ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Подготовка к написанию сочинения по картине К.А. Васильева "Осень"

Добавлено: 2019.01.03
Просмотров: 29

Горшунова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • познакомить с творчеством художника, обучить школьников описывать пейзаж, изображенный на картине;
  • развивать и совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся, умение выделять характерные особенности для описания пейзажа;
  • воспитывать любознательность и наблюдательность, интерес к творчеству великого художника К.Васильева.

Оборудование урока: репродукции картин К.Васильева: "Осень", "У тихой воды", "Дом на опушке", "Деревня Васюткино", "Берег", "Дорога в Лаишево"; портрет К.Васильева. Музыкальный альбом П. И. Чайковского "Времена года", выставка рисунков детей об осени, эпиграф урока: "Люблю я пышное природы увяданье,/ В багрец и золото одетые леса:" (А. С. Пушкин).

Предварительная подготовка к уроку: экскурсия в осенний лес и на берег реки, в дом-музей К. Васильева, п. Васильево или музей г. Казани

Ход урока

Эпиграф урока: "Люблю я пышное природы увяданье,/ В багрец и золото одетые леса:" (А. С. Пушкин).

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя и беседа с учащимся.

- Ребята, вспомните нашу осеннюю экскурсию. Какие новые краски проявились у природы осенью?

(Желтые, золотистые, багровые, красные, пурпурные и т.д.)

- А как красоту осени можно сохранить даже зимой?

(Надо собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать).

- Какие стихотворения об осени вы знаете? Давайте вспомним их.

(Чтение наизусть стихотворений Н. Берендгоф "Русская осень", И.Жупанов "В моем краю", А.Твардовский "Лес осенью" и др.)

Лес осенью.

Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок
Стала ель в лесу заметней-
Бережет густую тень
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
(А.Твардовский.)

В моем краю со звездных крыльев
С высоких радостных небес
Жар-птица перья обронила,
И загорелся волжский лес.
Я прохожу, сбивая пламя
С берез ветвистых и осин,
А пламя вьется под ногами,
Но дыма нет - над лесом синь.
(И.Жупанов).

Русская осень.

В рощах лето недолго гостило
Незаметно и осень прошла,
Землю мелким дождем окропила
И туманами заволокла.
Стали темными ели густые,
Стоя дремлют береза с ольхой,
И не дрогнут тропинки лесные,
Заметенные мертвой листвой.
(Н.Берендгоф.)

Не только поэты описывают природу осенью в своих произведениях, но и художники. Среди них был Константин Васильев.

3. Рассказ о художнике (сообщение ученика).

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе Краснодарского края.

Его отец Алексей Алексеевич родом из Петербурга, участник трёх войн (1-й мировой, гражданской - сражался в Чапаевской дивизии, 2-й мировой - партизан, коммунист), инженер, большой знаток и любитель природы, поклонник литературы.

Мать Клавдия Пармёновна Шишкина - по линии своей матери из саратовских крестьян.

8 августа 1942 года Майкоп был оккупирован фашистами, отец ушёл в партизаны. Но уже в феврале 1943 года город освободили, отец вернулся. В 1946 году семья переехала в Казань, затем в Васильево, в тридцати километрах от города, напротив места, где Свияга впадает в Волгу. Девственные леса, речные просторы... Вместе с отцом Костя ходит на охоту, на рыбалку. Это были, видимо, незабываемые мгновения, когда душа открыта всему чудесному в мире. Он рано начал рисовать. Матушка говорила о нём: "Он родился с карандашом в руках". Родители всерьёз задумались о дальнейшем развитии таланта, данного судьбой их сыну.

Прекрасно сдав экзамены, Константин Васильев становится учеником Московской художественной школы-интерната при институте им. Сурикова Академии художеств СССР. С 1954 по 1957 год он жил и учился в Москве. Эти годы наполнены впечатлениями от изобразительного искусства, музыки, театров. Здесь он прошел своё становление как художник, глубоко воспринявший основы эстетики русского национального искусства. Но уже тогда, в середине 50-х годов, в школе после смены директора стали обучать однообразному стилю, указывали, как писать и что писать. Соцреализм не привлекал Васильева. Он хотел творить не по чьему-то указанию, отстаивал своё право на выбор темы и живописного метода. После очередных каникул в московскую школу Константин не вернулся, продолжил образование в художественном училище Казани.

Казанское художественное училище имеет более чем вековую историю. Здесь учился и преподавал любимый ученик И. Репина Николай Фешин. Талантливого Костю Васильева сразу заметили. Его учителями были П.Т. Сперанский - выдающийся театральный художник Казани, В.К. Тимофеев и Н.М. Сокольский - ученики Н. Фешина, которые продолжали традиции русской реалистической школы живописи, основой которой считались рисунок, колорит и композиция. Это было близко Васильеву. Впоследствии это станет основой и его живописного метода. Он с отличием окончил театрально-декорационное отделение, дипломной работой были эскизы декораций к музыкальной драме Островского на музыку Чайковского "Снегурочка". В это время на операционном столе умер отец - не выдержало сердце. Константин тяжело переживал, кроме него в семье были две младшие сестрёнки - Валя (1946 г. р.), Людмила (1949 г. р.). Он - старший брат, единственный сын, надежда и опора.

Место театрального художника в передвижном театре Мензелинска, куда он был направлен после окончания училища, было занято, и, подписав направление, Константин Васильев вернулся домой, в Васильево. Стал работать учителем рисования и черчения в школе, затем художником-оформителем на заводе, периодически брал заказы в Художественном фонде в Казани. Но свою главную работу он делал дома для себя и для друзей. И всё это время в нём шёл внутренний поиск своего направления в живописи.

В начале 60-х годов К. Васильев много экспериментировал в различных направлениях живописного модернизма, особенно - в сюрреализме и абстрактном экспрессионизме ("Струна", "Колизей" "Атомный взрыв", "Аргонавты", десятки абстрактных композиций). Однако в двадцать четыре года он отказался от формалистических поисков, считая, что беспредметное искусство выражает только самого автора, а художник должен работать для людей. Цель художественного творчества - идеал. Он есть в каждом из нас, это - божественное начало, и его можно пробудить в человеке.

К.Васильев обращается к реалистической манере живописи. Он пишет родные пейзажи: "Сумерки", "Пень", "Часовня", "Лебеди" и др. (показ этих картин). Иногда на интересную для себя тему делает несколько вариантов. Картины часто построены по принципу театральной декорации: по бокам как бы кулисы, задник. Красота, гармония человека и окружающего мира.

Ещё в раннем детстве К. Васильев зачитывался русскими былинами. Его интересовала история своего народа, а более всего - северные славяне-великороссы, праистория народа, скандинавские сказания. В поисках прочных оснований для своего творчества он обращается к народному искусству: песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к эддической поэзии. С этого момента ведущими в творчестве К. Васильева становятся героическая тема, эпические сказания, тема Великой Отечественной войны ("Маршал Жуков", "Нашествие", "Парад сорок первого года", "Тоска по Родине", "Прощание славянки"), пейзажно-портретная лирика, углублённые философские раздумья. Всенародно любимыми полотнами стали "Ожидание", "Лебеди", "Жница". "У колодца", "Северный орёл", "Человек с филином"...

Большое влияние на мировоззрение художника оказала русская литература, особенно Ф.М. Достоевский. Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.А. Бунин. К. Васильев был большим любителем и знатоком серьёзной музыки, имел большую коллекцию грампластинок классической музыки. Об этом ярко свидетельствует графическая серия портретов композиторов и музыкантов.

При жизни К. Васильева состоялось несколько выставок, где были представлены работы художника. В 1963 году он участвовал в республиканской выставке "Художники-сатирики Казани", которая проходила в Москве, в Центральном выставочном зале в Манеже. С 1968 по 1976 год К. Васильев иногда участвовал в выставках в Зеленодольске и Казани. Особую популярность творчество художника получило после его гибели. За двадцать лет состоялось более полусотни персональных выставок во многих городах России, а также в Болгарии, Югославии, Испании.

В 1988 году Константину Васильеву была посмертно присуждена Премия комсомола Татарии им. Мусы Джалиля за цикл картин о Великой Отечественной войне.

В 1996 и 1997 годах открыты два музея и Картинная галерея Константина Васильева.

4. Работа со словом пейзаж.

К. Васильев с огромной любовью и теплотой писал картины с изображением природы, которые называются пейзажем.

- Что означает слово пейзаж? Обратимся к энциклопедии (пейзаж - рисунок, картина, на которой изображена природа).

5. Беседа по картине К.Васильева "Осень".

- Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на эту картину?

(Создается хорошее, приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от нее веет тишиной, спокойствием, загадочностью)

- Удалось ли художнику передать красоту осеннего дня?

(Да, удалось. Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий коричнево-бурого цвета мох, освещаемый лучами солнца и листвой деревьев, голубое озеро серебрится от светлой полосы неба).

- Что с первого взгляда привлекает в картине?

(Наше внимание привлекает коричнево-бурого цвета мох, покрытый желтыми листьями, деревья в золотом уборе, светлая полоса голубоватого неба оттеняет лес и подчеркивает затемненный передний план).

- Каким изобразил художник небо?

(Голубовато-сиреневым со светлой полосой, которая как бы открывает завесу в другой мир. Цвет неба хорошо сочетается с цветом деревьев.)

- Какими изобразил художник деревья?

(Слева видно дерево с искривленным стволом и раскидистыми ветками. Справа стоит молодая сосенка с темно-зеленой кроной. Слева и справа мы видим белые березки с желтой листвой. Деревья окрашены в рыжевато- коричневый цвет, который они приобрели со сменой времени года и от лучей солнца, и от этого имеют несколько сказочный вид.)

- Какой изобразил К.Васильев озеро?

(- Озеро художник изобразил голубовато-сиреневым цветом;

- Мы видим гладь озера, плавно переходящую в небо. Переход этот совсем не виден. Создаётся ощущение чего-то безмятежного, красивого, доброго и нежного. Серо-голубой тон озера отображает в себе небосвод.).

- В чем особенности построения картины?

(Картина построена по вертикали, автор с помощью этого слияния и светлых тонов смог передать нам ощущение простора;

-светлая полоса неба разделяет картину на две части и показывает дорогу вверх;

- К.Васильев строит картину по принципу театральной декорации: по бокам как бы кулисы, задник.)

- Какие цвета использовал художник для описания этой картины?

(Художник использовал холодные цвета: голубой, сиреневый, серебристо-голубой, голубовато-сиреневый цвет неба, которые передают ощущения морозного утра; и вместе с тем употребил и теплые цвета: желтая, рыжевато-коричневая листва, коричневые стволы деревьев, темно-коричневый мох - эти цвета передают ощущения уюта, спокойствия , тепла;

- Автор в основном использует красные, жёлтые, зелёные цвета и с помощью белого смягчает серость и неприглядность осенних будней.)

- Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж?

(Этот пейзаж, изображающий тихий день в лесу, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной леса, подышать свежим воздухом, полюбоваться радужными красками леса;

- Несмотря на то, что художник нарисовал такое, на первый взгляд, дождливое, хмурое, холодное время года, как осень, картина вызывает самые теплые, радостные чувства. Этот сказочный мир полон чудес и неожиданностей. Как мне кажется, Васильев очень удачно смог передать красоту осеннего дня и отобразить все самое прекрасное, что есть в осени, на своём шедевре.)

6. Вывод - обобщение о замысле художника и путях его воплощения (делает учитель).

Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски, только на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине " Осень" завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом "Времена года". Послушайте одну из музыкальных пьес "Сентябрь. Охота" или "Октябрь. Осенняя песнь".

- Что вы представляете себе, когда слушаете музыку? (Картину.)

- Что общего между впечатлением, полученным от картины К.Васильева, и впечатлением, полученным от музыки Чайковского?

