Преподавание русского языка Конспект урока русского языка в 11-м классе на тему "Обособленные обстоятельства"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.12.11 Просмотров: 3 Свитова Ирина Валентиновна, заместитель директора Программа и УМК С.И.Львовой. Цели:
Оборудование: карточки для групп, раздаточный материал, наглядный материал для доски: эпиграфы, определение обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, репродукции картин с изображением осенних пейзажей. …Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они К.Г.Паустовский План урока:
ХОД УРОКА Учитель: Здравствуйте, уважаемые лицеисты. Тема сегодняшнего урока: «Обособленные обстоятельства». Тип урока – мастерская. Я знаю, что вы любите работать в группах, так вот сегодня вы, работая в группах, вспомните, что вы прошли совсем недавно, вы сами сформируете новое определение об обособлении обстоятельств и в качестве закрепления вы получите задание: написать небольшую творческую работу с использованием обособленных обстоятельств. У нас сегодня три группы: лингвисты (золотая карточка), друзья русского языка (серебряная карточка), словесники (синяя карточка). Оценки (баллы) обозначены следующими карточками: пятерка – красная карточка, четверка – голубая карточка, тройка – зеленая карточка. На доске будут вывешиваться карточки, обозначающие ту оценку, которая группа получает за задание. Задание группам: Расставить знаки препинания и объяснить условия обособления определений и приложений. 1 группа: Море огромное – лениво вздыхающее у берега – уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. 2 группа: Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи. 3 группа: У костра тихо вздыхает Рагим, старый крымский чабан, высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик… Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Группам раздаются карточки разных цветов, соответствующие обозначению группы. Учитель: Уважаемые лицеисты, а теперь я прошу вас сделать вывод о том, какие определения называются обособленными и каковы условия обособления. Обособленные определения и приложения – это такие члены предложения, значение которых особо подчеркивается говорящим с помощью интонации и выделительных пауз. Они содержат дополнительную информацию. Могут быть как одиночными, так и распространенными. Учащиеся делают выводы. Учитель: Приступаем к новой теме. Записываем тему урока «Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами». И сейчас вы выполните второе задание. Задание для групп: найти обособленные обстоятельства, определить, чем выражено, объяснить условия обособления. 1 группа: 1. Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнём пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотистым стрижом, освещая все вокруг блеском шёлка, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился. (М.Горький) 2. Я ненавижу человечество,
Здесь неподалеку был мост, пройдя через который мы оказались на другой стороне города. (Деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово «который» в составе придаточного определительного предложения.) 2 группа: 1. У плетня заросшая крапива 2. Пулемет стрекотал не умолкая. (Тесно связано со сказуемым) 3 группа: 1. «О, как давно! Сквозь эту тьму
Мы встречались с тобой на закате,
2. Мальчики бежали сломя голову. (Обстоятельство выражено фразеологизмом) Прошу сделать выводы. На интреактивной демонстрируется таблица:
Группы получают карточки. Учитель: Скажите, уважаемые лицеисты, а какую стилистическую роль играют обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастным оборотом? Эти выводы вы можете сделать на основе имеющихся у вас примеров. Вывод: Для описания действия писатели и поэты часто используют деепричастия и деепричастные обороты, которые обозначают добавочные действия. Это создает экспрессивность, усиливает динамику эпизода. Им отдается предпочтение в художественной речи. Предложения с деепричастными оборотами кратки, лаконичны, выразительны. Учитель: А теперь я прошу представителя от групп выйти к доске и выполнить синтаксический разбор и морфемный разбор деепричастий. К доске пойдет …. Отвечающий от группы 1. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Отвечающий от группы 2. И каждый вечер, за шлагбаумами, Отвечающий от группы 3. И, вздох повторяя погибшей души, Группам раздаются карточки. Учитель: Уважаемые лицеисты, а теперь следующее задание. Замените придаточные предложения синонимичными деепричастными оборотами: 1. Ребенок горько заплакал, потому что он потерял любимую игрушку. 2. Ученики хорошо усвоили материал по данному разделу истории литературы, после того как дополнительно прочитали несколько критических статей. 3. Когда он остался один, он восстановил в памяти все подробности вчерашнего разговора. Вывод: Такая замена возможна в том случае, если основное и добавочное действие совершает один деятель. Группам раздаются карточки. Учитель: Дорогие ребята, часто вы допускаете ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. И в ЕГЭ есть задание, в котором вам необходимо выбрать правильное продолжение предложения. Сейчас следующее задание. Вам даны предложения, в которых вам необходимо исправить ошибки, а в других примерах продолжить предложение.
Продолжи предложения:
Группам раздаются карточки. Учитель: И последнее задание: написать сочинение-миниатюру на темы «Осенние зарисовки», «Осенние дожди», «Золотая осень», используя обособленные определения и обстоятельства. Учащимися делаются заготовки для домашней работы: составляются причастные и деепричастные обороты для сочинения-миниатюры. Тихо падая на землю, слегка покачиваясь от тихого ветерка, чувства, возникающие в такую погоду, пытаясь окончательно разбудить уже проснувшийся мир, небо, затянутое серыми тучами, роняя на землю холодные слезы, завораживая нас тихим шуршанием, тихий, заискивающий дождь, разукрашенный яркими красками лес, успокоенная осенней тишиной река. Прочитываются сочинения по группам, группам раздаются карточки, подсчитываются баллы, распределяются места. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |