ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Добавлено: 2019.01.20
Просмотров: 28

Савельева Ольга Федоровна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • Образовательные: изучение философских, исторических, нравственных взглядов Пушкина в отношении к Пугачеву и народному бунту;
  • Воспитательные: вызвать глубокие раздумья школьников о вечных и неизменных нравственных идеалах, проблемах морали, поведения человека в ходе истории.

Задачи:

  • Увидеть прошлое глазами Пушкина историка, художника, человека.
  • Четко определить его исторические, философские и нравственные взгляды на глобальные процессы истории.
  • Объяснить особенность мировоззрения Пушкина.
  • Научиться искусству анализа художественного произведения, умению размышлять над его проблемами, обоснованию своей точки зрения, умению строить научное развернутое высказывание по изученным материалам.

Ход урока

Эпиграф

Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетелем мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились, и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари.
А.С. Пушкин. 19 октября 1836 г.

(Класс разделен на три группы, дети сидят кругом в три ряда)

Учитель.

Как “кровь……багрила алтари” А.С. Пушкин описывает в повести “Капитанская дочка”, изображая пугачевский бунт. Сегодня мы проводим итоговый, обобщающий урок по повести, сделаем вывод, каков Александр Сергеевич как историк, писатель и человек, как его научные, гражданские и человеческие взгляды проявились при написании повести.

1. Вспомним, что мы узнали об истории создания научного труда “История Пугачевского бунта”? Дайте характеристику Пушкину – историку. Приложение 1. Вопросы для 1 группы

(Ответы учеников 1 группы. Презентация– (Слайды 3,4,5,6,7,8)

1.А.С.Пушкин обладал чувством подлинного историзма, был историком-тружеником. Как историк, он обладал философским складом ума, широтой кругозора, четкой гражданской позицией и честностью в освещении фактов. Он использовал архивные документы, хроники, мемуары, живые предания очевидцев, предприняв поездку по местам пугачевского восстания.

Сам А.С. Пушкин в письме к А.Х. Беккендорфу писал: “Я по совести исполнил долг историка, изыскивал истину с усердием и излагал ее без криводушия, не стараясь льстить ни силе, ни модному образу мыслей”.

2. Каков образ Пугачева в историческом труде?

Описан в конкретной, документально зафиксированной исторической деятельности;

Как личность, жесток к людям, безнравственен, опасается за свою жизнь.

Случайно стал главой восстания, не имеет программы действий, практической подготовки полководца.

Не единовластный монарх, полностью зависит от мнений казацких старшин.

Казнен не один, а вместе с соратниками. Во время казни проявляет не лучшие человеческие качества, теряет силу духа, волнуется, суетится.

Учитель. На основе “Истории пугачевского бунта” Пушкин создает художественное произведение – повесть “Капитанская дочка”

(Слайды 9,10)

1. Каковы ваши впечатления о том, каким Пушкин изобразил Пугачева в художественном произведении? Приложение 1. Вопросы для 2 группы.

(Слайд 11)

Учитель около слайда поет песню “Не шуми, мати зеленая дубравушка”. В песне отражен путь, судьба Пугачева)

(Ответы учеников 2 группы.

1.Я хочу прочесть стихи:
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении чумы.
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смутного таит
Неизъяснимы наслажденья,
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
А.С. Пушкин “Пир во время чумы”

Я думаю, Пугачев в повести таковым и показан. Он мог “обретать и ведать” “упоение в бою”, “неизъяснимы наслажденья”, быть “счастливым средь волненья”.

2 ученик.

Меня поразило мнение М.И. Цветаевой, высказанное ею в статье “Пушкин и Пугачев”. Она считает, что Пушкин был очарован своим героем. “От Пугачева на Пушкина… шла могучая чара… Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя ее круглой сиротой…, такого любить никакая благодарность не заставит. А чара и не то заставит. В “Капитанской дочке” Пушкин подпал под чару, подпал и до последней строки из нее не вышел… Чара – в его черных глазах и черной бороде, чара в его усмешке, чара в его опасной ласковости, чара в его напускной важности.

Гринев из-под чары не вышел, Пушкин из-под чары не вышел”.

Стало быть, Пушкин изобразил Пугачева “чаровником”.

3 ученик.

Фигура Пугачева мощная и трагическая. В повести он выступает в ролях бродяги – беглого козака, государя, убийцы, спасителя, преступника, мученика.

Где появляется Пугачев, возникает тревожная, загадочная атмосфера: сначала бурана, метели, потом мятежа, крестьянской войны.

Образ Пугачева как крестьянского народного вождя показан в свете концепции русского национального характера.

(Слайд 12)

Он умный сметливый
У него широкая натура
Он способен совершать благородные поступки,
Он смел и отважен,
Памятлив на добро,
Свободолюбив
Вместе с тем

Образ Пугачева противоречив и непредсказуем: (Слайд 13)

жестокий

лукавый

страшный

смешной

недоступный для понимания

одинокий

великодушный

прямой

ласковый

важный

простой

вождь восстания

Он наполняет всю повесть глубоким смыслом, жизнь Гринева – глубоким содержанием.

Учитель. Пугачев изображен всесторонне, на него смотрим глазами разных людей

5.Для всех ли героев повести Пугачев одинаковый? (Слайд 14)

(Зачитывание мини-сочинений, в которых показаны разные мнения героев повести о Пугачеве. Мини – сочинения основаны на тексте.

Приложение 1.

  1. Савельич.
  2. Официальная точка зрения.
  3. Гринев.

Таким изобразил Пугачева Пушкин – художник.

Что вы можете сказать о Пушкине – художнике. Одинаково ли он изобразил Пугачева в художественном и историческом труде?

Пушкин-художник показал личность Пугачева. “Его видишь, его слышишь”, - писал П.Вяземский. Пугачев был фигурой таинственной, и Пушкин стремился постичь природу этого человека.

Здесь он показал не только безжалостного тирана, но живого, чувствующего человека. Поэтому у Гринева, да и у нас, проявляется чувство сострадания к Пугачеву, тогда как к историческому Пугачеву только неприязнь. Пушкин был очарован Пугачевым.

6. Учитель. Изображение Пугачева позволило Пушкину показать два мира – мир, который возглавляет Пугачев, и мир, который противостоит ему, мир, который возглавляет Екатерина. Он показал два народа, две правды в одной империи.

Две правды. У каждого она своя. (Слайд 15)

Пугачев с его требованиями человечности в отношении к угнетенным Екатерина – представительница монархической власти.

Непримиримы, третьей правды нет (Слайд 16)

Сказка об орле и вороне в устах Пугачева говорит о стремлении Пугачева и народа к вольной, яркой жизни, где его силы могли бы развернуться.

Но здесь видна и их политическая наивность. Взрыв возмущенной народной стихии лишен какой-либо четкой политической сознательности, он превращается в кровавый бунт. Повстанцы действуют импульсивно, словно в экстазе, ими руководит социальный инстинкт. Свободу они превращают в разгул, своеволие и произвол, в мечту “царствовать” в свою волю, но не могут больше существовать под властью деспота и тирана.

Императрица даже помыслить не может о прощении повстанцев, соучастников и, тем более, Пугачева – вождя “кровавого бунта”

Только случайно, неофициально встретившись, Маша смогла рассказать действительную историю Гринева императрице.

Но не будь этой случайной встречи или даже добейся Маша официальной аудиенции- не было бы прощения честному и верному офицеру Гриневу.

В финале описано “благоденствующее” потомство Гриневых”. “Потомство их благоденствует в Симбирской губернии. В тридцати верстах от *** находится село, принадлежащее десятерым помещикам. В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке. Оно содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова”. Вторая награда императрицы за службу тоже не щедрая.

У самодержавной власти своя правда, и простить даже представителей и защитников своей касты они не намерены.

Можно ли примирить власть и человечность?

Примирение невозможно.

Пока противостоят два мира, бунт неизбежен. Очень страшный бунт, несущий смерть и разрушение. И неизбежно его подавление. (Слайд 17)

Пушкин, сознавая, что крестьяне были доведены до бунта отчаянным положением, выступает против него: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”

К такому решению он приходит, так как ясно понимает: бессмысленный бунт обречен на провал. Это доказала история (поражение декабристов, поражение пугачевского восстания)

Беспощадность бунта зафиксирована в исторических документах и художественно показана в “Капитанской дочке”. А беспощадность по нравственным понятиям любого гуманного человека никогда не допустима.

Пушкин –человек

Но есть еще Пушкин-человек, он задается вопросом: “Есть ли третья правда ?” Вопросы 3 группы. (Слайд 18, 19)

7. Учитель.. Он нашел третью правду. В чем она?

Подняться над жестоким веком, сохранив гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей – такова, по мнению литературоведов, главная мысль романа и “третья правда”.

В “Капитанской дочке” Пушкин решал художественно гуманистическую проблему: “Как достичь единства нации, как примирить противоречия, на какой основе это возможно”. И показал, что возможно как раз на основе “третьей правды”.

Она в уважении к человечности, к личности других людей, к их простым нравственным чувствам. И возможность для сближения людей разных классов показали Гринев и Пугачев.

Гринев проявляет жалость к замерзшему мужику.

Желает добра Пугачеву, сочувствует ему при казни

Пугачев по – отечески сочувствует Маше и Гриневу, помогает им.

(Слайд 20)

Дворянин и его враг находят общий язык, на короткий срок, но устанавливается взаимопонимание. Пушкину оно особенно дорого и является примером “ТРЕТЬЕЙ ПРАВДЫ”.

Учитель.

Примером третьей правды” является и отношение Пушкина к Савельичу. (Слайд 21)

Пушкин – гений русской литературы, слава русского государства, автор, создатель свободолюбивой лирики, антикрепостник.

Савельич – дядька, крепостной, стремянной, проявляющий непримиримую позицию, выражающий претензии к Пугачеву, в принципе, к своему освободителю от крепостной зависимости.

Савельич сам считает подневольное положение единственно возможным для себя.

Каково же отношение Пушкина к Савельичу?

Писатель Ф. Искандер считал: “В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни”.

Пушкин воспел высокую нравственность Савельича – его святую преданность людям. У Савельича “преданность выступает во всех обличиях. Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах, он воспел и в образе Савельича. Идея преданности с неожиданной силой погружает нас в уют, спокойствие и доверие”. В этом “третья правда”.

И трогает добрая молитва крепостного дядьки о барчуке: “Слава тебе, владыко! — сказал он перекрестившись.— Чем свет оставим крепость и пойдем куда глаза глядят. Я тебе кое-что заготовил; покушай-ка, батюшка, да и почивай себе до утра, как у Христа за пазушкой”.

Это и есть “третья правда” и высокая человечность.

Подведение итогов.

В жизни нужна преданность, любовь, добро, сострадание и помощь, а не кровавый бунт, бессмысленный и беспощадный.

Приложение 1

Вопросы для 1 группы.

  1. Что мы узнали об истории создания научного труда А.С.Пушкина “История Пугачевского бунта”
  2. Каков образ Пугачева в историческом труде Пушкина?
  3. Дайте характеристику Пушкину – историку.
  4. Прочитайте сочинение о Савельиче.

Вопросы для 2 группы.

  1. Каковы ваши впечатления о том, каким А.С.Пушкин изобразил Пугачева в художественном произведении?
  2. Прочитайте сочинения о Гриневе.
  3. Что вы можете сказать о Пушкине – художнике.

Вопросы для 3 группы.

  1. Прочитайте сочинение о том, каким представляют себе официальные власти Пугачева.
  2. Есть ли “третья правда”? В чем она заключается?
  3. Можно ли примирить власть и народ?
  4. Дайте характеристику Пушкину – человеку.