ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Написание сжатого изложения: теория и практика

Добавлено: 2019.06.22
Просмотров: 16

Артёмова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы; Захарова Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы

Изложение - один из традиционных видов работы по развитию связной речи учеников, оно учит их целенаправленно воспринимать речь на слух и запоминать не только содержание высказывания, но и его языковую форму. Грамотное восприятие текста помогает репродуктивному письму, то есть воспроизведению его в форме изложения.

В процессе подготовки к экзамену учителю необходимо проводить содержательно-композиционный анализ текста, направленный на то, чтобы помочь школьникам понять и запомнить его содержание. Особое внимание следует обратить на то, что мы пишем сжатое изложение, а это предполагает владение методикой пользования различными способами сжатия информации.

Возьмём в качестве примера текст из сборника

Конспект урока

Организация работы.

1. Оформление доски до урока: в середине - заголовок, слева - возможные заголовки текста, первоначально закрытые (ниже), справа в столбик - трудные слова с подчеркнутыми орфограммами (см. ниже)

2. Раздаточный материал (текст изложения в файлах) положен заранее на каждую парту.

3. Средства обучения и оборудование: презентация с использованием интерактивной доски.

Цели урока:

познавательные:

  • повторить изученные основные речеведческие понятия (тема, основная мысль, заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах)

практические:

  • закрепить умение работать с речеведскими понятиями при подготовке к сжатому изложению;
  • овладеть методикой использования разных способов сжатия текста;
  • закрепить умение написания сжатого изложения.

общепредметные:

  • воспитывать интерес к предмету с помощью содержания текста, графической работы с ним в процессе лингвистического анализа; языковую личность, владеющую разными видами компетентности;
  • развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста, разные виды памяти, воображение.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сжать текст - значит кратко, точно, логично, эмоционально передать основное содержание текста, воспроизвести основное содержание, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста. (Слайд №1)

Презентация.

Особенности работы над сжатым изложением:

- ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ

- ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА

- СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ

- ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ

- ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ

- ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА(Слайд №2)

Цель урока: подготовиться к написанию сжатого изложения .

2. Чтение текста учителем.

3. Беседа.

- Каковы ваши первые впечатления от текста? Что вам особенно запомнилось?

- Какова тема текста? (Текст о страхах, которым подвержен человек.)

- Какими словами выражена основная мысль?

- В каком стиле написан текст?

В публицистическом.(Слайд №3) Обоснуйте. (Используется для создания передовой статьи газеты или журнала, воззваний, очерков, фельетонов и т.п. Цель - воздействуя на сознание и эмоции читателя, убедить в правоте сказанного. Всегда поднимает актуальную, острую проблему общества. Использует восклицания, яркие, неожиданные образы и др.)

Это также легко определить по наличию в тексте общественно значимой информации в сочетании с одновременным воздействием на читателя или слушателя. Для высказывания в публицистическом стиле характерна эмоциональность, оценочность, призывность, ссылка на мнение "великих", преобладание сложных предложений, наличие экспрессивного повтора отдельных слов, рядов однородных членов, обратного порядка слов.)

- В каком жанре написан текст?

(Это проблемный очерк, в нем ставится этический вопрос, к решению которого автор пытается привлечь читателей.)

- Каково строение текста?

Текст разбивается на четыре абзаца.

  • В 1- говорится о сложной задаче, стоящей перед человеком, - "научиться управлять своими страхами"
  • Во 2 - объясняется, почему это нужно сделать.
  • В 3 - эмоционально рассказывается о конкретном случае преодоления страха пред морем.
  • В 4 - делается вывод: "от страхов можно избавиться, если много знать о мире, в котором живешь"

- Определите тип речи. (Преобладает рассуждение с элементами повествования.)

Повествование (Слайд №4) -тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности.

  • Преобладают глаголы (обычно сов.в.), передающие сменяющие друг друга действия, динамику событий.
  • Используются наречия места и времени.
  • Используются все типы предложений

Описание (Слайд №5) - тип речи, при помощи которого изображается окружающий мир - предметы, явления, человек. Преобладают существительные и прилагательные. Глаголы (обычно несов.в.) передают действия (состояния), характеризующие лицо или предмет.

Преобладают простые предложения.

Рассуждение (Слайд №6) - тип речи, при помощи которого излагаются и разъясняются какие-либо идеи, отрицается или подтверждается какая-либо мысль.

