Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Путешествие в страну Лингвистику
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Путешествие в страну Лингвистику


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.07.05
Просмотров: 14

Боровлёва Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Чтобы переваривать знания, нужно поглощать их с аппетитом.
Ф. Ларошфуко

Много работы и мало игры делают Джека глупым мальчиком.
Английская пословица

Форма проведения: театрализованный игровой урок или внеклассное мероприятие.

Участники: 5-классники, организованные в команды; у каждой команды — название, эмблема, элементы костюмов.

Оформление:

  1. Большая карта страны Лингвистики с отмеченным маршрутом путешествия: край Орфографии — остров Словообразования — долина Лексики — Фонетико-орфоэпический залив — город Фразеологизмов — бухта Синтаксиса и Пунктуации (по желанию маршрут путешествия варьируется).
  2. Капитанский мостик со штурвалом.
  3. Магнитофон, музыкальные фонограммы.

Домашнее задание командам — инсценированная лингвистическая история.

Ход путешествия

(Звучит весёлая мелодия песенки о капитане. Появляются капитан и юнга.)

Капитан. Внимание! Внимание! Корабль отправляется.

Юнга. На палубе готово всё. Команды собираются.

Капитан. Команда "Многоточие" готова?

Ребята. Готова!

Юнга. Команда "Знатоки" готова?

Ребята. Готова!

Капитан. Команда "От аза до ижицы" готова?

Ребята. Готова!

Капитан. Тогда в путь!

(Песня на мелодию "Если нравится тебе, то делай так". Песня несколько раз повторяется, поэтому лучше написать слова на доске или плакате, чтобы дети моги петь вместе с героями).

Чтобы умными и грамотными стать,
Надо много книг огромных прочитать.
Надо только не лениться,
Надо к знаниям стремиться,
Чтобы умными и грамотными стать!

Юнга. Капитан, куда на сей раз лежит наш путь?

Капитан. В страну Лингвистику! Расскажу тебе по секрету, что едем мы туда за кладом. Карта есть, дорогу мы знаем.

Юнга. А что за клад?

Капитан. А вот что за клад, не знаем. Знаем только, что очень ценный. Право руля! Лево руля! Держи правильный курс, юнга!

Юнга. Прямо по борту какой-то неопознанный объект!

(Появляется старшеклассник, исполняющий роль представителя таможни).

Представитель таможни.Таможня! Предъявите документы!

Капитан. Вот карта.

Представитель таможни.Карта — это не документ!

Юнга. А у нас больше ничего нет!

Капитан. А что за документы-то нужны?

Представитель таможни. Либо свидетельство, что с начальным курсом Лингвистики знакомы, либо рассказывайте и показывайте какую-нибудь лингвистическую историю.

Капитан. Юнга, свидетельство у нас есть?

Юнга. Нет!

Капитан. Лингвистические истории знаем?

Юнга. Нет! Тогда к экипажу обращайтесь. Может, они знают.

Капитан. Ребята, вы истории какие-нибудь лингвистические знаете?

(Показ домашних заданий).

(Под понятием "лингвистическая история" здесь подразумевается история происхождения слова или выражения, смешная история, основанная на каком-либо языковом явлении).

Представитель таможни. Теперь вижу, что к путешествию вы готовы. Таможня даёт добро.

Капитан. Право, руля! Лево руля! Держи правильный курс, юнга!

(Песня).

Юнга. Прямо по курсу — край Орфографии.

Капитан. Стоп, машина!

Край Орфографии

Юнга.

Возникла на пути преграда.
Чтоб проехать дальше, надо
Слова нам верно написать,
Не на "4", а на "5".

(От каждой команды приглашаются по одному представителю).

Задание — на доске они должны записать слова, являющиеся отгадками к предложенным загадкам.

Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда.
Двойное Р содержит он
И называется … (перрон).

Во мне два К, не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом … (аккуратный).

Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я … (хоккей).

На большие расстоянья
Мчится он без опозданья,
Пишется в конце два С,
Называется … (экспресс).

Капитан.

Друзья, пора нам в дальний путь!
Про карту, юнга, не забудь!

(Песня).

Юнга. Прямо по курсу остров Словообразования!

Остров Словообразования

Задание — за три минуты составить как можно больше слов, используя буквы, из которых состоит слово "лингвистика".

(Выполнение задания).

Капитан. Я и не знал, что у меня такой умный экипаж.

