ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Быт и нравы русского дворянства XIX века (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")

Добавлено: 2019.01.09
Просмотров: 24

Карпова Людмила Евгеньевна, учитель русского языка и литератры, заведующая кафедрой гуманитарных наук школы.

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

(Типология и структура урока выполнены по Кудряшову М.И., который учитывает специфику литературы как учебного предмета)

О.Д.Ц.: воспроизведение и осмысление художественного текста.

Триединая дидактическая цель:

Образовательные:

  • познакомить с бытом и культурными традициями русского дворянства первой половины 19 века;
  • определить характер толстовского историзма;
  • выявить характерные черты русского дворянина (в понимании Толстого).

Развивающие:

  • развивать все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
  • развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к русской истории и культуре;
  • воспитывать искренность и открытость, доброту и естественность поведения;
  • воспитывать культуру речи учащихся.

Форма организации познавательной деятельности: общеклассная, парная и индивидуальная.

Используемый метод: частично-поисковый, исследовательский.

Приемы: аналитическая беседа, использование мультимедийной презентации, сравнительный анализ, выборочный пересказ, выразительное чтение, самостоятельная работа на опорных листах.

Оборудование:

  • презентация “Быт и нравы русского дворянства”
  • опорные листы
  • карточки “Язык цветов”
  • таблицы для рефлексии

Ход урока

I. Подготовка к восприятию учащимися темы урока.

Стихотворение А.Толстого “Средь шумного бала”.

XIX век… Каждый из нас хотя бы раз мечтает побывать в этом времени. Золотой век русской истории, русской культуры и русской литературы.

Балы, красавицы, лакеи, юнкера

И вальсы Шуберта, и вкус французской булки…

Русские дворяне… Как они жили, как любили? О чем думали, мечтали, к чему стремились? Обо всем этом мы и будем говорить сегодня.

Определение целей и задач урока

Мы познакомимся с бытом, традициями и культурой дворянства первой половины 19 века, сопоставим исторические реалии с романом “Война и мир”, определим характер толстовского историзма, в конце урока постараемся ответить на два основных вопроса:

  • Почему из всех дворянских семей Толстой выделяет семью Ростовых?
  • Что значит быть настоящим русским дворянином по мнению автора?

(Вопросы даны на опорном листе)

II. Восприятие, осознание и осмысление материала

  1. Тип усадьбы.
  2. Толстой писал в своем дневнике: “По дому можно судить о его хозяине, и часто, взглянув на человека, можно представить себе его дом. Бывает и так, что человек настолько сродниться со своим жилищем, что подчас и понять трудно, где кончается обиталище и начинаются обитатели”.

    – Существовало три типа помещичьих усадеб (презентация).

    Какой тип усадьбы у Ростовых? (II тип. Большой, просторный, но простой дом: зала, столовая, диванная, детская, спальня, гостевые комнаты. Сад, естественный, без роскоши и излишеств. Липовая аллея служит дорогой к дому. В центре сада – клумба, которая является не украшением, а используется как своеобразное укрытие)

    Почему именно этот тип усадьбы выбирает для семьи Ростовых автор? (Идея семейственности, простоты, близости к природе и народу.)

  3. Хозяйство. Уклад.
  4. От типа усадьбы зависело и управление хозяйством (презентация)

    Кто ведет хозяйство в семье Ростовых, следит за порядком в имении?

    Почему хозяйство приходит в упадок?

    Как относятся крепостные к господам? Почему так?

    Каков уклад в этом доме, распорядок дня?

    Как это характеризует его обитателей? Можем ли мы утверждать, что это традиционный уклад жизни поместного дворянства?

    ( Ср. И.А. Гончаров “Обломов”, А.С. Пушкин “Капитанская дочка”).

  5. В 19 веке говорили: “Еда – людское зерцало”. По тому, как и что ест человек, определялась не только его сословная принадлежность, но и личностные качества. Гастрономические пристрастия столичного и поместного дворянства очень отличались (презентация).
  6. – Сравним меню столичной аристократии и семейный обед в доме дяди (Сопоставление карт меню. См. “Приложение”)

    Почему Наташа испытывает восторг и удовольствие от этого обеда? Как этот эпизод характеризует Ростовых? (Близость к исконным русским традициям).

  7. Танцы и песни – важный элемент семейного обеда.
  8. Выразительное прочтение эпизода с комментарием.

    Какие черты характера дяди и Наташи проявляются в этом эпизоде? Что восхищает Толстого?

    (В песне дядюшки и танце Наташи сказывается их близость к народу, понимание русского духа и склада характера).

  9. Любимым развлечением русского дворянина была охота (презентация).

Пересказ эпизода.

Почему время охоты для Ростовых – особое время?

Какое чувство объединяет всех участников охоты перед выездом?

Как меняются взаимоотношения участников во время охоты?

Как этот эпизод характеризует Ростовых?

  1. Близость к народным истокам – это и знание традиционных народных, религиозных праздников.
  2. – Святки

    Докажите, что семья Ростовых соблюдает традиции, помнит все народные религиозное праздники?

    Что объединяет господ и слуг? Как этот эпизод характеризует дух семьи Ростовых? ( Близость к народу).

  3. Самым важным событием в жизни дворян был первый выезд на бал.

Видеофрагмент.

Виды балов. Великосветский бал (презентация)

Расскажите о подготовке к балу в доме Ростовых?

Этикет и традиции:

– платье Наташи и Сони;

– прически;

– цветы у корсажа.

(Сопоставление бальной традиции, отраженной в презентации, с содержанием романа Л.Н. Толстого)

(Язык цветов. Работа в парах с листами “Язык цветов”)

Сопоставьте первый бал Наташи с бальной традицией?

Описание дворца, танцы (презентация).

Почему первый танец Наташи и Андрея – вальс?

Что сделало Наташу “заметной” во время бала? (Естественность, искренность поведения)

Вывод: Для Толстого важна естественность, простота, отсутствие фальши, умение слышать голос сердца.

III. Обобщение знаний и умений, формируемых на уроке

– Каков характер толстовского историзма? Насколько Толстой исторически правдив в описании жизни дворянства?

Толстой-историк, тонкий психолог показал быт, нравы традиции русского дворянства на примере семьи Ростовых.

Почему автор выделил семью Ростовых? В чем ее отличие от других дворянских семей?

Что значит быть настоящим русским дворянином (по мнению Толстого)?

Вывод: В этой семье царит радушие, сердечность, чуткость, естественность, нравственная чистота. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к народу, к природе, сохранение исконных русских традиций. Толстой решает проблему взаимопонимания между разными слоями общества. Отвечает, что “лад”, мир возможны, если будет близость с народом, русской культурой.

IV. Рефлексия

“Что я вынес(ла) с урока для сердца и ума?”

ДЗ: Эссе “Что значит быть настоящим дворянином?”

Приложение 1

Приложение 2