ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в 10-м классе в форме литературной игры-путешествия "Тема дороги в русской литературе ХIX века"

Добавлено: 2018.12.11
Просмотров: 35

Губенко Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  1. Повторение литературных произведений, изученных в 8–9-х классах.
  2. Повторение из теории литературы понятия “сквозная тема”.
  3. Развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности и умения творчески применять знания в новых cитуациях.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

В 10-м классе мы с вами продолжим знакомство с русской классической литературой XIX века. А сегодня попробуем в нетрадиционный игровой форме вспомнить изученные в 8–9-х классах художественные произведения. Давайте отправимся в увлекательное путешествие по страницам прочитанных книг. Форма путешествия выбрана мною не случайно: тема дороги, путешествия, странствия – сквозная тема русской литературы.

II. Беседа с учащимися в форме викторины.

1. Как вы понимаете литературоведческое понятие “сквозная тема”?

2. Назовите знакомые вам литературные произведения, в которых звучит тема дороги, путешествия, странствия?

(“Слово о полку Игореве”, “Путешествие из Петербурга в Москву” А.И.Радищева, “Горе от ума” А.С.Грибоедова, “Капитанская дочка” и “Евгений Онегин” А.С.Пушкина, “Ревизор” и “Мертвые души” Н.В.Гоголя, “Мцыри” и “Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтова и др.)

3. В каком литературном произведении рефреном звучат слова:

О русская земля, ты уже за холмом! (“Слово о полку Игореве”)

4. Как называется роман и кто его автор, угадайте по первым строчкам произведения:

“Я ехал на перекладных из Тифлиса. Вся поклажа моей тележки состояла из небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии. Большая их часть, к счастью для вас, потеряна, чемодан с остальными вещами, к счастью для меня, остался цел. Уже солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскаю долину”. (“Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова)

5. Как зовут главного героя этого произведения? (Григорий Александрович Печорин)

6. Возвращаясь из путешествия в какую страну, он умер? (Возвращаясь из Персии)

7. О ком говорит трактирщик:

“Это, говорит, молодой человек, чиновник, – да-с, – едущий из Петербурга…а едет, говорит, в Саратовскую губернию и, говорит, престранно себя аттестует: уж другую неделю живет, из трактира не едет, забирает все на счет и ни копейки не хочет платить”. (Иван Александрович Хлестаков, главный герой комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”)

8. Назовите автора и название произведения, в котором описано следующее путешествие:

“Зимою я ехал или летом, для вас, думаю, равно. Может быть, и зимою и летом. Нередко то бывает с путешественниками: поедут в санях, а возвращаются на телегах. – Летом. Бревешками вымощенная дорога замучила мои бока; я вылез из кибитки и пошел пешком. Лежа в кибитке, мысли мои обращены были в неизмеримость мира. Отделяяся душевно от земли, казалося мне, что дары кибиточные были для меня легче. Но упражнения духовные не всегда нас от телесности отвлекают; и для сохранения боков моих пошел я пешком. В нескольких шагах от дороги увидел я пашущего ниву крестьянина. Время было жаркое. Посмотрел я на часы. Первого сорок минут. Я выехал в субботу. Сегодня праздник. Пашущий крестьянин принадлежит, конечно, помещику, который оброку с него не берет. Крестьянин пашет с великим тщанием. Нива, конечно, не господская”. (А.И.Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”)

9. Какой литературный герой воскликнул о своем путешествии:

Хотел объехать целый свет,
А не объехал сотой доли!

(Александр Андреевич Чацкий из комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”)

10. О ком это сказано:

Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест).
Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день,
И начал странствия без цели,
Доступный чувству одному;
И путешествия ему,
Как все на свете, надоели;
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал. (О Евгении Онегине)

11. О каком эпизоде из биографии А.С.Пушкина говорится в следующих строчках из “Евгения Онегина”:

Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!

(Возвращение в Москву из Михайловской ссылки)

12. Назовите автора и произведение, в котором описана следующая картина:

“Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко превратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. “Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!” (А.С.Пушкин “Капитанская дочка”)

13. Герой какого произведения рассказал о себе так:

Бежал я долго – где, куда?
Не знаю! Ни одна звезда
Не озаряла трудный путь.
Мне было весело вдохнуть
В мою измученную грудь
Ночную свежесть тех лесов,
И только! Много я часов
Бежал, и наконец, устав,
Прилег среди высоких трав;
Прислушался: погони нет.
Гроза утихла.

(Мцыри из одноименной поэмы М.Ю.Лермонтова)

14. Какое художественное произведение завершается такими строчками:

“Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи… Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?..” (Н.В.Гоголь “Мертвые души”)

15. Я надеюсь, что летом вы читали книги из рекомендательного списка литературы и сейчас назовете авторов и их произведения, где тоже звучит тема дороги, странствия, путешествия. (И.С.Тургенев “Отцы и дети”, Н.А.Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”, Н.С.Лесков “Очарованный странник” и др.)

III. Чтение учителем рассказа В.М.Шукшина “Забуксовал”.

IV. Домашнее задание.

Письменная работа “Что бы вы ответили Роману Звягину, если бы он у вас спросил: “Да как же?!.. Мчится, вдохновенная богом! – а везет шулера. Это что же выходит?..”