Сочинения по литературе и русскому языку Статья: Влияние мировоззренческих установок на творчество Германа ГессеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.09.09 Просмотров: 8 Мюнстер Елена Георгиевна «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.» (Римлянам, 12, 18) Эти строки из библии можно дополнить следующими: «Будьте в мире с самими собой.» И именно искание мира в себе отличает творчество немецкоязычного поэта и писателя Германа Гессе. Противник войны, противник насилия, вечно ищущий путь к себе самому, поднимающий проблемы бытия и духа, Гессе ранимый и утверждающийся, стремящийся отстоять свое право быть поэтом, Гессе противоречивый, пытающийся соединить несоединимое – Восток с Западом, веру с неверием, Гессе, бунтующий против христианских догматов и Гессе, христианин до мозга костей. Всем своим творчеством Гессе отстаивал свое право быть самим собой и право становиться другим. Но как бы ни был противоречив он в своих поступках, своих творениях, неизменным в нем оставалось одно: стремление сохранить в этом меняющемся и деградирующем духовно мире остатки духовности, стремление развить эти ростки и сделать их достоянием всего человечества. Герман Гессе родился 2 июля 1887 году в небольшом швабском городке, как бы сошедшем со страниц старинных немецких сказок и баллад. Романтичность и своеобразие этого места не могло не отразиться на детском восприятии маленького Германа, рано осознавшего свое предназначение в этом мире. Он хотел стать и стал поэтом. Родные Гессе были глубоко верующими людьми, занимались миссионерской работой. Это были очень образованные люди, особенно дед со стороны матери, миссионер, долго проживший в Индии и бывший известным ученым-востоковедом. Родители хотели, чтобы сын стал продолжателем семейной традиции, но Гессе избрал свой путь. И все же, несмотря на периодические бунты против религиозного мировоззрения, во всем его творчестве прослеживается стремление утвердить идеалы и ценности, провозглашаемые в глубоко почитаемой им Книге книг. По словам немецкого литературоведа Э.Хильшера, «решающей чертой своего бытия и творчества Гессе считал «религиозный стимул».Он исповедывал гуманистическую религию, которая утверждает веру в силу доброты, поэтически воплощает благоговение перед человеческой сутью.» [6, c.87] Хильшер приводит следующее высказывание Гессе: «Всякая истинная поэзия есть утверждение, она возникает из любви, имеет основой и источником благодарность по отношению к жизни, она есть хвала Богу и его творению.» [6, c.87] Как отмечает еще один литературовед, В.Д Седельник, «...Вера важна для Гессе не в религиозном смысле – всякие церковные догмы и конфессиональные распри были ему совершенно чужды, - а как противоположнсть безверия, цинизма, отчаяния, пустоты, как знак исканий и борений духа. Он верил в человека как в «удивительную возможность», не угасающую даже в самые бесчеловечные периоды истории.» [5, c.19] Такими периодами в понимании Гессе были войны, уносившие миллионы человеческих жизней, ведущие к упадку и бездуховности. Но упадок культуры, девальвация духовных ценностей случались и в мирное время и это вызывало у Гессе самую глубокую озабоченность. Как правильно подметили А.Акиндинова и Л.А.Бердюгина, Гессе глубоко переживал «бессилие, беспомощность самых высоких и чистых идей, составляющих душу европейской культуры, их неспособность существенным образом отразиться в жизни людей, улучшить ее, одухотворить и облагородить.» [1, c.179] Получалось, что можно «обладать культурой и в то же время пребывать вне ее, быть хранителем духовных ценностей и все же бессознательно способствовать их девальвации.» [1, c.180]. Как далее отмечают Акиндинова и Бердюгина, такое состояние духа, человека, культуры Гессе называет «переходным»: « Всю литературу рубежа веков (в том числе и собственные произведения) писатель относит к «литературе переходного периода». [1, c.181]. И, может быть, именно потому, что мы в настоящее время также находимся в своеобразном переходном периоде, когда снова происходит переоценка ценностей и идеалов, творчество Гессе вновь пробуждает интерес у читателей постсоветского пространства. Гессе не дает в своих произведениях ответов, по его словам, он только «ставит правильные вопросы», а для получения ответов часто отсылает к единственному и благодатному источнику, провозглашающему вечные и непреходящие ценности. Для Гессе конечной целью культуры является нравственное воспитание человека, пробуждение в нем этической личности. Недаром самый известный его роман «Игра в бисер» литературоведы называют гуманистически-философской поэмой о духовном будущем человечества, несущем на себе «печать самого высокого,благородного вкуса, интеллектуальной утонченности и нравственной чистоты». [1, c.196]. При выражении своих взглядов Гессе не ограничивается только прозой.Работа духа и мысли получает свое классическое завершение в стихотворных строках. Гессе писал о своих стихах: «...все они говорят обо мне самом, отражают мой собственный путь, мои тайные мечты и желания, мои собственные горькие лишения.» [6, c.105] Как отмечает Д.Затонский, «поэзия и литература как бы сливаются у него, друг друга дополняют, составляют нечто цельное.» [5, c.238]. Так, например, незадолго до выхода в свет прозаического произведения «Степной волк « Гессе издает цикл стихов под таким же названием, который затем входит в расширенный сборник стихов под общим названием «Кризис». Основной темой этих произведений Гессе может считаться как кризис личности, так и кризис общественный. Но, как пишет сам автор в предисловии к роману, что «хотя эта книга и повествует о страданиях и муках, она ни в коем случае не является книгой отчаявшегося, это книга верующего.» [7, c.6] Герман Гессе известен не только как поэт и прозаик, но также и как публицист, поднимавший на страницах своих статей и публикаций важнейшие вопросы своего времени. В одной из таких работ, «Библиотеке всемирной литературы», 1929г., он отмечает важность образования: «... стремление к образованию, то есть совершенствованию ума и души, - это не утомительный путь к тем или иным ограниченным целям, это расширение нашего кругозора, обогащение нашей способности жить и радоваться жизни.» [2, c.148] По словам Гессе, образование «помогает осмыслить нашу жизнь, разгадать прошлое и смело смотреть в будущее.» [2, c.148] Во все века источником знаний служила книга, письменное и печатное слово. Книга же и путь к образованию. По мнению Гессе, книга всегда будет «единственным средством, благодаря которому человечество может узнать собственную историю и непрерывно сознавать себя».[2, c.179]. Гессе считает, что «...не следует опасаться исчезновения книги в будущем, наоборот, чем полнее новые изобретения удовлетворят со временем потребность людей в общении между собой и распространении образования, тем скорее возродятся достоинство и авторитет книги.»[2, c.179]. Гессе писал эти строки в далеком 1930 году, когда еще даже фантасты не могли представить себе сегодняшнюю степень развития телевидения и компьютерных сетей, но слова его не только не потеряли своей актуальности, но, как мне кажется, приобрели еще большую остроту. Люди, несомненно, соскучатся по осязаемости книжных переплетов, шелесту страниц и магической силе печатного и рукописного слова, которые Гессе называл «магическими формулами». Истоки духовности самого Гессе кроются не только в христианском наследии предков. Рано пробудившийся интерес к Востоку наложил свой отпечаток и на мировоззрение писателя. Как отмечает литературовед Д.Затонский, у древних индийцев и китайцев Гессе учился «искусству медитации, самоанализа, невозмутимо созерцательному отношению к сущему». [3, c.237]. Немецкий литературовед Э.Хильшер отмечает, что Гессе был «одним из лучших знатоков восточно-азиатских культур» и что они «решающим образом повлияли на его мировоззрение». [6, c.91] Важнейшей заслугой Гессе Хильшер считает то, что он «открыл поразительные возможности и пути их современного восприятия». [6, c.91] Теме Востока Гессе посвятил ряд своих произведений, таких как «Паломничество в страну Востока», «Сиддхарта», «Поэт» и другие, тема Востокак, восточной культуры, так или иначе, проходит через все творчество Гессе, олицетворяя его идею «синтеза Востока и Запада, сближения между народами».[6, c.93] Что касается европейской философии, то после Сократа она Гессе мало увлекала. Но все же некоторые философские учения привлекли его внимание. Еще в юности он открыл для себя Ницше и в его «Заратустре» и «Антихристе» нашел «подтвержение своих юношеских антихиристианских настроений». [6, c.99]. Этого реакционного философа он еще долго считал «последним одиноким представителем немецого духа, немецкого мужества, немецкой решимости». [ 6, c.99]. Влияние Ницше сказалось в политической брошюре Гессе «Возвращение Заратустры» (1919г.) и в романе «Демиан», в которых он клеймил современные пороки и ложь, призывал к переоценке всех ценностей и подчеркивал индивидуальное начало в каждом человеке. В 1905 году Гессе впервые ознакомился с трудами Шопенгауэра. Идеи этого философа были Гессе чрезвычайно близки, так как в их основе были те же самые древнеиндийские представления о необходимости ухода из мира, о том, что лишь бездействие и медитация способны помочь человеку «своими силами добиться блаженства». [6, c.90] Не избежал Гессе и влияния Зигмунда Фрейда. В 1916 году он проходил курс лечения от депрессии у ученика Юнга – Й-Б.Ланга, а з |