ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка и литературы "Правописание суффиксов -ек- и -ик- в существительных" в 5-м классе ("Школа-2100")

Добавлено: 2019.07.09
Просмотров: 15

Рогова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • Повторение сведений о роли суффикса в образовании новых слов;
  • Сформировать умение правильно выбирать гласную в суффиксах существительных – ек и – ик;
  • Развивать орфографическую зоркость у учащихся;
  • Совершенствовать умение выделения суффиксов в словах.

Оборудование урока:

  • Запись на доске с использованием мела;
  • Опорные схемы;
  • Таблица “Алгоритм работы”;
  • Раздаточный материал;
  • Экран;
  • Мультимидийная презентация;
  • Фрагмент мультфильма “В стране невыученных уроков”.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Сядьте на свои места. Мы начинаем урок.

2. Языковая разминка.

-Ребята, отгадав загадку, вы сможете сказать, о чем сегодня на уроке пойдет речь.

За корнем мне
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил я дел.

(Суффикс).

- Итак,ребята,действительно,сегодня мы с вами на уроке будем говорить о суффиксе. (Презентация.1,2 слайд)

Блиц-опрос. (Презентация 3 слайд)

3. Постановка проблемы.

- Наверное, многие из вас читали книгу Лии Гераскиной или смотрели мультфильм “В стране невыученных уроков” (Слайд 4), в котором главному герою Вите Перестукину, чтобы открыть замок, нужно было поставит букву в словах “ключик” и “замочек”. (Показ фрагмента мультфильма до слов “Вспомним правило…”).

- Вы догадались, какая тема нашего урока?

Формулирование темы и целей урока учащихся. Запись в тетради.

Гласные в суффиксах имен существительных -к- , -ек-, -ик-.

4. Наблюдение и решение проблемы.

- Помните ли вы, как с этой проблемой справился Вова Перестукин?

1. Упр.347,с.12 выполняется по заданию.

Вывод: Суффиксы – ек - и – ик - в безударном положении произносятся одинаково: ИК.

Какое возникло затруднение?

- Почему?
- Почему возникла трудность в выборе букв? (Это гласные буквы, они обозначают звук в безударном положении).

2. Как же нужно действовать, чтобы избежать ошибки?

(Учащиеся предлагают свои варианты).

Демонстрация мультфильма полностью.

3. Формулирование орфографического правила и сравнение с правилом учебника с.12

- Какой опознавательный признак орфограммы?
- Как графически обозначается выбор букв?

4. Выработка алгоритма “Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы – ек -, -ик - у существительных” (коллективно) (Слайд 5)

  1. Измени слово по падежам (просклоняй);
  2. Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе;
  3. Если выпадает, пиши – ек-.

Если сохраняется, пиши – ик -. (Слайд 6)

5. Развитие орфографических умений.

1. Устное объяснение орфограммы по цепочке (работа с учебником, упражнение 351)

2. Физминутка (Слайд 7)

Ребята, сядьте на стул, руки положите на колени,расслабтесь, все внимание сосредоточьте на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.

Во время всей физминутки старайтесь следить глазами за движением круга и потом следить за направлениями линий.

Ребята, берегите свое зрение.

3. Осложненное распределительное списывание (на доске упражнение 349)

4. Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

6. Подведение итогов.

- Определите ключевые слова урока?
- Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании суффиксов -ек-, -ик- у существительных.

Выставление оценок.

7. Домашнее задание (Слайд 10)

Параграф 39,алгоритм в тетради, упражнение 352

8. Рефлексия (Слайд 8,9)

Я оцениваю свою работу на уроке как…
Я (не) доволен уроком, потому что…

Приложение.