В любом рассуждении есть тезис и обоснование высказанной мысли, логический вывод.

Преобладает абстрактная лексика. Используются вводные слова, производные предлоги и составные союзы.

Преобладают сложноподчиненные и простые осложненные предложения

- Какой заголовок можно придумать к тексту? Запишите его в черновике.

Как может выглядеть план?

1. Нужно научиться управлять:

2. Страхи закрепляются, и их трудно изжить

3. Бомбар доказал, что спасение возможно

4. От страхов можно избавиться

- Найдите в каждом абзаце опорные слова, подчеркните их .

Обратите внимание на первые слова каждого абзаца.

4. Сжатое изложение должно включать не менее 90 слов, в нем можно использовать свою лексику, но в соответствии с авторским замыслом.

Способы сжатия (повторение)

Исключение (Слайд №6):

- исключение повторов;

- исключение одного или нескольких из синонимов;

- исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

- исключение фрагмента предложения;

- исключение одного или нескольких предложений.

Упрощение (Слайд №7):

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена сложноподчинённого предложения простым;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Обобщение (Слайд №8):

- замена однородных членов обобщающим словом ;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением).

Напоминание о том, что в каждом абзаце следует пользоваться разными способами.

В 1 абзаце - в первом предложении можно использовать исключение, упрощение (ни труд, ни отдых - ничто);(придат. определит.);

во втором предложении - обобщение однородных дополнений, упрощение.

1 абзац может получиться таким (Слайд №9):

Если у человека отличная память, ум, высокая работоспособность, но он подвержен страхам, то ничто не принесет радости. Поэтому каждый человек должен научиться управлять своими переживаниям.

Во 2 абзаце - в первом предложении можно использовать исключение(придаточное определительное), во 2 - исключение, обобщение однородных подлежащих; в 3 - исключение(оставить один пример); в 4 - упрощение(не так уж просто-сложно).

2 абзац может выглядеть так (Слайд №10):

Не будем говорить о коротких и очень сильных эффектах, вызванных внезапной опасностью. Часто людей пугает неизвестность. Так, у некоторых детей зарождается страх перед темнотой. Подобные страхи изжить сложно.

В 3 абзаце - в первом предложении можно использовать исключение, обобщение однородных дополнений; во втором предложении - исключение, упрощение; в 3 - исключение, упрощение; в 4- исключение.

3 абзац может получиться таким (Слайд №11)

Французский врач Бомбар знал от своих пациентов, что нередко после кораблекрушения люди погибают в лодках от неверия в возможность спасения. Движимый невероятным благородным состраданием к людям, он в одиночестве в небольшой лодке за 5 дней пересек Атлантический океан. Так Бомбар доказал, что человек должен несокрушимо верить в спасение!

4 абзац - возможно исключение предложений 4-6

4 абзац получится таким (Слайд №12):

Страху учатся. А значит, можно и разучиться! Главное - это сильно захотеть. Это и сделал Бомбар. От многих страхов можно избавиться, если много знать о мире, в котором живешь. Узнавайте больше - и конец страхам!

[По ходу урока ученики делают графические пометы]

5. Орфографическая подготовка (слова записаны на доске) (Слайд №13)

- Проницательный, зарождается, сострадание, одиночество, пациенты, ситуация, доказал.

- Опасность, неизвестность, эффекты.

- Работоспособность, кораблекрушение, благородство.

- Не так просто, нередко, неверие.

6. Пунктуационная подготовка. (Слайд №14)

Вводные слова (найти предложения в тексте)

Так, (например),

А значит,

Так, у некоторых детей зарождается страх перед темнотой, у многих горожан - страх перед лесом, животными, у сельчан - страх перед большим городом, где много людей и легко потеряться.

А значит, можно и разучиться!

Сложное предложение

Определите тип подчинительной связи:

Многие великие утверждают, что от многих страхов можно избавиться, если много знать о мире, в котором живешь.

Найдите предложения по схеме:

7. Повторное чтение всего текста, который затем убирается от учеников. План и слова с пропусками могут оставаться на лоске в зависимости от подготовленности класса.

8. Написание изложения.

9. Домашнее задание (дифференцированное):

  • сочинение-миниатюра "Как я победил свой страх";
  • сочинение на свободную тему "Как я понимаю смысл фразы "От многих страхов можно избавиться, если знаешь о мире, в котором живешь"?"