ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Реализация принципов субъективизации при изучении темы "Стилистические особенности сложносочиненного предложения" в 9-м классе

Добавлено: 2019.01.27
Просмотров: 28

Котина Татьяна Ильинична, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • определение учащимися сферы использования сложносочиненных предложений, их текстообразующей роли, информационных и выразительных возможностей в текстах разного типа;
  • совершенствование навыков стилистико-семантического восприятия произведений художественной литературы, а именно: использование экспрессивных возможностей сложносочиненных предложений в языке художественных произведений И.С. Тургенева, А.П. Чехова для выражения авторской идеи;
  • развитие коммуникативных умений учащихся (совершенствование языкового чутья школьников, способности выражать и защищать свою позицию словом);
  • воспитание интереса к предмету, желания выйти за рамки школьной программы;
  • формирование мировоззрения учащихся, их жизненной позиции, уважительного отношения к труду других людей;
  • воспитание культуры чтения, выработка умения понимать и ценить художественную литературу как важнейшую часть общечеловеческой культуры;
  • интеллектуально-речевое развитие учащихся средствами субъективизации.

Оборудование на уроке: кодоскоп ( спроецированы тексты отдельных заданий); стенгазета, посвященная 185-летию со дня рождения И.С. Тургенева; портреты Л.П. Чехова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева; рисунки (несколько “портретов” сложносочиненного предложения).

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

И.С. Тургенев.

Наукой свет стоит, а уменьем люди живут.

(Пословица).

Перспективное задание учащимся:

  1. перечитать одно из произведений И.С. Тургенева (например: “Бежин луг”) или самостоятельно прочитать повесть “Ася”;
  2. повторить материал о стилистической функции союзов;
  3. индивидуальные задания:

(2 человека) а) упражнение 55 из “Подсказок на каждый день...” Т.Ю. Угроватовой

(2 человека) б) анализ произведений А.П. Чехова и И.С. Тургенева (определить, какие виды предложений чаще всего используются в их произведениях);

(1 человек) в) найти в тексте рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг” отрывок, состоящий практически из сложносочиненных предложений.

Ход урока

I. Мобилизу-ющий момент.

Углубление внимания к изучаемой теме.

Обращение к словам Л.Н. Толстого.

– Л.Н. Толстой в одном из своих обращений к молодому поколению писал:

“Старайтесь дать уму как можно больше пищи”.

Последуем и мы этому совету замечательного писателя, превра-тим урок русского языка в урок словесности, где будем учиться хорошей речи у лучших писателей, поэтов, публицистов. Их отношение к родному языку, работа со словом заслуживает пристального внимания. (Обращение к словам Тургенева)

Для начала я хочу вам предложить отгадать несколько загадок.

Что их объединяет?

Земля бела, семена чёрны, пятеро пляшут, двое надзирают, один повелевает.

Без языка, без голоса, а все расскажет.

Грамоты не знаю, а век пишу.

Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет, семя не всходит, да плод оно приносит.

Умный Ивашка, всю жизнь в одной рубашке, по белу полю пройдет - каждый след его найдет.

(Все загадки связаны с темой “Учение”: или говорится о пользе знаний, или загадан предмет, необходимый человеку в учении).

Как видите, с давних пор волновал людей этот вопрос, пользу знаний видели все. Уверена: и вы, девятиклассники, осознаете, как важно быть образованным.

– Да, действительно, загадки объединены общей темой.

По каким признакам их можно распределить на группы?

(Простые предложения и сложные).

– Назовите простые предложения? Сложные?

Почему возникают трудности в определении типа предложения в некоторых случаях?

Запишите четвертое предложение, определите его тип, объясните знаки препинания.

Определите стилистическую функцию.

Проверка домашнего задания.

– Одно из творческих домашних заданий заключалось в том, что вы должны были нарисовать портрет сложносочиненного предложения, описать его характер и привычки (см. упражнение 55 из “Подсказок на каждый день” 9 класс Т.Ю. Угроватовой.

Задание классу:

Переведите лингвистическую миниатюру на язык науки.

– Удалось ли ... составить полное представление об этом типе предложения?

– Вот и поговорим сегодня о “характере и привычках” сложносочиненного предложения. Что имею конкретно я в виду, вы сможете определить, выполнив словарно-орфографическую работу.

Развитие творческого воображения, логического мышления.
II. Словарно-орфографическая работа.

Цель: напомнить содержание ранее изучен-ного,повто-рить нормы произношения и написания.

Искус...тво слова, писатель(кла...сик), традиц...онный прием, преобр...зительные возможности,сво...образие языка и стиля, (не)повторимый почерк, авторский замысел, л...нгвистический экспер...мент, перечитывать слова, речевая х...рактеристика п...рсонажей, ст...листическая окраска, (не)принужденный характер, эмоционально(экспрессивная) лексика.

– Постарайтесь использовать данные слова и словосочетания во время урока.

Развитие памяти, речи.
III.Формулирование темы и цели урока.

Создание внутренней установки на достижение цели.

– Проанализируйте записанные слова и словосочетания, предположите тему сегодняшнего урока.

Определите цели (работа в группах), соотнесите записанные словосочетания с первым и вторым эпиграфами.

Составьте умозаключение.

– Я согласна с тем, что наша основная цель - определить сферу использования сложносочиненных предложений, их текстообразующую роль, информационные и выразительные возможности в текстах разного стиля.

Развитие логического мышления, умения строить рассуждение.
IV. Повторение материала.

Увеличение роли школьника в организации учебного процесса.

– С чего начнем работу?

Обсудите в группах

Ученик: Мы считаем, что нужно провести исследование: опреде-лить, в текстах каких стилей употребляются сложносочиненные предложения и какую роль они играют. Я предлагаю создать творческую лабораторию по исследованию текстов разного стиля; разделить класс на группы, а затем каждая группа выступит с отчетом.

Учитель: Тогда предлагаю выбрать и Ученый совет, который рассмотрит ваши предложения.

V. Изучение языковой теории.

Открытие новой грани изучаемого лингвистического явления.

Советы даёт Учёный совет

1. Слово учителя:

– Традиционно считается, что простые предложения преобладают в разговорном стиле, а сложные в большей мере свойственны книжным.

Проверим это утверждение, обратив внимание также и на способы связи частей сложного предложения.

Коллективная исследовательская работа “Особенности употребления сложносочиненного предложения в разных стилях речи”. (Работа в группах)

Задача: определить, как “работает” сложносочиненное предложение в разных стилях речи.

(Каждая группа выполняет только то задание, которое отмечено значком 0)

Произвести стилистический анализ-экспресс (Стиль текста не указан).

I гр. официально-деловой стиль; II гр. научный стиль;

III гр. публицистический стиль; IV гр. художественный стиль

V гр. разговорный стиль.

Наша задача - отметить самое главное. А главное – ...?

(сложносочиненное предложение)

Разговорный стиль.

Задание к тексту №1.

Сделайте стилистический анализ текста;

обратите особое внимание на экспрессивные возможности сложносочиненного предложения;

ответьте на вопрос: “Какое предложение показалось интересным с точки зрения синтаксиса и пунктуации?”

продумайте вопрос для класса.

(Предполагаемый ответ ученика: “Как известно, стиль художест-венной литературы может включать элементы всех функциональ-ных стилей. Предложенный нашей группе для анализа отрывок из повести И.С. Тургенева “Ася” относится к разговорному стилю, потому что выполняет коммуникативную роль, имеет свободную форму выражения, тип речи - повествование. Это рассказ главного героя о своей молодости; повествование ведется от первого лица; много просторечных слов (“хлеба напросишься”, “говаривалось”, “заботы не успели завестись”, “жил без оглядки”), устойчивых оборотов (“хлеб насущный”, “мир божий”, “грешным делом”), вводных конструкций (“как видите”, “одним словом”, “как говаривалось тогда”).

Основная синтаксическая единица разговорного стиля - простое предложение. В этом тексте всего одно простое предложение (последнее), потому что это монолог, здесь удобнее выражать свои мысли более сложными конструкциями. Последнее предложение - итог всему сказанному.

В основном это сложносочиненные предложения с соединительными и противительными союзами, большинство которых имеет разговорный оттенок ( ДА И, А). Союз НО в последнем предложении соединяет фрагменты текста, т.е. присоединяет последнее предложение ко всем предыдущим).

В предпоследнем предложении тире в сложном предложении указывает на следствие, союз И - присоединительный.

Таким образом, в разговорном стиле часто используются сложносочиненные предложения с союзами, имеющими разговорный оттенок, что придает речи непринужденный характер. Очень много предложений с бессоюзной связью.)

Вопрос классу:

– Перечислите сочинительные союзы, которые имеют разговорный оттенок.

Совет: Не следует использовать в книжной речи союзы, имеющие разговорный оттенок.

Учитель

– Как известно, сочинительная связь свойственна разговорной речи, подчинительная - книжным стилям. Так ли это?

Задание к тексту № 2.

Сделайте стилистический анализ текста;

ответьте на вопросы:

– Как автор статьи использует экспрессивные возможности сложного предложения?

– Каких союзов больше? Что соединяют они?

– Какова стилистическая функция союзов в тексте? (Охарактеризуйте один из сочинительных союзов).

(Предполагаемый ответ ученика.

– Нашей группе был предложен для анализа текст, стиль которого мы определили как публицистический; он используется для массовой коммуникации (критик - читатели).

В речи автора статьи чувствуется искреннее волнение, она отли-чается ясностью, глубиной мысли. Трудно быть убедительным, если использовать только простые предложения, поэтому в статье много сложных предложений. Непросто установить соотношение “сочинительные - подчинительные предложения”, но сложносочи-ненные предложения есть. Например в 1 абзаце, где дается харак-теристика Аси. Повторяющийся союз И соединяет предложения в составе сложного со значением одновременности событий.)

Совет классу:

Используйте сложносочиненные предложения в текстах публицистического стиля в тех случаях, когда идет описание, дается характеристика.

Научный стиль.

Задание к тексту № 4.

Сделайте лингвистический анализ текста;

проанализируйте текст, определите, каких предложений больше: сложносочиненных или сложноподчиненных?

(Предполагаемый ответ ученика:

– Это текст научного стиля. В тексте в основном специальная лексика, термины по теме “Культура речи. Стилистика.”

Слова употребляются в прямом значении, эмоционально-экспрессивная лексика отсутствует (или почти не используется); отсутствуют и диалектные, и просторечные слова.

В данном тексте широко используются сложноподчиненные предложения, которые позволяют точно и ясно выразить мысль.

Подчинительные союзы придают тексту логичность, четкость, точность. Роль сложносочиненных предложений невелика.

Совет классу:

В сочинениях-рассуждениях и сочинениях делового описания нельзя использовать предложения с союзами, имеющими разговорный оттенок.

Официально-деловой стиль.

Задание к тексту № 3.

Сделайте стилистический анализ 2-х текстов;

ответьте на вопрос:

“Сочинительные союзы могут употребляться в официально–деловом стиле? Почему?

(Предполагаемый ответ ученика:

–Наша группа работала над стилистическим анализом текста официально-делового стиля. Сравнив два текста, мы сделали такой вывод: чаще используются сложноподчиненные предложения, что обусловлено коммуникативной ролью этого стиля. Деловой стиль однозначен и точен в выражении понятий.

Из сложносочиненных предложений в основном употребляются предложения с сочинительными и разделительными союзами, причем с нейтральной стилистической окраской (И, ИЛИ).

Совет классу:

Не следует использовать в текстах официально-делового стиля предложения с противительными союзами, так как большинство из них обладают экспрессией, что недопустимо для данного стиля.

Художественный стиль.

Задание к тексту № 5.

Сделайте стилистический анализ текста;

ответьте на вопросы:

“Почему автор отдает предпочтение бессоюзному сложному предложению?”

“Что соединяют в тексте сочинительные союзы? Чем является “И” в первом предложении?”.

определите, кто автор этих строк. Почему вы так думаете?

(Предполагаемый ответ ученика:

– Текст, предложенный нам для анализа, относится к художественному стилю, задача речи которого - воздействие на чувства, на воображение читателей.

Это отрывок из рассказа, входящего в сборник

И.С. Тургенева “Записки охотника”.

Нам известно, что в языке художественной литературы широко используется бессоюзная связь частей сложного предложения. У Тургенева есть такие пейзажные зарисовки, которые состоят из одного сложного предложения. Конечно, преобладают бессоюзные сложные предложения, что позволяет создать цельную картину из отдельных деталей).

Учитель:

Да, действительно, Тургенев умел создавать прекрасные пейзажные зарисовки, которые не оставляли равнодушными ни одного русского человека.

Индивидуальное задание (определение особенностей манеры письма А.П. Чехова).

(Проверка домашнего задания. Предполагаемый ответ ученика:

– Как известно, в речи художественной обычно представлены все виды предложений, так что преобладание некоторых из них характеризует в большей стиль писателя.

В рассказах А.П. Чехова преобладают сложносочиненные предложения.)

Вопрос учителя:

– Речь идет о ранних рассказах А.П. Чехова?

Ответ (предполагаемый) ученика:

– Нет, простота синтаксиса Чехова сказывается и в более поздних произведениях (по сравнению с Тургеневым).

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.
Оттачивание умственных способностей учащихся.

Развитие аналитичес-ких способностей учащихся, речи, логического мышления.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи

Развитие абстрактного мышления.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

VI. Работа с текстом.

Осуществле-ние воспита-тельных задач, воздействие на нравственно-этические качества школьников.

– Трудно не согласиться с вами: сколько писателей - столько и стилей.

Провокационный вопрос (задается одним из членов Ученого Совета).

–Вот вы утверждаете, что в языке Тургенева преобладают бессоюзные сложные предложения, что это особенность стиля писателя. Я же, перечитывая рассказ “Бежин луг”, обратила внимание на следующий отрывок:

(Текст № 7).

Коллективная исследовательская работа.

– Почему Тургенев изменил привычной манере письма?

(Предполагаемые ответы учащихся:

– Во-первых, в рассказе все-таки преобладают сложные предложения. Этот отрывок представляет собой повествование, и для описания данной ситуации простые предложения уместны.

– Повествователь-рассказчик невольно наблюдает за поведением мальчиков, словно выхватывает из общей картины отдельные детали.)

Учитель:

– Действительно, простые предложения, подчеркивают независимый характер частей высказывания, смысловые связи между ними остаются в тени.

Проведем лингвистический эксперимент. Введем в текст (устно) сочинительные союзы.

Что изменилось?

(Возможный ответ ученика:

– Мы ввели союзы - и усилилась связь деталей друг с другом, описание превратилось в единую картину, и в ней появилась динамика, действие.

– Изменился и темп речи: он ускоряется, интонация становится более разнообразной, так как перед союзами происходит повышение голоса.

Но в общем контексте этот отрывок звучит как-то неестественно, не соответствует авторскому замыслу.)

Учитель:

– Как видим, мысль при помощи простых и сложных (в т.ч. сложносочиненных) предложений выражается различно.

– Оказывается, каждому виду предложения свое место и время. Такие художники слова, как Чехов, Толстой, Пушкин, Тургенев, знали этот закон стилистики, умело выбирали единственно нужную синтаксическую конструкцию.

Вам же, подымаясь в гору, нужно стремиться достичь высоты каждого из них.

Развитие умения сопоставлять; совершенствование речи, логического мышления.

Развитие речи, творческого мышления, языкового чутья.

VII. Подведение итогов урока.

Самооценка школьниками личностных достижений.

Слово Ученому совету.

Спасибо всем за работу.

Считаем, что все группы справились с заданием, хотя вклад в коллективную исследовательскую работу был разным. Мы выста-вили оценки в баллах каждой группе. Обсудив вопрос о привыч-ках, характере сложносочиненного предложения, взяв за основу ваши исследования, ученый совет пришел к выводу, что сложно-сочиненные предложения являются экономным, лаконичным средством выражения сложных мыслей;

– Благодаря использованию сложных конструкций, исчезает монотонность, мы получаем возможность избежать неоправданный повтор слов. Используйте этот вид предложения при работе над сочинением-описанием, повествованием...

Помните о духовном завете И.С. Тургенева: “ Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.”

Учитель:

– Удалось ли решить задачи урока?

Что было интересно?

Какой вид домашнего задания вы бы предложили, чтобы закрепить материал урока? Обсудите в группах. Сформулируйте правильно, предложите его или своим одноклассникам, или выполните его сами.

Варианты домашнего задания

Для членов НОУ “Юный лингвист”:

провести исследовательскую работу на тему “Роль и экспрессивные возможности сложносочиненных предложений в разных эпизодах...”

(автора и произведение выбирает учащийся).

Редактирование сочинений семиклассников.

(Как проявляется творческая индивидуальность ученика? Что характерно его стилю? Какие синтаксические конструкции использует чаще?).

2. Закончите рассказ, употребляя сложносочиненные предложения с противительными союзами. Определите, почему здесь уместны эти конструкции.

В лесу вечером.

Темнота быстро надвигалась. Мы ускорили шаг, но лес словно хватался за нас. Ноги то и дело проваливались, задевали за корни, скользили. Ветки били по лицу, а каждый прямой сучок норовил ткнуть в глаз, ободрать кожу или вцепиться в одежду. Вдруг мне показалось, что на этой тропинке мы не одни...

Упражнение 47: стилистический анализ стихотворения И.Бу нина“Не видно птиц”.

– Следовали ли мы сегодня на уроке совету Л.Н. Толстого?

Заключительное слово учителя:

– Закончить урок мне хочется обращением еще к одному прекрасному образцу русского слова - пословице.

“Наукой жизнь стоит, а уменьем люди живут”.

Помните об этой народной мудрости!

Развитие аналитико-синтетических способностей.

Развитие оперативной памяти, речи, сообразитель-ности.

Приложение 1

Рисунки