ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. 5-й класс

Добавлено: 2019.04.05
Просмотров: 130

Тихонова Наталья Евгеньевна, учитель русского языка

Цели:

  • Продолжить работу по теме "Фонетика".
  • Выяснить, почему йотированные гласные в языке выполняют двойную роль.

Задачи урока.

Образовательные.

  • Научить детей различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, указывая при этом на мягкость предшествующих согласных, а в каких - два.
  • Продолжить работу по формированию навыка транскрибирования.

Развивающие.

  • Развивать умение применять теоретические знания по теме "Фонетика" в практике письменной речи.
  • Работать над развитием речи учащихся.

Воспитательные.

  • Воспитывать у детей стремление оказывать помощь в работе одноклассникам.
  • Воспитывать внимательное отношение к языковым явлениям.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1) Блиц - опрос.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем?

- Что изучает "Фонетика"?

- В какой речи используются звуки?

- А в письменной речи?

- Что такое буквы?

- Подберите синоним к слову "алфавит".

- Что такое алфавит, или азбука?

2) Расположить слова в алфавитном порядке:

Буря, буран, мороз, вьюга, пороша*, метель, поземка*.

- Указать, что общего в записанных словах.(Это имена существительные. Они подобраны по теме "Зима").

Сильным. Выяснить лексическое значение указанных слов. Составить и записать предложения с этими словами.

- Какой словарь вам потребуется?

- Подчеркните грамматические основы предложений.

Взаимопроверка.

- Сколько букв в русском алфавите?

- На какие группы они делятся?

- Сколько гласных букв? Какая позиция для них является сильной?

- Какие буквы указывают на мягкость предшествующих согласных?

III. Проверка домашнего задания.

1 группа.

- Назвать слова, помещенные в орфографическом слове учебника, в которых все согласные мягкие. Привести свои примеры.

2 группа.

- Назвать слова, помещенные в орфоэпическом словаре учебника, в которых гласная буква е не указывает на мягкость предшествующего согласного. (Ателье, модель, партер, свитер, теннис, шоссе).

IV. Объяснение нового материала.

1.

В русском языке : гласных букв, а гласных звуков:

(Таблица а э о у ы я е ё ю и) [а], [э], [о], [у], [ы]

- Почему так?

- Запишите транскрипцию слов: тема, нёс, люк, мята

- Где стоят гласные буквы е, ё, ю, я? (После согласных).

- Каких? (Мягких).

- Сколько звуков они обозначают? (Один).

- Сделайте вывод.

- Всегда ли буквы е, ё, ю, я обозначают один звук?

- Докажите это.

(Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока).

2. Запись темы урока.

- Определите, в каких позициях буквы е, ё, ю, я дают два звука?

Ель, ясно, вьют, поём, дают, подъём.

3. Работа с учебником, страница 127.

Дети последовательно читают слова второго столбика, объясняют, почему гласные е, ё, ю, я дают два звука. Делают вывод.

Затем по аналогии работают со словами 3 и 4 столбика.

4. Чтение вывода по учебнику, страница 127.

V. Закрепление материала.

1. Работа с таблицей.

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Обозначают Обозначают

2. Игра "1" или "2".

Дети с помощью карточек показывают, сколько звуков дают буквы е, ё, ю, я в словах: лес, юля, люк, каюта, день, съёмка, ярко, подъезд, пёс, якорь.

3. Фонетический анализ слов.

- Назвать слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

I вариант: юг, баян, льёт, поезд.

II вариант: юноша, вьюн, поёт, маяк.

VI. Проверка усвоения материала.

Тест.

I вариант

Указать слово, в котором буква Ё дает два звука.

а) мёл; б) ёжик; в) щётка

Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.

а) ель; б) если; в) въезд

В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) город; б) скользкий; в) трое

Сколько звуков в слове разъяснить?

а) 8 б) 9 в) 10

В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?

а) проехать; б) фиолетовый; в) лает

В каком слове есть звук [й]?

а) позёмка; б) каёмка; в) осина

II вариант

Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.

а) якорь; б) светлая; в) мята

Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.

а) съёмка; б) тёрка; в) приём

В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) пень; б) кружка; в) вьют

Сколько звуков в слове объявить?

а) 7 б) 8 в) 9

В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?

а) кроить; б) моет; в) веять

В каком слове есть звук [й]?

а) рябина; б) вперёд; в) армия

Правильные ответы

I вариант II вариант
1. б) ёжик 1. в) мята
2. б) если 2. в) приём
3. б) скользкий 3. а) пень
4. б) 9 4. а) 7
5. б) фиолетовый 5. а) кроить
6. б) каёмка 6. в) армия
"5" - 6 баллов.

"4" - 4 - 5 баллов.

"3" - 3 балла.

Взаимопроверка.

Оценивание работы товарища.

VII. Рефлексия.

- Оцените нашу работу на уроке. Что нового узнали? С какими трудностями столкнулись?

VIII. Домашнее задание.

1) Упражнение 305, определить количество букв и звуков в словах.

2) Придумать сказку "В каких словах спрятался хитрый й"? Возможное начало: "На планете Русский язык есть страна Фонетика, в которой живёт очень хитрый звук й:" (по желанию).

IХ. Подведение итогов урока.

Работа с обобщающей таблицей по теме "Фонетика".

Приложение.

Выставление оценок.