ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. 9-й класс

Добавлено: 2019.03.03
Просмотров: 15

Батулина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (173 КБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Очень часто учителя жалуются, что некогда готовить учащихся к экзаменам. Убеждена, что подготовку можно осуществлять на каждом уроке, выдавая её «порционно» и по теме. Приведу пример двух уроков.

Урок русского языка в 11-м классе. Тема: Обособленные обстоятельства.

Цель: Закрепить навыки правописания, совершенствовать навыки работы с текстом.

I. Взаимопроверка домашнего задания.

Грамматические нормы. А-26

  1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения НЕЛЬЗЯ заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
    1) Вдоль берега моря тянулись рядами болото и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными валами.
    2) Около дома был небольшой огород, на котором росли брюква и салат.
    3) По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали зарницы.
    4) Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее индийского.

  2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения НЕЛЬЗЯ заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
    1) Хребет, по которому мы теперь шли, состоял из ряда голых вершин.
    2) Кругом в лесу стояла тишина, которую нарушает только жужжание комаров.
    3) Енотовидная собака – животное, которое занимает среднее место между собаками и куницами.
    4) Проводник молча указал на туман, который появился в городе.

  3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения НЕЛЬЗЯ заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
    1) Всем было хорошо известно, какой спортсмен сможет добиться хороших результатов.
    2) Мы остановились у первой же реки, которую встретили на пути.
    3) Впереди расстилалась равнина, которая была покрыта изжелта-бурой травой.
    4) Луна, которая появилась из-за облаков, осветила окрестность.

  4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения НЕЛЬЗЯ заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
    1) Большое дерево, которое лежало на земле, загородило путь.
    2) Вступая в лес, который тянется на несколько сот километров, испытываешь чувство робости.
    3) Мы ещё издали услышали шум, который приближался к нам.
    4) Дорога, по которой мы гуляли, вся заросла травой.

  5. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения НЕЛЬЗЯ заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
    1) Я не могла найти такого человека, который бы мог проводить меня до города.
    2) В свете луны стоял сад, который был засыпан снегом.
    3) Чайки, которые каждое утро летали над морем, опустились на воду.
    4) На собрание прибыли все делегаты, за исключением двух, которые отсутствовали по болезни.

  6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения НЕЛЬЗЯ заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
    1) Он относился именно к тем людям, которым хочется помочь.
    2) Нас заинтересовал тот домик, который стоял на окраине.
    3) В эту ночь загорелись пустые сараи, которые принадлежали чужакам.
    4) В одной из комнат я нашёл парня, который разбирал бумаги.

  7. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения НЕЛЬЗЯ заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
    1) Очень богат русский язык словами, которые относятся к временам года.
    2) Я время от времени поглядывала на светлый квадрат солнца, который падал на лестницу.
    3) Около дома мы увидели сад, в котором росли знакомые мне цветы.
    4) Кораблик напоминал дымящийся самовар, который болтается на волнах моря.

  8. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения НЕЛЬЗЯ заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
    1) Они придавали всему пейзажу облик старинного крепостного района, который засыпан ядрами.
    2) В скалах, которые заросли оранжевыми лишаями, гнездились дикие голуби.
    3) Сосны, которые посадил дед, давно превратились в могучие деревья.
    4) Дорога, по которой мы шли, напоминала старую лесную тропу.

  9. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения НЕЛЬЗЯ заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
    1) Шум моря, который доносился снизу, говорил о покое.
    2) Пастух, который подошёл к нашему костру, оказался старым знакомым.
    3) Мы плыли в тумане, который закрывал берег и море.
    4) Небо, по которому плыли тяжёлые тёмные тучи, мрачно нависало над нами.

Объяснение и ответы на вопросы по домашнему заданию.

II. Объявление темы урока.

На какую часть речи следует обратить внимание, работая над этой темой? (Деепричастие.)

III. Работа по презентации.

А) Назовите способ образования деепричастий и суффиксы. Отличие деепричастий от других частей речи. (2 слайд)

Б) Орфоэпия деепричастий. (балУясь, закУпорив, начАв, начАвшись, отдАв, понЯв, прибЫв) (3 слайд)

В) Виды связи в словосочетаниях с деепричастием. (4 слайд)

Г) Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства? (5 слайд)

Д) Когда обособляется деепричастный оборот, существительные с предлогом, одиночные деепричастия? (6 слайд)

Е) С союзом рядом… (7 слайд)

Ж) Устная работа по нахождению обособленных обстоятельств. (7-16 слайды)

IV. Обособленные обстоятельства являются значительным средством выразительности, а лучше сказать усиления информативности, так как дают информацию о действии, сопутствующем основному. Умение грамотно включать в свою речь обособленные обстоятельства расширяет информативность.

Самостоятельная работа.

Синтаксические нормы.

