ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Типы речи. Лексические средства связи предложений в тексте. 6-й класс

Добавлено: 2018.10.06
Просмотров: 8

Исмагилова Рафия Гаммаровна, учитель

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (324,5 КБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • определить тип речи разных текстов,
  • познакомить учащихся с лексическими средствами связи предложений в тексте,
  • формировать умение редактировать текст, создавать образные высказывания.

Оборудование:

  • учебник по развитию связной речи "Русская речь" Никитина 5-7 классы.
  • Презентация
  • Тексты для развития речи
  • Речевые клеше

Ход урока

1. Орг. момент. Настроились на рабочую волну. Закрыли глазки и представили Страну Литературию, а в ней - любимые литературные герои, великолепные стихи русских поэтов.

Пробуждайтесь!

2. "С добрым утром!" Чтение стихотворения С.Есенина ученицей

Учитель: Удивительные строки С.Есенина "пересыпаны" эпитетами, олицетворениями, метафорами.

Вопрос: Какой художественный стиль использован в тексте?

Определение цели текстов художественного стиля.

3. Работа групповая. Представлены тексты. Определить тип речи, стиль, художественные средства выразительности.

1 группа "Рыбная ловля"

Я спустился с обрыва к реке и тут же, не сходя с места, поймал четыре крупные форели. Поймал подряд всех четырёх, и клевать сразу перестало. Тогда я поднялся и положил форель на траву возле костра. Она блестела влажными боками, вздрагивала на верёвке, продетой сквози жабры.

На чешуйках горели разнообразные точки - голубые, красные, чёрные: Живые цветы. Рыба цветов. Ю.Коринц

Задания.

1. Прочитать выразительно текст.

2. Найти в тексте используемые средства художественной выразительности

3. Найти глаголы и определить их время и вид.

4. Определить тип, стиль речи.

2 группа "Радостное деревце - рябина"

Есть что-то весёлое, радостное в этом деревце, которое всегда и всем улыбается.

Ствол рябины чистый и гладкий, покрыт тонкой блестящей корой. Цветёт рябина поздней весной, когда оденутся в зелёную одежду леса, поют, заливаются на опушках и на берегах рек звонкоголосые соловьи. Летом на рябине начинают краснеть гроздья небольших круглых ягод.

Ягоды лесной рябины жёсткие и невкусные. Летом их не клюют птицы и не трогают люди. Поздней осенью листья рябины желтеют, краснеют, и горит костёр листьев, манит к себе (И.Соколов-Микитов)

Задания.

1. Определить тип, стиль речи.

2. Опорные(ключевые) слова, раскрывающие признаки рябины.

3. Найти глаголы в тексте и определить их время и вид.

4. Найти в тексте средства художественной выразительности

3 группа. "Цирк и циркуль"

Почему циркуль называется циркулем и почему цирк называется цирком?...Что роднит оба эти слова?

Я рассудил так: главное в цирке - это арена. А арена какая? Круглая. Правильной круглой формы. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит. Значит -именно круг - как раз то, что роднит циркуль и цирк.

Вот задача наполовину решена. А когда я прочёл в словаре, что оба слова - циркуль и цирк - произошли от одного же латинского слова "циркулюс", что значит круг, окружность, то мне стало совсем ясно, почему циркуль называется циркулем, а цирк - цирком.

Задания:

1. Определить тип речи.

2. Какие элементы можно в нём выделить?

3. Назовите опорные слова, раскрывающие основную мысль.

4. Работа по слайдам.1-12

Новый материал по учебнику Разумовской М.М., 6 класс, комплексный лингвистический анализ текста

Подведение итога урока

Речевые клише для организации связного высказывания по типам речи

Тип речи Образец рассуждения - доказательства
Описание - Я считаю, что это высказывание (текст) является описанием, так как здесь даны одновременные признаки предмета. Содержание текста можно передать на одном снимке. В тексте употребляются глаголы несовершенного вида настоящего времени, прошедшего времени.

Вопрос- какой?

Повествование Я думаю, что это высказывание (текст) является повествованием: в нём говорится о нескольких действиях одного лица, которые происходят одно за другим. Все действия нельзя передать на одной фотографии, так как они совершаются в разное время. Это последовательные действия. Можно сделать несколько снимков.

Это подчёркивают и глаголы, употреблённые в совершенном виде прошедшего времени,

  • могут употребляться и глаголы
  • несовершенного вида прошедшего времени
  • для изображения длительности действия.
  • Вопрос - что произошло?
Рассуждение На мой взгляд, (по-моему), это высказывание (текст) - рассуждение. В нём объясняется причина тезиса, приводятся аргументы (доводы, доказательства), примеры, делается из сказанного вывод. Содержание рассуждения нельзя сфотографировать.

Вопрос - почему?