(Они почти одинаковыми красками рисуют осень.)

7. Речевая подготовка.

а) Подберите синонимы к словам:

художник (живописец, пейзажист, мастер кисти)

создает - (пишет)

картина - (полотно, репродукция).

б) Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

(Желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).

в) Найдите неточно употребленное слово и замените его.

- Солнечные лучи ярко греют /освещают природу.

- Молодые березы сплошь накрыты /покрыты золотистой листвой.

г) Обратите внимание на правописание слов:

здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

д) Подбор опорных слов, предложений для написания сочинения.

- Давайте запишем слова, предложения, которые можно использовать при написании сочинения.

Небо - голубовато-сиреневое со светлой полосой.

Деревья - слева дерево с искривленным стволом и раскидистыми ветками, справа - молодая сосенка, белые березки с желтой листвой.

Озеро - голубовато-сиреневого цвета.

Построение картины. Она построена по вертикали, по принципу театральной декорации. Автор с помощью светлых тонов смог передать нам ощущение простора.

Художник использует холодные цвета: голубой, сиреневый, серебристо-голубой, которые передаю ощущение морозного утра, и вместе с тем употребил и теплые цвета: желтая, рыжевато-коричневая листва, коричневые стволы деревьев, темно-коричневый мох - эти цвета передают ощущение уюта, тепла.

8. Составление и запись плана.

1) К.Васильев - замечательный художник-пейзажист.

2) Осень в изображении художника К.Васильева.

а) Признаки настоящего осеннего дня:

1. небо

2. деревья

3. озеро

б) Особенности композиции пейзажа.

в) Цвета, используемые художником для изображения осеннего дня.

3) Какие чувства и мысли вызывает у вас этот пейзаж?

9. Написание первого варианта сочинения.

10. Итог урока.

Сегодня, ребята, мы с вами побывали в царстве природы - царстве осени, которую нам изобразил великий народный художник К.Васильев на своей картине "Осень".

11. Домашнее задание: отредактировать сочинение, написать окончательный вариант.

Примерное сочинение.

Константин Васильев - замечательный народный художник. Васильев часто обращается к реалистической манере живописи. Он пишет родные пейзажи: "Сумерки", "Пень", "Часовня", "Лебеди". Красоту, гармонию человека и окружающего мира изобразил художник на этих полотнах и на картине "Осень". Когда смотришь на нее, то от картины веет тишиной, спокойствием, загадочностью.

На переднем плане картины "Осень" мы видим мягкий коричнево-бурого цвета мох, освещаемый лучами солнца и покрытый в некоторых местах желтыми листьями, деревья в золотом уборе, светлая полоса голубоватого неба оттеняет лес и подчеркивает затемненный передний план.

Выше мы видим гладь озера, плавно переходящую в небо. Переход этот совсем не виден. Создаётся ощущение чего-то безмятежного, красивого, доброго и нежного.

Изображён солнечный, тихий, осенний день.

На среднем плане - деревья, они являются своеобразной рамкой зеркала, в которое природа смотрится в последний раз. Слева видно дерево с искривленным стволом и раскидистыми ветками. Справа стоит молодая сосенка с темно- зеленой кроной. По обеим сторонам картины мы видим белые березки с желтой, золотистой листвой. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобрели со сменой времени года и от этого имеют несколько сказочный вид.

На заднем плане изображён голубой небосвод, который является фоном этого осеннего великолепия. С помощью этого слияния и светлых тонов смог передать нам ощущение простора.

Художник использовал холодные цвета: голубой, сиреневый, серебристо-голубой, голубовато-сиреневый цвет неба, которые передают ощущения морозного утра; и вместе с тем употребил и теплые цвета: желтая, рыжевато-коричневая листва, коричневые стволы деревьев, темно-коричневый мох - эти цвета передают ощущения уюта, спокойствия, тепла.

Этот пейзаж, изображающий тихий день в лесу, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной леса, подышать свежим воздухом, полюбоваться радужными красками леса.

Фотоприложение.