ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в 5-м классе: Б.В. Шергин. Сказка "Рифмы"

Добавлено: 2019.01.17
Просмотров: 30

Косилова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • Познакомить учащихся с личностью писателя Б.Шергина и Его “Сказками о Шише”.
  • Дать понятие о рифме.
  • Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

  • Портрет Б.В.Шергина.
  • Выставка книг писателя. Записи на доске:
    • а) рифмы из стихотворений И.Бунина, К. Бальмонта, И.Северянина;
    • б) “Допиши две строки”.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя о писателе.

- Вы любите смеяться? А шутить? Сегодня мы познакомимся с героем, который очень любит шутить. Зовут его Шиш. А подарил нам этого героя удивительный писатель Борис Викторович Шергин.

(Обращение к портрету).

Шергин родился на исходе XIX века, в 1896 году, в г. Архангельске. Здесь прошли его детство, юность, молодость. Отец Бориса Викторовича – архангельский помор, корабел, певец и художник. И сам Борис Викторович был помором, корабелом, певцом и художником. Знаток северного русского фольклора: былин, сказок, песен – и не только знаток, но прекрасный исполнитель, настоящий артист (когда начинал рассказывать – смешную историю, печальную повесть – или петь русские былины, слушатели боялись проронить слово).

Только одним отличался Борис Викторович от отца – был замечательным писателем. Много рассказов и сказок написал Шергин (обращение к выставке книг), в том числе и веселые, смешные “Сказки о Шише”. Эти сказки он слышал в Архангельске, а затем пересказал их. Они рассказаны языком не совсем обычным. В них встречаются непривычные для нашего уха архангельские слова. Но понять их не так уж трудно. Например, Борис Викторович говорит про Шиша: “Братья – мужики степенные, а он весь – как саврас без узды”.

Что же это за “саврас”? Саврасый – это лошадиная масть, светло – коричневая. Раньше лошадей такой масти частенько называли Савраска. А если нет у Савраски узды – значит он свободен, бегает, где хочет. Вот таким и был Шиш. А вот портрет Шиша: “... на лбу хохол рыжий, глаза как у кошки. Один глаз голубой, другой как смородина. Нос кверху”. (Словесный портрет иллюстрируется рисунком художника Костина).

“Начнет говорить, как по дороге поедет: слово скажет – другое готово”.

В самом имени Шиш – насмешка: шиит значит кукиш, ничего не получишь. Где Шиш, там жди потехи. Рано Шиш начал шуточки зашучивать. Везде поспевал.

II. Знакомство со “Сказками о Шише”.

Проверка домашнего задания.

(В ходе знакомства со сказками

1. Чтение по ролям сказки “Наш пострел везде поспел” (5 учащихся).

2. Художественный пересказ сказки “Шиш и трактирщица” (1 учащийся).

Словарная работа:

  • трактир – ресторан низшего разряда;
  • трактирщица – хозяйка, содержательница трактира.

3. Художественный пересказ сказки “Шиш показывает барину нужду” (1 учащийся).

4. Инсценирование сказки “Шиш – сказочник” (5 учащихся).

  • Какая сказка понравилась больше?
  • Каким вы узнали Шиша? (Веселый, хитрый, находчивый, за словом в карман не полезет. Умел проучить).
  • Кто из художников убедительнее, на ваш взгляд, показал характер Шиша?

6. Чтение по ролям сказки “Рифмы” (3 учащихся).

- Почему Шиш обсмеял дядьку – хорошего человека? Это единственная сказка, где Шиш осмеял хорошего человека. (Не мог остановиться – такой уж характер, и получил за это).

  • Какой момент изображен на иллюстрации художника Костина?
  • Удалось ли художнику передать настроение героев сказок? (Веселый Шиш и разгорячившийся дядька).
  • Какой момент изображен на рисунке в вашем учебнике?

III. Понятие о рифме.

1. Что же такое рифма? Как об этом сказано у Шергина? (“так говорить, чтоб складно было”).