(Вбегает Лексика).

Лексика. Помогите! Помогите! Я — Лексика, на мою долину напали пираты, перепутали все антонимы и синонимы.

Капитан. Успокойся, Лексика, мы тебе поможем!

Лексика. Я и сама забыла ответы на все свои вопросы.

Юнга. Лексика, ты не сомневайся в нашем экипаже. Ребята всё знают. Поможем, ребята, Лексике?

Ребята. Поможем!

Лексика . Я приглашаю к игровым столам специалистов по синонимам.

Задание — придумать как можно больше синонимов к слову, записанному на листочке.

А пока ребята работают, остальные помогут мне разобраться с антонимами. Я читаю стихотворение-загадку, а вы в рифму должны найти отгадку.

Задание классу — отгадать загадки.

Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (зима).

Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех —
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли.
От обиды, неудач.
Догадались? Это … (плач).

Я антоним к слову зной,
Я в лесу, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (прохлада).

Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Да и в школе я нужна.
Называюсь … (тишина).

Лексика. Ой, какие вы, ребята, молодцы. Проверяем задание у специалистов по синонимам. Спасибо. Вы настоящие знатоки русского языка!

Капитан. До свиданья, Лексика. Нам пора продолжить путешествие по стране Лингвистике.

(Песня).

Юнга. Капитан, мы прибываем к Фонетико-орфоэпическому заливу.

Капитан. Стоп, машина!

Фонетико-орфоэпический залив

Задание 1. Сколько слов здесь записано? Просчитайте их правильно. Объясните, чем они отличаются в значении.

Мука, замок, атлас, хлопок, пропасть

Задание 2. Произнести скороговорки, каждую — по пять раз.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Купи пику пик.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Милая Мила мылась мылом, намылилась, смыла — так мылась Мила.
Архип осип, Осип охрип.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Три дроворуба на трёх дровах дрова рубят.
У пеньков опять пять опят.

Капитан. Юнга, хватит клевать носом, а то потом будешь локти кусать. Суши вёсла!

Юнга. Что-то голова идёт кругом…

Капитан. Руку даю на отсечение — мы прибыли в город Фразеологизмов!

Город Фразеологизмов

Задание — каждая команда получает по два фразеологизма, которые должна показать, не называя, чтобы другие команды догадались. Балл получает команда, продемонстрировавшая при показе артистизм, и команда, угадавшая фразеологизм.

Вешать лапшу на уши.
Работать спустя рукава.
Высунув язык.
Вставлять палки в колёса.
Водить за нос.
Зуб на зуб не попадает.
Дать голову на отсечение.
Собаку съел.
Заблудиться в трёх соснах.

Капитан. Последняя точка на нашем пути —

Мы в Синтаксис-бухту должны войти.

Бухта Синтаксиса и Пунктуации

Задание — расставить знаки препинания, вдумываясь в смысл стихотворения.

Кисель там варят из резины,
Там шины делают из глины,
Кирпич там жгут из молока,
Творог готовят из песка,
Стекло там плавят из бетона,
Плотины строят из картона,
Обложки там из чугуна,
Там варят сталь из полотна,
Кроят рубахи из пластмассы,
Посуду делают из мяса,
Котлеты стряпают из сажи,
Там ваксу делают из пряжи,
Прядут там нитки из сукна,
Костюмы шьют из толокна.

Юнга. Капитан, капитан, по карте видно, что наше путешествие подходит к концу. Именно здесь на карте отмечен клад.

Капитан. Сыщики экипажа, предлагаю отправиться на поиски клада.

(Игра "Холодно — горячо").

Капитан. Посмотрим-посмотрим, что это за клад.

Юнга. Письмо какое-то.

(Читают).

"Дорогие пятиклассники!

Вам в руки попал самый большой клад, каким только может владеть человек. Этот клад — русский язык. Он приведёт вас к новым открытиям безбрежных знаний, он поможет вам в безвыходных ситуациях, он ваш друг, наставник, советчик. Учите русский язык, любите русский язык — и он ответит вам тем же.

Королева Лингвистики."

Приказ по стране Лингвистике

Учащихся 5... класса за особые успехи в изучении русского языка признать начинающими знатоками русского языка и вручить им почётные грамоты.

(Награждение).

Юнга. Капитан, неужели наше путешествие закончилось?

Капитан. Путешествие в Лингвистику у нашего экипажа только началось, ведь…

(Песня).


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21