ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Тема урока: "Добро и Зло в творчестве Н.В. Гоголя". 9-й класс

Добавлено: 2019.03.11
Просмотров: 14

Стрелкина Наталья Урунбаевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • рассмотреть самую главную, вечную для каждого человека и актуальную проблему в наше время: Добро и Зло;
  • рассмотреть, как решает эту проблему Гоголь и как помогает нам извлечь нравственные уроки в своих рассказах;
  • научить анализировать текст;
  • познакомить с народным обрядом колядования;
  • прививать любовь к литературе и фольклору.

Оборудование урока:

  • фрагменты фильма “Вечера на хуторе близ Диканьки”,
  • картины с украинскими пейзажами, нарисованными заранее учащимися,
  • украинский костюм,
  • украинская народная музыка и песни, колядки.

В кабинете развешены рушники. Ассистенты испекли дома колядки, разложили их на столе у доски. На доске написан эпиграф урока:

“Нужно сильно потрясти детские чувства, и тогда они надолго сохраняют все прекрасное”.

(Из письма Гоголя матери)

ХОД УРОКА

Учитель. Тема нашего урока – “Добро и Зло в творчестве Н.В.Гоголя”. Сегодня мы рассмотрим эту тему на примере нескольких повестей из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”, объединенных общими темами и проблемами. Рассмотрим одну из них, на мой взгляд, самую главную, вечную для каждого человека и самую актуальную в наше время: Добро и Зло. Как решает эту тему Гоголь, какие нравственные уроки помогает нам извлечь? С этой темой мы встречаемся на первых страницах повести “Сорочинская ярмарка”.
Что представляет собой ярмарка в Сорочинцах? Прочитаем ее описание под украинскую музыку, чтобы лучше понять настроение, царящее на ярмарке.

Звучит веселый гопак.

– Ярмарка – событие, из ряда вон выходящее, народный праздник. Здесь все привычные представления опрокинуты, отметаются все условности. Все участники – как одушевленное целое, охваченное радостью, весельем, легкостью, широтой и открытостью, как и украинская музыка.
Но что-то мешает людям безмятежно веселиться, спокойно торговать. Что это? Зло рядом. Оно витает в самом воздухе, заключается в самом месте, где проводится ярмарка. Народ называет это место проклятым. Зло воплощается и в зримый образ, появляется сам черт. Каков он? Такой, как в народных преданиях. Его образ если не очеловечивается, то одомашнивается. Он несчастный, так как изгнан из ада, с горя пьет. Ему нужны деньги, поэтому он закладывает свитку, а потом и совсем исчезает. Так, может, и говорить не о чем? Исчез черт, и исчезло зло?
Нет. Осталась его красная свитка. Такая дорогая, редкая, очень красивая вещь. Наверно, счастлив его обладатель? Какова история красной свитки? Может ли зло или то, что имеет отношение к злу, принести добро человеку? Все обладатели свитки счастья не получили, одни убытки; стремились от нее избавиться, но и это было не просто. Удалось только тому, кто, перекрестившись, изрубил свитку и разбросал куски.
Легко отличить зло, если оно с рогами и копытами или со свиным рылом. Но очень часто оно скрывается под обычной человеческой личиной. Как же тогда его распознать? Не поможет ли в этом Гоголь? Кто из героев повести – воплощение зла? Мачеха Хивря. И ее одежда, так подробно описанная автором, чтобы подчеркнуть отсутствие вкуса, гармонии, чувства красоты у мачехи, и выражение лица дают парубкам повод сказать: “А вот впереди и дьявол сидит!” Об этом говорит ее речь, отношение к падчерице и сожителю.
Как переплелось зло сказочное, фантастическое и повседневное, реальное! Что же помогло Грицько и Параске превозмочь это зло, чертовщину, мешавшую их счастью?
Помощь парубков и Цыгана, хитроумно использовавшего красную свитку. В целом Добро, Любовь, Единение победили зло. Никто не слышит грозных окриков Хиври, обступив танцующей стеной счастливую, красивую пару. Слышится музыка – то, что тоже способно объединить людей.
Но обратимся к последней странице повести.

Учитель зачитывает отрывок.

– Почему на такой щемящей ноте умирающего смычка заканчивается повесть, где перед нами счастливые молодые? У нас нет никакой уверенности в будущем счастье Грицько и Параски в нечистом месте. Нечистыми способами, с помощью нечистой силы добыто оно – с помощью красной свитки. “Скучно оставленному! И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему”.
Откуда у Гоголя, совсем еще молодого человека, такой странный взгляд на мир: с одной стороны – поэтический, романтичный, а с другой – очень суровый, всевидящий, реалистический? Всему начало – семья, детство человека. Все мы родом из детства. И Гоголь – не исключение. Обратимся к эпиграфу нашего урока: “Нужно сильно потрясти детские чувства, и тогда они надолго сохраняют все прекрасное. Я испытал это на себе” (из письма Гоголя матери). Что же из детства писателя, потрясшего его душу, прошло с ним по всей жизни, воплотилось в произведениях?

Выступает группа “биографов” с сообщениями.

– С ранних лет маленький Гоголь “прижимался” к людям, искал их сочувствия, участия, чтобы изгнать из сердца страшную пустыню. Так и его герои понимают, что в борьбе со злом необходимо единение всего доброго и светлого.

– Обратимся к другой повести: “Майская ночь, или Утопленница”, – самой красивой и поэтической.

Учитель читает начало повести. Ученики рассматривают картины с украинскими пейзажами.

– Когда, в какое время происходит действие в повести? Вечером, в сумерки, между сном и явью, на грани реального и фантастического.

Прослушивание арии Левко из оперы Мусоргского.

– Изумительна природа, окружающая героев, прекрасны и трепетны чувства, испытываемые ими. Однако в прекрасном пейзаже есть Нечто, что нарушает эту гармонию, беспокоит Галю, чувствующую присутствие зла совсем рядом. Что это?
Дом, свидетель дикого зла, происшедшего здесь, изменился даже внешне и вносит диссонанс в прекрасный мир. В чем заключалось это страшное зло? Отец под влиянием мачехи-ведьмы выгнал родную дочь из дома, толкнул на самоубийство. “Скучно оставленному! И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему”.
Но зло не только в страшном предании. Оказывается, у Левко есть страшный соперник. Кто? Родной отец, человек страшный, злобный, который, будучи Головой, обливает на морозе людей холодной водой. Может ли кто-то помочь Левко добиться у отца согласия на брак с Ганной или отвадить его от молоденькой девушки? Друзья, парубки дурачат Голову. Все это похоже на озорство в “Сорочинской ярмарке”, но отец неумолим. И тогда, конечно, приходит чудо: панночка, утопленница обещает любую награду, если Левко поможет русалкам избавиться от ведьмы. Почему именно к Левко обращается она с просьбой о помощи? Он добр, отзывчив на чужую беду, испытывает сердечное волнение (“тяжелое, полное жалости и грусти чувство сперлось в груди парубка”), когда он слушает печальный рассказ панночки.
Не ошиблись русалки в своем выборе, нашел Левко ведьму. Но как же он ее узнал?
“Внутри у нее виднелось что-то черное, а у других светилось”. И сейчас в нашем языке живы эти выражения: “черное нутро”, “черные мысли и дела”, “черный человек”. Когда она бросается на девушку, на лице ее сверкает злобная радость – злорадство. И как бы ни маскировалось зло, добрый, чистый душой человек способен его почувствовать, распознать. Как бы наградила русалка человека в сказке? А у Гоголя? Почему? Чистой душе, победившей зло, и награда чистая – не золото, не деньги – любовь.
Что общего у Левко и Грицько? В чем их отличие? Обратите внимание на их речь.
Они оба молоды, музыкальны, влюблены. Оба прибегают к помощи чудесного. Но Левко более мягкий, чуткий, душевный, более поэтическая натура. И он, истинный христианин, желает царства небесного панночке, крестит спящую Галю. Записку он получает как награду за совершенное добро.
Почему Левко, получив у Головы согласие на свадьбу, не разбудил спящую Галю, чтобы рассказать ей о радости? Он бережет ее сон, покой. Перекрестив девушку, он закрыл окно и тихонько удалился. Это настоящая любовь, которой не страшно никакое зло. И как награда за такую истинную бережливую любовь – гармония всюду: в сказке, в жизни, в природе и

Чтение последних эпизодов описания ночи.

– Великолепная ночь, божественная! И еще одна не менее изумительная ночь ждет нас в другой повести – “Ночь перед Рождеством”. Что объединяет все эти повести? В чем их непохожесть?
Любовь, родители, мешающие счастью своих детей, борьба добра и зла. Но “Майская ночь...” несет на себе трагизм мрачного предания, а “Ночь перед Рождеством”– задорна, весела.
Почему создается такое впечатление? Вспомните мачеху-ведьму в “Майской ночи...” и сравните с ведьмой и ее приятелем – чертом в новой повести Гоголя. Там ведьма злобная, жестокая, оборачивается страшной черной кошкой с железными когтями, чтобы задушить падчерицу. Здесь Солоха – женщина, “приятная во всех отношениях”. А черт вовсе смешной, нелепый, похожий на “немца”.
А еще один “злой” образ – Пацюк. Как встретили вы его? Когда-то он был запорожцем, потом лечил людей, похож на огромную бочку и тоже смешон. В этой повести зло внешне, физически не страшно, а смешно и нелепо. Но оно стремится погубить не тело, а душу. Поэтому в повести усиливается тема христианского понимания Добра, Зла, Греха. Эти евангельские мотивы не случайны. Они тоже идут из детства автора.
А как понимаете смысл заглавия повести? В ночь перед Рождеством, накануне светлого Рождения Спасителя, нечистая сила в разгуле, в последние часы своего существования норовит ввергнуть в грех православных людей. Как изображает эту разгулявшуюся нечисть Гоголь?
Ведьма крадет звезды, черт – месяц. В небе колдуны, рой духов, пляшущий черт, метла и т.д.
А как входит в повесть Рождество?

Просмотр отрывка из одноименного фильма.

– Месяц поднялся посветить добрым людям, чтобы всем людям было весело колядовать и славить Христа. Но не только торжеством природы и радостью людей, а и вечной, особенно острой в эту ночь борьбой добра и зла.
Почему черт крадет месяц и кто такой этот Вакула, что его все черти знают? Кузнец, живописец, богобоязненный человек, который писал для церкви образа святых и картину, на которой черта изгоняли из ада. Когда Вакула писал картину, так не нравившуюся черту, как не пытался тот мешать живописцу, никакие его гадости не смогли смутить душу Вакулы или заставить дрогнуть его руку. Так крепка его вера в Бога, так чиста его душа. Что делает эту светлую душу местом сражения добра и зла?
Любовь к Оксане. Он перестает быть себе хозяином, когда смотрит на нее.
Как обычно проводил Вакула рождественскую ночь, до чего довела его безответная любовь? Посмотрим еще один отрывок из фильма.

После просмотра ассистент зачитывает небольшую справку о происхождении колядок и демонстрирует колядки.

– Он проклинал колядки, хотя раньше был от них без ума, не участвовал в том веселье, которое раньше любил более всех. И парубки ушли без него. “Скучно оставленному! И тяжело, и грустно становится сердцу...” И тогда приходят самые страшные мысли. Но Вакула обращается к парубкам с последней просьбой. О чем его забота?
Глубоко верующий человек, он знает о грехе самоубийства, знает, что губит этим свою вечную душу, просит отслужить панихиду.
Почему он решился искать помощи у Пацюка?
В его горе никто уже не мог помочь ему, жизнь без Оксаны не имела смысла. “Пойду, ведь душе все же придется пропадать”. Им движет вечная надежда на чудо. Наверно, не так чиста и богобоязненна, если пришел в такое место, как дом Пацюка, за помощью? Как вы считаете? Он остался тем же набожным человеком и поэтому опрометью выбежал из хаты, когда сообразил, что в рождественский пост Пацюк ест скоромные вареники. И один вареник успел испачкать губы Вакулы сметаной – как символ того, что кузнец уже грешен, а для Вакулы и созерцание греховного – уже грех, зло.
В чем сила Вакулы? Почему он побеждает черта, который уже было ликовал? Он силен и физически, и духовно. Знает, что со злом такого рода надо бороться словом Божьим и святым крестом. Не продав свою душу, стремится и других честных и добрых людей от черта избавить. И награда ему за чистую его душу особая. Красота, неожиданно прикоснувшаяся к его душе художника, как предзнаменование того, что все будет хорошо.
Во дворце он увидел картину, изображавшую Пречистую Деву с Божественным Младенцем на руках. Глядя на нее, кузнец испытывает восторг и умиление, обновление души, и это тоже развитие темы Рождества. Нет, не “оставленный” Вакула. Он очень нужен мирянам, а особенно в часы утреннего богослужения – без него, прекрасного певчего, и праздник не праздник. Как апофеоз повести – ожившая в конце ее картина, которой любовался Вакула, – его Оксана с дитятей на руках. Этим вечным образом матери с младенцем на руках праздник Рождества предстает в повести Гоголя как торжество Добра, Любви и Единения.

– Какое значение имеют для нас эти размышления Гоголя о Добре и Зле?

– Какие мы получили уроки?

ВЫВОДЫ. Добро и Зло часто соседствуют в душе одного человека. Чтобы распознать Зло, надо самому быть душевно чистым и чутким. Бороться со Злом нужно силами Добра, Любви и Справедливости. Через постижения Красоты человек поднимается к Добру.

Подведение итогов урока.