Преподавание русского языка Тема урока: "Космическое путешествие по стране синтаксиса и пунктуации". 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.12.09 Просмотров: 3 Белорунова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы Цель: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: повторительно-обобщающий Форма урока: космическое путешествие Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран. Материалы к уроку: презентация, … Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Ход урока 1. Организационный момент Слово учителя. Здравствуйте, ребята. Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, я подумала, как здорово, что мы живём с вами на планете Земля и владеем таким удивительным, неповторимым, многогранным, постоянно меняющимся и развивающимся русским языком. Меня зовут Елена Владимировна, и сегодняшний урок русского языка у вас проведу я. Ребята, вы любите мечтать? (Ответы детей.) – Тогда, думаю, вам будут близки строчки стихотворения Элеоноры Барковой «Я мечтаю»:
– Скажите, близки мысли лирического героя вашим мечтам? (Ответы детей.) – Кому-то да, кому-то нет. Кто знает, возможно после этого урока ваше мнение изменится. А сейчас на уроке русского языка я предлагаю отправиться в космическое путешествие. Вы понимаете, что путешествие наше будет не совсем в «космос», а в такой же таинственный, такой же интересный, как космос, ещё мало изведанный вами космический мир русского языка. В космос летят…космонавты. Но мы с вами сегодня не просто космонавты, а космонавты-лингвисты. А кто такие лингвисты? Лингвистика-языкознание. Значит, лингвисты – знатоки языка. Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся в одну из его частей – держим курс на космическую территорию Синтаксиса и Пунктуации. Хочу сообщить, что в центре управления полётом за прохождением нашего путешествия наблюдают учёные-эксперты – гости на нашем уроке. Давайте их поприветствуем взглядом. Руководство полётом разрешите взять на себя. Ребята, сегодня на уроке у нас будет 3 экипажа. У каждого участника полёта есть свой личный бортовой журнал, в него вы будете заносить всё самое основное, что будет происходить во время полёта. В конце нашего полёта все они будут подшиты к «бортовому самописцу». Также хочу заметить, что за успешное выполнение ответственных заданий во время путешествия активные космонавты будут отмечаться звёздами. Набравшие большее количество будут занесены в Почётную книгу космических достижений (журнал). Целеполагание. В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока. (Запись на доске) Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по космическому району под названием «Синтаксис и пунктуация»… (Ответы детей) Совершенно верно, (повторить и закрепить основные сведения, которые изучили по этой теме, показать знания и умения, которые приобрели). Работа в тетради. Повторение и обобщение изученного материала. Путешествие по этапам. Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наше тоже будет проходить поэтапно. Этап 1. «Подготовка к полёту. Взлёт ракеты» Путешественник, намечая маршрут, уже хоть что-то знает о том месте, в которое направляется. Проверим, что мы знаем о Синтаксисе и Пунктуации. Я буду задавать вопросы, а вы устно давать их развёрнутое определение. Примерные вопросы: – Что изучает Синтаксис? (Словосочетание и предложение.) – Что изучает Пунктуация? (Знаки препинания.) – Как произошли слова «синтаксис» и «пунктуация»? (Пунктуация от пунктум – точка. Синтаксис слово греческое состоит из 2-х частей: приставка “син” обозначает совместимость, совокупность (соответствует русской приставке “со”), слово “таксис” является военным термином и означает “построение, колонна, место в строю”. Позднее ученые приспособили этот термин к грамматике, т.к. грамматический строй требует четкости и порядка.) – Какие виды знаков препинания вы знаете?(разделения, выделения, завершения) И т.д. – Теперь проверим наш космический корабль. Ракета взлетит, если заполним её отсеки основными понятиями, изученными по теме нашего урока. Терминологический диктант. Я буду зачитывать развёрнутые определения, а вы отвечать одним словом и без ошибок, старательно записывать его в личные бортовые журналы, в строчку через запятую. А потом мы вместе проверим, как вы справились с этим заданием. Слово или несколько слов, которые называют того, к кому обращена речь 1) обращение 2) подлежащее 3) определение 4) сказуемое 5) дополнение 6) обстоятельство 7) прямая речь 8) диалог Самопроверка (презентация) – Кто без ошибок? (Звёздочка.) Этап 2. «Ориентирование по маршрутному листу» (текст у всех распечатан на партах) – В космосе тоже нужно уметь ориентироваться. Есть даже специальные звёздные карты. Мы летим по стране русского языка, поэтому нашим ориентиром будет стихотворный текст, уже знакомый вам с начала урока. Работа с текстом (частичный анализ). 1. Я мечтаю о звёздных полётах, 2. Всё о жизни Сатурна узнаю, 3. Небо синее ласково манит 4. Знаю я, что минута настанет – – На карте путешественника присутствуют различные схемы, стрелки, указательные значки. Это будет и у нас. а) Внимательно прочитайте текст, найдите в нём словосочетания по схемам, запишите по 1 примеру (таблички). В каждом словосочетании обозначьте главное слово, определите к какому, глагольному или именному, относится каждое из записанных вами. 1. прил.+ сущ. (о звёздных полетах, межпланетным пилотом, дальним звездам, небо синее, бескрайним просторам, дальний рейс) 2. нар.+ глаг. (вырасти поскорей, ласково манит) 3. глаг.+ сущ. (мечтаю о полетах, намечаю маршруты, стану пилотом, узнаю о жизни, сведу дружбу, побываю по пути, побываю на Луне, найду дорогу, зовет к просторам, поведу звездолет) 4. глаг.+ мест. (вырасти мне) 5. сущ.+ сущ. (маршруты путей) – Молодцы ребята, справились с заданием! Такая кропотливая работа несомненно требовала колоссального напряжении. Давайте немного отдохнём. Закройте глазки, помечтайте. Крепко-крепко зажмурьтесь, откройте глазки, часто-часто поморгайте. Посмотрите направо, налево, вверх, вниз, не поворачивая головы. Посмотрите прямо. Молодцы, продолжим! Этап 3. «Внимание! Неопознанный объект» – Ой, что это? Что-то непонятное …(читаем)
