оттуда].

Там, где ветви ив свисали до земли, было прохладно.
[Там, (С. слово ГДЕ…), …].

2. А теперь под диктовку у доски и в тетрадях:

Алексей пополз туда, где теперь уже совсем ясно были различимы звуки КАНОНАДЫ.

(Словарная работа. Канонада – частая и мощная стрельба из многих орудий.)

4. Придумать предложение со словом КАНОНАДА.

5. Дополнительное задание (см. распечатку )

6. А теперь придумаем предложения по заданным схемам.

(Проекция на экран:)

IV. Практическая работа. Закрепление. 13 мин.

1. Упр. 137. Дополните главные предложения придаточными с союзным словом ГДЕ. Какие это придаточные? Составьте схемы придуманных предложений и запишите на доске. Определите вид придаточных.

2. А теперь продолжите предложения по предложенным кадрам о поселке Октябрьском. (Слайды 9–16.)

(Проекция на экран):

Поселок Октябрьский расположен там …(где река Пшиш …).

Наша школа находится на той улице … (где когда-то были похоронены погибшие солдаты) .

Там …(где построена железнодорожная станция ) …… был когда-то разъезд Пшиш.

3. Распредели номера предложений в таблицу:

(Ответ: проекция на экран:)

V. Подведение итогов урока. Еще раз вывод: 5 мин.

Оценки.

VI. Дома: 2 мин.

упр. 135 (письм.) по заданию;
подготовить рассказ о придат.места;
подготовить устный рассказ о достопримечательностях нашего поселка, употребив СПП с различными видами придаточных.

Дополнительное задание.

Вариант 1.

1. Прочитайте предложения, расставьте в них недостающие знаки препинания и выполните задание 2.

А) Сознание того что ч…десное было рядом с вами приходит слишком поздно.
Б) Метели что ломятся в дверцы с дороги меня не собьют.
В) Я не верю что писатель может равнодушно относиться к своим героям.
Г) Там где близ поверхности есть хотя бы неб…льшое количество меди обязательно найдется и малахит.
Д) Кусты местами так часты что сост…вляли непрох…димый лес.

2. Найдите неверное утверждение.

Предложение А – СПП с придаточным изъяснительным.
Предложение Б – СПП с придаточным определительным.
Предложение В – СПП с придаточным изъяснительным.
Предложение Г – СПП с придаточным места.
Предложение Д – СПП с придаточным определительным.

…………………………………………………………………………………………

Дополнительное задание.

Вариант 2.

1. Прочитайте предложения, расставьте в них недостающие знаки препинания и выполните задание 2.

А) Я еще не решил куда поведу приехавших в гости родственников.
Б) Там где прозаик может себе позволит целую страницу поэт в иных случаях должен удовольствоваться одной строкой.
В) Некоторые из мелких сочинений А. С. Пушкина так резко ослепительны что их понимать способен каждый.
Г) В доме Фамусова куда после долгого отсутствия приезжает Чацкий многое переменилось.

2. Найдите неверное утверждение.

Предложение А – СПП с придаточным изъяснительным.
Предложение Б – СПП с придаточным места.
Предложение В – СПП с придаточным степени.
Предложение Г – СПП с придаточным места.
Предложение Д – СПП с придаточным определительным.