ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Заключительный урок в 5-м классе по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева"

Добавлено: 2019.01.20
Просмотров: 29

Григорьева Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы

Цель: через знакомство с текстом шестой и седьмой сказок показать образ жизни и обычаи людей Севера; раскрыть нравственную ценность добра, торжествующего над злом.

(Слайд 1)

Слово учителя: На прошлых уроках мы говорили о героях «Снежной королевы», об их добрых сердцах и о связи их поведения с умом и воспитанием. (Слайд 2)

Сегодня мы узнаем новое о жизни народов Севера в далёкие времена и дополним наше представление о героях сказки. (Учитель показывает на географической карте, где находится Лапландия, Финляндия и Финмарк, остров Шпицберген, Северный полюс и рассказывает о суровом климате Севера.) (Слайд 3)

Учитель: Обратимся к 6-ой сказке «Лапландка и финка» и сделаем акцент на самом начале сказки на словах: «Я напишу два слова на вяленой треске – бумаги у меня нет...»; «Постучался в дымовую трубу финки, – в её доме и двери-то не было! Ну и жарко там было!»; «Положила оленю на голову кусок льда». Как вы думаете, что в прочитанном нами отрывке реальное (правдоподобное), а что сказочное?

Ученик: Реальное – описание жилища лапландки и финки. Сказочное – как Герда и олень проникали в их избушки. (Слайд 4)

Учитель: Встречались ли мы с подобным соединением сказочного и реального в других сказках «Снежной королевы»?

Ученик: Когда животные, птицы и цветы говорили человеческим языком (олень, ласточки, вороны, розы...). Сказочны Снежная королева, тролль, его ученики. Сказочно также Герда проникла во дворец. Сказочная старушка – волшебница, которая спрятала розы под землю...

Учитель: Но реальны отношения между героями. Теперь посмотрите в тексте сказки, что нового мы узнали о Герде из разговора оленя и финки? Прочитайте их диалог. (Слайд 5)

Ученик: Олень: «А нет ли у тебя средства сделать Герду всесильной?» Финка: «Сильнее, чем она есть я не могу её сделать. Неужто ты сам не видишь, как велика её сила? Подумай, ведь ей служат и люди, и животные! Она босиком обошла полсвета! Но мы не должны говорить ей о той силе, что скрыта в её сердце».

Учитель: Как же Андерсен стремится доказать, что у Герды сильное, потому что доброе сердце? Прочтите последний абзац 6-ой сказки – Герда в саду Снежной королевы.

Ученик: «Бедная девочка осталась одна, на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц. Она побежала вперёд, что было мочи...», как побежала из прекрасного цветника колдуньи…

Учитель: Два разных сада: в саду колдуньи Герде было весело, она играла среди цветов, но всё – таки побежала искать Кая. В саду Снежной королевы она босая замерзает, но забывает о себе и опять бежит искать Кая. Она очень самоотверженная и славная девочка. Расскажите, как её встретили в саду Снежной королевы.

Ученик: (краткий пересказ).

(Слайд 6)

Учитель: Страшно было Герде одной бороться с войском Снежной королевы, но она всё – таки победила и пробилась в её дворец. Вот как Андерсен его описывает: «Стены чертогов были наметены снежными метелями, окна и двери пробиты свирепыми ветрами. Громадные залы, возведённые прихотью вьюг, сотнями тянулись непрерывной грядой, освещённые северным сиянием. Посреди самого большого снежного зала, бесконечного и пустого, сверкало замёрзшее озеро. Лёд на нём треснул, и трещины разделили его на тысячи кусков... одинаковых и правильных». Можем ли мы сказать, как относится Андерсен к чертогам Снежной королевы, нравится ли ему здесь?

Ученик: Ему здесь не нравится, потому что здесь холодно и нет ничего живого: ни людей, ни животных. Он пишет: «Как холодно, как пусто было в белых, ярко сверкающих чертогах!» И ещё раз: «Холодно было здесь, пусто, а потом – мёртво и величественно!» Он сначала повторяет, что было холодно и пусто, а потом – мёртво и величественно.

Учитель: Где же был Кай? Прочитайте.

Ученик: «Он сидел один в необозримом пустом зале». Потом Андерсен ещё раз повторяет: «в огромном пустынном ледяном зале». (Слайд 7)

Учитель: Если в чертогах Снежной королевы не было ничего живого, то каким же стал мальчик? Прочитайте в тексте.

Ученик: «...Кай совсем посинел, даже чуть не почернел от холода, но не замечал этого, – поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к стуже, да и самое сердце его превратилось в кусок льда».

Учитель: Не только сердце мальчика превратилось в кусок льда, но казалось, что и он сам замёрз. Послушайте, как об этом пишет Андерсен: «Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой. Могло показаться, что он замёрз». И ещё раз повторяет сказочник: «Но он сидел такой же неподвижный и холодный». Скажите, какие слова о Кае повторяет в этом случае Андерсен?

Ученик: «Неподвижный» и «что он замёрз».

Учитель: В царстве пустоты, холода, где нет ничего живого, Кай не замечает, что он один. Он заметит это позднее. Скажите. Как повела себя Герда, когда увидела замёрзшего Кая? Прочтите в тексте.

Ученик: «Тогда Герда заплакала; горячие слёзы её упали Каю на грудь, проникли в сердце, растопили ледяную кору, и осколок растаял». (Слайд 8)

Учитель: Отчего заплакала девочка?

Ученик: Она пожалела Кая. Она заплакала от горя.

Учитель: Когда Герда увидела, что Кай ожил и узнал её, что она стала делать? Прочтите.

Ученик: «Она смеялась и плакала от радости. Герда поцеловала Кая в обе щёки – и щёки его опять зарумянились; поцеловала его глаза – и они опять заблестели, как её глаза; поцеловала его руки и ноги – и он опять стал бодрым и здоровым».

Учитель: Андерсен не случайно повторяет одно слово «поцеловала». Поцелуи Герды, как живая вода в русских сказках, приносят жизнь, исцеление, радость. И когда девочка увидела ожившего Кая, она очень обрадовалась. Как она выражает свою радость?

Ученик: «Бросилась на шею», «крепко обняла», «плакала от радости», «поцеловала».

Учитель: Скажите, как бы вы поступили на месте Герды, если бы увидели, что ваш друг замёрз? Как бы выразили своё горе, радость?

(Ребята обмениваются мнениями.)

Учитель: В седьмой сказке Андерсен дополняет наше представление о Снежной королеве. Почему её нет в чертогах, когда туда прибегает Герда?

Ученик: Снежная королева полетела в тёплые края, чтобы принести зло и смерть. Она хочет посыпать снегом лимоны и виноград и по пути дохнуть ещё на гнёзда птенчиков, чтобы они умерли от холода, как птенчики лесных голубей.

Учитель: Итак, мы с вами познакомились с двумя героинями сказки – Снежной королевой и девочкой Гердой. (Слайд 9) Обе они боролись за Кая. В чём сила Снежной королевы? В чём сила Герды? Почему Герде удалось победить Снежную королеву?

Ученик: Снежная королева сильная, потому что бессердечная, злая и жестокая. Герда сильная, потому что добрая и самоотверженная. Герде удалось победить Снежную королеву потому, что добро всегда побеждает зло. (Слайд 10)

Задание на дом: вспомнить и выписать пословицы о дружбе, написать сочинение – миниатюру на тему: «Как я понимаю настоящую дружбу».