  1. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
    Расставив знаки препинания неправильно,
    А) вы рискуете получить плохую отметку
    Б) мне было обидно
    В) Маша закрыла тетрадь.
    Г) я ничуть не расстроился.

  2. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
    Путешествуя по разным странам,
    А) мой фотоальбом заметно пополнялся
    Б) следует для сохранения впечатлений вести дневник
    В) я заметно расширил свои представления о мире
    Г) мой друг всегда мечтал о возвращении на родину.

  3. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
    Немного отдохнув,
    А) мы двинулись в обратный путь
    Б) следует вернуться к упражнениям
    В) альпинисты продолжили восхождение
    Г) мысли лучше идут на ум

  4. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
    Выполняя задание,
    А) студенты обращались к справочной литературе
    Б) вы часто встречаетесь с новыми словами и выражениями
    В) мне потребовался словарь
    Г) я никогда не отвлекался

  5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
    Обладая чудесным пламенем,
    А) об античном мифе известно всем.
    Б) у титана Прометея возникла мысль помочь людям.
    В) в мифах упоминается много имён реальных людей.
    Г) люди перестали подчиняться небожителям.

  6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
    Стоя по горло в воде,
    А) фригийского царя ждало наказание.
    Б) муки тантала – страшная кара.
    В) Тантал так и не смог утолить жажду.
    Г) вода уходила из-под его губ.

  7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
    Слушая устную речь,
    А) она заставляет нас задуматься.
    Б) мы не задумываемся над её звучанием, а непосредственно воспринимаем смысл.
    В) необходимо единство правил произношения
    Г) каждое отклонение отвлекает слушателя от смысла

  8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
    Воюя постоянно с соседними народами и побеждая их,
    А) от Романа Волынского власть перешла к его сыновьям.
    Б) у Романа Волынского было много побед, поэтому его называют самодержцем всей Руси
    В) захваченных земель стало больше
    Г) Роман Волынский так прославился своими завоеваниями, что некоторые историки называют его самодержцем всей Руси.

  9. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
    Благословляя своего избавителя,
    А) изменения к лучшему произошли в Галиче
    Б) жителями города было много сделано для его защиты.
    В) жители Галича называли Мстислава Красным Солнышком
    Г) у жителей Галича появился защитник и покровитель.

  10. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
    Войдя в троллейбус,
    А) мне стало плохо.
    Б) следует оплатить проезд.
    В) я купил билет.
    Г) пассажиры заняли свободные места.

  11. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
    Уйдя из школы,
    А) для И. Бродского начинается новый период жизни.
    Б) И. Бродский пошл рабочим на завод.
    В) желание писать стихи не покидало поэта никогда
    Г) И.Бродского объявили тунеядцем и отдали под суд.

  12. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
    Остерегаясь лесных духов,
    А) наши предки изобрели словесную формулу
    Б) высказанные вслух слова должны были сопутствовать успеху
    В) «охотничьего» пожелания вполне было достаточно.
    Г) для успешной охоты использовалось много заклинаний.

V. Вторая часть урока всегда посвящена работе с текстом.

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4) Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

– (6) Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: я не мог оторваться!- восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

(8)В это время в класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. (9) Носатый, долговязый, нескладный.(10) У него не было отца.(11) Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей.(12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

(13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14) Он поставил изжёванный дермантиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу.(15)Она лежала на его половине парты. (16) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

– (17)Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. (18) Я от возмущения разинул рот.

(19) Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась у него на лице. (20) Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

– (21) Спасибо за подарок!

– (22)Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.

(23)Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (24) Все засмеялись. (25) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

– (26) Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…

(27)Тридцать лет прошло с тех пор. (28)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (29) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(30) А эта книга… (31) Колёк,да я отдал бы за тебя всю библиотеку! (32) Да мы всё бы тебе отдали… (33) Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (34) Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что ты можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

(По В.Дроганову)

Текст прочитан ребятами дома, они обдумывали проблему текста и позицию автора. Проверяем это.

Проблемы Позиция
  • Проблема ответственности за детские поступки.
  • Проблема отношений между подростками.
  • Какие уроки мы извлекаем из прошлого?
  • Проблема нравственной ответственности человека
  • Ответственность ложится на каждого человека.
  • «Человеческая жизнь коротка», поэтому ничего не жалей.
  • Автор считает, что боль, которую мы причинили кому-то, будет нас мучить.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

  • Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
  • На чем заостряет внимание? Почему?
  • Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?
  • Какие эмоции автора выражены в тексте?
  • Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?
  • Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Какие произведения можем вспомнить, чтобы аргументировать своё мнение? Ребята называют «Юшку» А. Платонова, «Уроки французского» В. Распутина.

Дом. задание: Учебник № 78 – теория, упр. 398, сочинение по тексту.

Урок русского языка в 9-м классе – Приложение.