  • Найдите определение рифмы в учебнике. Запишите его в тетрадь. (Рифмы – звуковые совпадения в конце строк).
  • Не зря американский поэт Джон Чиарди и назвал рифмы “Похожие хвосты”, (перевод Романа Сефа).

    Две птицы
    Удивительных
    Есть в ящике моем.
    И если хочешь,
    То с тобой
    Сыграем мы вдвоем.
    А чтобы мы могли начать,
    Запомнить должен ты,
    Что у несхожих этих птиц
    Похожие хвосты.
    Поймать
    Таких смешных пичуг –
    Весьма нелегкий труд.
    Недаром люди
    Умные
    Их рифмами
    Зовут.
    ... И вправду
    Птицы шустрые
    Из ящика большущего
    Вдруг начали
    Вытаскивать
    Наверх
    За словом слово.
    Одна достала
    Слово гвоздь
    Другая сразу –
    Гость и трость.
    Одна достала
    Слово грусть.
    Другая фразу:
    Ну и пусть!
    Одна достала слово слон.
    Другая –
    Звон и телефон.
    - Теперь, -
    Сказали мне человек, -
    Пора и нам сыграть.
    Я буду
    Доставать слова,
    Ты должен рифмовать.
    Достал он слово кочка,
    А я ответил: бочка.
    И строчка, и сорочка.
    И сразу два листочка,
    И на прощанье точка.
    ... Мы с ним
    Играли целый час
    Похожими словами.
    Теперь
    Мы покидаем вас,
    И вы играйте с нами.

Найдите рифмы в стихах сказки “Рифмы”. Где вы их будете искать?(В конце строк).

Рифмы – признак поэтической речи. Без рифмы нет поэзии.Игра “Угадай стихотворение по рифмам”.

    ножка
    Яга
    крошках
    строга

    невидимка
    бус
    дымке
    ус

    Кощею
    жемчугов
    Змею
    таков

    брусника
    холоднее
    крика
    грустнее

    улетают
    море
    блистают
    в уборе

    К.Бальмонт “У чудищ”

    в бору
    ароматом
    поутру
    палатам

    свет
    корявой
    лет
    величавой

    И.Бунин “Детство”

    краска
    прогрета
    сосна
    лета

    папочка
    лапочка
    укутаю
    минутою
    шалости
    жалости

    И.Северянин “В парке плакала девочка”

4. Чтобы сочинять стихи, надо научиться подбирать слова в рифму. Игра “Подскажи словечко”.

Д.Хармс “Очень-очень вкусный пирог”

Я захотел устроить бал, И я гостей к себе...
Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый...
Пирог, ножи и вилки тут — Но что-то гости...
Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек...
Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту...
Когда же гости подошли, То даже крошек...
- Во многих загадках рифмуется отгадка.

Г. Сапгир “Бутерброд”

Чудак математик
В Германии жил,
Он хлеб с колбасой
Случайно сложил,
Затем результат
Положил себе в рот -
Вот так человек изобрел (бутерброд).

- А какие загадки нашли вы? (Проверка домашнего задания)

IV. Творческая работа.

  • Научились подбирать рифму. Можно сочинять стихи?
  • Легко ли это?

Вспомним стихотворение К.Бальмонта “Как я сочиняю стихи”. Стихи сочинять нелегко, но очень интересно. Это большой труд и большое удовольствие.

- Давайте попробуем овладеть шуточным стихом, о котором рассказал Шергин.

Игра “Допиши две строки”.

  1. В зоопарке бегемот
    Проглотил ежа, и вот...
  2. Вдоль реки бежит Аким,
    Был Аким совсем сухим...
  3. Сидит собака у столба
    И утирает пот со лба...
  4. В ручеек смотрит лось,
    Удивляется небось:
  5. Скоро прозвенит звонок,
    И закончится урок...

V. Домашнее задание.

  1. Попробовать сочинить свои шуточные стихи (можно в качестве образца зачитать стихи из журнала “Трамвай”, № 10, 1990 г.);
  2. Оформить все сочиненное (в том числе и в классе) в сборник стихотворений.