– Что за абракадабра? По всей видимости, какой-то неизведанный объект движется нам навстречу. Не знаешь, что и ожидать от него. Но бояться не стоит – нужно изучить и обезвредить. Рассмотрим повнимательнее. – Вид записи, форма ничего не напоминает? (Предложение) – Признаки предложения? (Смысловая законченность, наличие грамматической основы) – Найдём грамматическую основу, какой экипаж готов? Простое предложение или сложное? Чем-то осложнено? – Найдём второстепенные члены предложения. – Есть ли в предложении однокоренные слова? На что указывает суффикс -ёнок-? Объект обезврежен! Видимо, он упал с какой-нибудь планеты инопланетян. У них свой тарабарский язык. Его можно попытаться перевести. Попробуем? (Варианты.) Академик, учёный-лингвист Л.В.Щерба перевёл так: «Грозная тигрица смело отогнала буйвола и грызёт буйволёнка». Этап 4. «Космическое послание» – Да! Каких только чудес ни бывает в космосе! Но что это?! На нашу электронную почту пришло космическое послание. (Приложение 1) Когда выходишь в открытый космос, часто встречаются подобные письма описательного характера. Они нужны для того, чтобы мы не сбились с маршрута и легко ориентировались в межпланетном галактическом пространстве. К сожалению, в тексте отсутствуют знаки препинания и пропущены некоторые орфограммы. Но мы с вами, юные знатоки-лингвисты, без труда восстановим текст. Но перед такой кропотливой работой нужно немного отдохнуть, приободриться, подкрепиться энергией. Самое время для физкультминутки. Физкультминутка
– А теперь приступаем к восстановлению текста. Групповая работа Текст записан на интерактивной доске без знаков препинания и с пропущенными орфограммами. – У каждого экипажа данный текст на столах. Сейчас совместно, коллективно попытайтесь восстановить деформированный текст, расставив знаки препинания и пропущенные орфограммы. Экипаж, который справится с заданием быстрее, сигнализирует об этом поднятой рукой, и высылает к нам представителя, чтобы текст исправить на интерактивной доске. «Марс – удивительная планета. Прозрачны сизые дали, широк горизонт. Она сплошь покрыта слоем космической пыли. Повсюду можно наблюдать многочисленные неровности: кратеры, расщелины, впадины. Необъятны и непостижимы волнующие тайны этой планеты! Космические путешественники внимательно и настойчиво изучают историю её возникновения, природные особенности». – Скажите, ребята, к какому типу текста относится данный текст? Докажите. (Описание, много определений, достаточно нарисовать только одну картинку – изображение планеты.) – Какова его тема? Основная мысль? Как можно озаглавить? – Какие предложения по интонации содержит данный текст? – Попробуйте переделать последнее предложение так, чтобы оно стало побудительным. Во что превратится подлежащее? (В обращение.) – Как выделяется на письме обращение? – Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.) – Запишите получившееся предложение в личные бортовые журналы. «Встреча с инопланетянами» – Ребята, но в космосе мы встречаем не только планеты и звёзды, не редкость и сами инопланетяне. Давайте представим, что повстречались с ними. Закроем глазки, помечтаем. Как они выглядят? на кого похожи? (Мнения ребят.) Пригласим их в гости. Побеседуем. Форма беседы? (Диалог.) Составьте диалог с инопланетянами, используя словарные слова и обращения (здравствуйте, пожалуйста, инопланетяне, планета, путешествие, ракета, НЛО). Работаете в парах. (Опорные слова распечатаны на листах.) – Молодцы, ребята! Мы сейчас прослушали устные диалоги, а какие правила нужно соблюдать, чтобы правильно оформить диалог на письме? (каждая реплика с новой строчки, тире, с большой буквы; всё, как при прямой речи, только без кавычек) Этап 5. «Связь с Землёй» – Внимание, ребята! Бортовой компьютер передаёт, что на планете Земля волнуются за нас, и просит, чтобы мы сообщили, что наш полёт проходит успешно. Вот его призывная фраза: (Презентация) Космонавты, сообщите, что ваш полёт проходит успешно. – Нам необходимо перестроить эту фразу так, чтобы она из сложного предложения превратилась в предложение с прямой речью. Какие варианты? – Запишите на доске, соблюдая знаки препинания в предложениях с прямой речью. Составьте схему этого предложения. – Кто готов выполнить это задание у доски? (Все работают самостоятельно, один у доски. Потом проверяем, что получилось.) (Космонавты сообщают: «Наш полёт проходит успешно».) Этап 6. «Возвращение на Землю» – Ребята, мы облетели всю территорию Синтаксиса и Пунктуации. Пора возвращаться домой. – Чтобы возвратиться на Землю, нужно опять выполнить очередное задание. 1) Подберите однокоренные слова к слову «возвращение». (Вращение, превращение.) – Молодцы! С заданием успешно справились. Летим на Землю! Этап 7. «Адаптация космонавтов» Скоро Земля. Нам как космонавтам необходимо пройти адаптацию. Адаптация – приспособление организма к изменившимся условиям. Задание на дом. – Адаптация будет происходить уже в домашних условиях, напишите рассказ о сегодняшнем путешествии на уроке. Не забудьте о знаках препинания! Этап 8. «Итоговая конференция» По завершению полёта космонавты обычно проводят конференцию. Конференция – совещание группы людей по какому-либо вопросу. – Итак, обсудим наш полёт. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |