Преподавание литературы Урок внеклассного чтения в 6-м классе по теме: "Утверждение законов добра в повести В.Астафьева "Последний поклон"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.03.22 Просмотров: 6 Мочалова Валентина Ильинична, учитель русского языка и литературы Беседа за круглым столом Цель урока:
Методы:
Оборудование:
Ход урока I. Эпиграф:
II. Вступительное слово учителя. - Сегодняшний урок, ребята, мы проведем в виде беседы за круглым столом, то есть в процессе непринужденного общения постараемся понять, как утверждаются законы добра в повести В.Астафьева “Последний поклон”, а вернее, в тех двух рассказах из повести, с которыми мы только что познакомились. Посмотрите, ребята, на прекрасные слова писателя, взятые в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. (Читает) Это кредо, жизненный принцип Астафьева, но разве не подходят эти слова каждому из нас? Астафьев – очень интересный писатель, и открывать его надо для себя постепенно. Он разный писатель, разный даже в пределах одной повести – “Последний поклон”, над которой он работал почти двадцать лет. Писатель рассказывал, что рождалась она, вдруг, без спросу врывалась в жизнь, заставляя вслушиваться в голос памяти. А начиналась эта книга с рассказов о детстве. Она родом из детства писателя. И хотя детство его было трудное, пришлось и голодать, и беспризорничать, а потом жить в детдоме, автор сумел взять во взрослую жизнь все ценное, доброе, святое, что его тогда окружало. III. Автобиография писателя. Как же формировался писатель? Что повлияло на его жизненные взгляды? Сообщение ученицы о ее работе над автобиографией писателя. - Я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу: лес, Енисей, земляничные увалы за селом, звонкие речки, солнце, весенние утра с хрустким ледком, подснежники… Памятны мне и летние деревенские вечера, когда село, разморенное жарою, почти до полночи не засыпает. Пахнет оседающей пылью, куриным пером, под чугунками дотлевают угли во времянках. Матери с прутьями в руках ищут по селу ребятишек, пропавших еще утром со двора, и чаще всего находят их на берегу, и гонят, как блудных телят, домой, стегая и ругаясь. Еще очень любил я и люблю цветы. И землю свою люблю, и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте. Рано потерявши мать – она утонула в Енисее, весной 1932 года, я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери - земле. Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою. Если бы мне дано было повторить жизнь - я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат. И лишь одно я просил бы у своей судьбы- оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь. Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие- он пережил свою мать… IV. Беседа на выявление восприятия. - Понравился ли вам рассказ “Монах в новых штанах”? - Какое время изображено в рассказе? - Какие приметы этого трудного времени вы увидели в повести? - Как бы вы ответили на вопрос, о чем рассказ “Монах в новых штанах”? - Давайте послушаем, какие аннотации к рассказу составили ученики? (Например, Рассказ “Монах в новых штанах”, являющийся продолжением рассказа “Конь с розовой гривой”, повествует о заветной мечте мальчика – новых штанах, о воплощении ее в жизнь, а затем о ее крушении. В произведении намечается перелом во взаимоотношениях двух приятелей-соперников - Вити и Саньки Левонтьева, показывается взросление героев. ) - Итак, кто же герои данного рассказа? - Хорошо они вам знакомы или нет? - Расскажите, какими вы их увидели своим внутренним взглядом, какие черты вы захотели отразить на своих рисунках? (Представление портретов героев авторами). V. Работа над сравнительным анализом рассказов “Конь с розовой гривой” и “Монах в новых штанах”. 1. Ребята, я просила вас, читая рассказ “Монах в новых штанах”, мысленно сопоставлять его с рассказом “Конь с розовой гривой”. Поделитесь своими наблюдениями. Что вы заметили, сходство или различие? Или и то и другое? - Композиция: сходная. а) Нет вступления. (Давайте, чтобы лучше понять своеобразие повести “Последний поклон”, будем заполнять таблицу). б) Завязкой обоих рассказов является сообщение о заветной мечте мальчика: о прянике конем с розовой гривой и о новых, специально сшитых ко дню рождения штанах. в) В обоих рассказах очень долго герой идет к своей цели, но: - в первом рассказе ему мешают достичь ее его собственные проступки, обман, - а во втором – не зависящие от него причины - болезнь бабушки. г) В каждом рассказе есть кульминация, но - в первом - это духовное состояние мальчика, достигшее наивысшей точки раскаяния за содеянный обман, - во втором - это его пребывание в грязевой луже, чуть не стоившее ему жизни. д) А вот развязки в рассказах разные: - в первом- герой приходит все-таки к своей мечте, но при этом получает нравственные уроки доброты, честности, ответственности за свои поступки на всю жизнь, - во втором – уже сбывшаяся мечта гибнет, но герой приобретает нечто другое - дружбу. 2. Герои рассказа. - Изменились ли герои рассказа? - Внешне они изменились или внутренне? а ) Витя: - он повзрослел за год, теперь ему 8 лет - хотя он усвоил урок: обманывать нельзя, он все же, перебирая картошку в подвале, тем самым зарабатывая себе новые штаны, слегка сокращает задание бабушки, передвигая брюкву поближе к себе. Он хоть и маленький, но умеет работать, если увлечется, то работает даже самозабвенно. - Как рассказывает Астафьев о процессе возникновения штанов? (Как будто о возникновении поэмы или песни). - Какие чувства охватили героя, когда он надел обновку? - Попробуйте представить себя на месте героя рассказа. Перескажите от 1-го лица отрывок о том, как он идет по селу в новых штанах. б) Бабушка Катерина Петровна: - что мы узнаем о ней из первого рассказа? (Какой она была хозяйкой, как относилась к Вите, к соседям Левонтьевым, каковы ее душевные качества). - Какие же они? (Огромная доброта, умение понять и простить, незаурядный талант воспитателя). - А из второго рассказа? (Мы видим, какая у нее была трудная жизнь, а она тем не менее не разучилась радоваться; узнаем об отношении к ней других людей - родных, соседей, знакомых; видим, что умеет она прощать не только близкого человека, но и чужого - Саньку). в) Санька Левонтьев: - Изменился ли Санька? (Он теперь работает вместе с дедушкой Вити на заимке, помогал ему в “пашенной работе”). - Каков теперь его характер? (Нет, он до конца не утратил своей зависти и ревности, а также способности на подлые поступки.) - Какие примеры? (Прозвище. Как оно связано с названием книги?) (Предложение бегать через лужу и опять злорадство по поводу того, что Витя попался на его удочку и пострадал). - Способен ли он сейчас понять, что совершил ужасный поступок? (Да, и он даже стремится его исправить). - Что ему помогает это понять? - Страх за себя (накажут!) или за Витю, который мог бы погибнуть в этой луже? Подтвердите текстом. -Зачем автор вводит в рассказ образ букета ярко-красных саранок? - Поняли ли вы, откуда эти цветы и зачем? - А Витя понял? Прочитаем эти строки. - Астафьев в своей автобиографии признавался в любви к цветам: бывало, заваливал избу жарками, медуницами, кукушкиными слезками, венериными башмачками. Наверное, и Санька об этом знал, поэтому и принес ему цветы. А почему же не признался? VI. Домашняя творческая работа. Ответ на вопрос: - Каковы отношения между героем рассказа и Санькой? Можно ли их назвать дружбой? - Может быть, кто-то из вас сможет рассказать, как дальше развивались взаимоотношения между Санькой и Витей? (Дополнение о рассказе “Фотография, на которой меня нет”). VII. Индивидуальная творческая работа. План сравнительной характеристики Вити и Саньки.
VIII. Наблюдения над языком рассказа. - Прочитайте материалы словарика диалектизмов, которыми вы дополнили предыдущие наблюдения. - Верен ли автор своему стилю? Составление обобщающей таблицы.
X. Итоги урока. - Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами, надеюсь, увидели главное в творчестве Астафьева: каждый человек неповторим на земле, и ему назначено природой иметь свой характер, но характер развивается не сам по себе, а под влиянием многих факторов, и прежде всего, под влиянием добрых людей. А добрых людей, по убеждению писателя, было, есть и будет всегда больше, чем плохих и злых. Д/з. К следующему уроку внеклассного чтения - повесть А. Лиханова “Последние холода”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |