Преподавание литературы «Правда в пьесе М. Горького "На дне"». Разработка урока литературы с элементами коммуникативного обученияNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.08.05 Просмотров: 32 Морозова Марина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, изображения героев пьесы, портрет М. Горького, карточки для голосования, листы формата А 3. Методические приемы: учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации. ХОД УРОКА Каждый, кто любит правду, приходит к свету; он не боится обнаружить дела свои. Леви Х. Доулинг I. Вступительное слово учителя – Сегодняшний наш урок я предлагаю посвятить вопросу, который, пожалуй, является основным в пьесе «На дне». Я надеюсь, что произведение, которое было создано почти сто лет назад, не потеряло своей актуальности и по сей день, и мы с вами, думаю, в этом убедимся. (Ключевое слово здесь «правда», поэтому речь, скорее всего, пойдет о правде) – Да, речь пойдет о правде, но правда бывает разная – частная, житейская, для себя, а бывает – мировоззренческая, т.е. она лежит в основе жизненных принципов человека. Мы сегодня поговорим о последней. На предыдущем уроке вы получили задание: представить троих героев пьесы – Сатина, Луку, Бубнова по следующему плану:
– Последний пункт, конечно, самый важный, я надеюсь, вы уделили ему особое внимание. II. Актуализация опорных знаний 1) Обратите, пожалуйста, внимание на данные изображения. Я предлагаю их использовать в качестве эмблем для ваших творческих групп. Вы должны выбрать свое изображение и, конечно, объяснить свой выбор (Приложение 1, Презентация, слайд № 3). 2) Главное правило урока литературы: нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения. Предлагаю вам маленькую разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому она принадлежит. Руководители групп отмечают на «Оценочном листе» правильные ответы (Приложение 2).
(Учитель комментирует уровень знания текста) – Перед тем, как предоставить слово первой творческой группе, напоминаю главное правило публичного выступления: «Краткость – сестра таланта», выступления должны быть лаконичными и по существу. III. Выступление учащихся Все выступления проходят по одной схеме: защиту жизненных принципов героя организуют два ученика. Первый представляет героя, а второй говорит от имени самого литературного персонажа, используя в своей речи цитаты из текста. Далее следует по одному вопросу от групп-оппонентов. Выступление первой группы. «Правда Сатина»
Выступление второй группы. «Правда Бубнова»
Выступление третьей группы. «Правда Луки»
(Учащимся предлагается проголосовать за правду одного из героев, объяснить свой выбор, руководители групп оценивают выступавших) IV. Ролевая игра – Ребята, сейчас я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Перед вами девушка, которая всегда училась на «4» и «5», и вдруг сдала ЕГЭ по русскому языку на «2». Помогите ей, исходя из вашего образа, пережить этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей, действительно, помогли. (Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать людей не могут и не хотят, ребята должны проговорить это, если, конечно, поняли жизненную позицию своих героев до конца). V. Представление рисунков – А сейчас самый ожидаемый момент урока. Мы, как люди молодые, динамичные, уверенные в завтрашнем дне, представим возможный выход для наших героев из того тупика, в котором они волею судьбы оказались. (Художники из каждой творческой группы представляют результаты задания, которое они получили в начале урока) VI. Подведение итогов – Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека своя (Презентация, слайд № 7). Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор. Спасибо за работу. VII. Домашнее задание – Подготовить фактический материал к классному сочинению по теме «Правда в пьесе М. Горького «На дне»». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |