Преподавание литературы Урок внеклассного чтения в 6-м классе «Михаил Пришвин – "певец природы"»Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.06.05 Просмотров: 20 Никитина Татьяна Геннадьевна, заместитель директора по УВР Цели:
Оборудование: портрет писателя, выставка книг авторов, писавших о природе, репродукции с пейзажами, презентация.
Ход урока - Ребята, когда вы сегодня шли в школу, кто из вас обратил внимание на погоду? Какое сегодня небо? Какие стояли деревья? Как вели себя птицы? Что изменилось в природе за ночь? (Ученики отвечают) - Вот видите, каждый челок по-своему воспринимает окружающую нас природу. Кругом полно чудес, а мы не всегда замечаем этого, проходим равнодушно. Однако о природе много создано замечательных книг и картин. (Работа с выставкой) - Какие книги читали вы? Каких авторов, писавших о природе, знаете? (Бианки, Житков, Скребицкий, Сладков, Чаплина, Дмитриев, Сетон-Томпсон, Паустовский, др.) - А сегодня мы с вами будем говорить о человеке, который видел то, что не каждому дано увидеть, слышал то, что не каждому дано услышать. Это писатель Михаил Михайлович Пришвин. (Обращение к портрету) - Посмотрите внимательно на портрет, что можно сказать об этом человеке с первого взгляда? (Добрый, ласковый, внимательный взгляд) - Охотник и путешественник, он много колесил по стране. Был и в Заполярье, и в Казахстане, и на Дальнем Востоке, и в Кавказских горах, немало бродил то с охотничьим ружьем и собакой, то с фотоаппаратом по русским лесам и полям. Фотографирование обогащает общение с природой и многое дает. Хороший фотоснимок доставляет эстетическое наслаждение, закрепляет в памяти любимые места. Выбирая красивый пейзаж, фотограф учится наблюдать, чувствовать красоту. - Согласны вы с этим? Какие фотографии природы и животных делали вы? Что нового узнали о явлениях природы, повадках животных, птиц, рыб? - Расскажите о жизни зверей и птиц из прочитанных дома рассказов. (Ответы учащихся) - Вы, наверное, уже из прочитанного узнали, что М.М.Пришвин смотрит на природу своим особым зорким глазом, он понимает разговор птиц и зверей, домашних животных, знает тайны природы и открывает их нам. - Об одной из таких тайн природы мы узнаем из рассказа “Золотой луг”. Внимательное послушайте. - Подумайте, почему рассказ назван “Золотой луг”? - Какое открытие сделал мальчик? - Почему сначала цветы были “неинтересные”, а потом стали “интересными”? (Чтение рассказа учителем или хорошо подготовленным учеником) - Что за цветок одуванчик? (Скромненький. Желтый. В букет не нарвешь – стебелек слаб. Вянет быстро. Почти без запаха. Единственная забава – дунуть на отцветший белый шар, так чтобы мелкие семечки на своих пушистых парашютиках разлетелись по ветру. Первый расцветает. Подобен солнцу.) - Об этом мы узнали из начала рассказа. Сначала дети называют цветы “неинтересными”. - “Но раз мне удалось сделать открытие”. Какое открытие сделал мальчик? - Почему потом дети назвали цветки интересными? (В солнечный день луг золотой, а ночью зеленый. Цветы ложились спать вместе с детьми, и вместе вставали.) - О чем хотел сказать Пришвин в этом рассказе? Он просто описал цветки или имел что-то в виду? - Произведения М.М.Пришвина учат наблюдать и любить природу. Писатель замечает малейшие изменения, происходящие вокруг, умеет рассказать о них так, что ясно себе все можем представить. Из этого рассказа видно, что даже в самом простом, неказистом, на первый взгляд ничем не приметном цветке скрыта удивительная красота. Недаром маленькие дети очень любят одуванчики, всегда тянутся к ним. - Однажды поэта В.Солоухина спросили, какой у него любимый цветок, он ответил, что любит кувшинку, ландыш, подснежник, ромашку, василек, розу. Но одуванчик ему ближе всех цветов. Он любит одуванчик
- Итак, за что же поэт В.Солоухин любит одуванчики? Сравните рассказ “Золотой луг” и стихотворение “Цветы”. - И в рассказе “Золотой луг”, и в стихотворении “Цветы” мысль одна: умение видеть красоту в простом, в самом дорогом и близком сердцу, в том, что всегда рядом с нами, и что мы, к сожалению, не всегда замечаем. - О другом законе природы мы узнали из рассказа “Этажи леса”, который вы прочитали дома. - Понравился вам рассказ? Чем? (Пересказ рассказа “Этажи леса”) - Что же это за этажи в лесу? - Давайте подробнее остановимся на случае на поляне. - Почему гаечки-синички не захотели спуститься вниз к птенцам и выйти за пределы своего этажа? (Птицы не могут поменять этажи, как люди. В природе все закономерно. Каждое животное или птица живет только в тех условиях, благоприятных для их жизни, и изменение места жительства для них губительно. В процессе естественного отбора сложились эти ярусы) - Итак, из этого рассказа мы с вами узнали, что Пришвин называет этажами леса, что природа устроена закономерно, но может быть кто-то заметил и другую мысль, не менее актуальную в наши дни? - Путники сначала разрушили гнездо птиц (правила поведения на природе), но смогли помочь их горю, детеныши (птенчики) не пострадали, родители счастливы, но есть и грустное место, ведь чтобы устроить гнездо на нужной высоте, “этаже”, как пишет Пришвин, путники сломили верх соседней березы. А ведь это тоже живое существо. - Как же нужно было поступить друзьям? С одной стороны, они помогали птицам, с другой – могли загубить березку? Какой вывод можно сделать? (Беречь природу, не поступать необдуманно) - Каково же отношение автора к природе? - Итак, главная мысль в “Золотом луге” - умение видеть в незаметном прекрасное, в “Этажах леса” - устройство природы, бережное отношение к ней. А о чем же рассказ “Лисичкин хлеб”? (Выразительное чтение или пересказ) - О чем мы узнаем из рассказа? (Вместе с Зиночкой мы узнаем, как живет тетерев, что представляет собой рябчик, какие грибы растут в лесу, как называются разные ягоды, чем лечатся деревья). - “Родственным вниманием” к природе буквально пронизаны все рассказы, Пришвин настолько слит с ней, что ему ведомо все: он понимает язык птиц, проникает в мысли и чувства животных – и это нас ничуть не удивляет. Быть может, никто из русских писателей не проник в самые сокровенные тайны природы так глубоко, как Пришвин. Изучению этих тайн он посвятил почти всю свою жизнь. - У кого дома есть домашние животные? Любите вы за ними наблюдать? - Как относится автор к животным? Чтение рассказа “Предательская колбаса” до слов “Я выдвинул ящик…” -А что случилось потом, вы узнаете, дочитав этот рассказ. Подведение итогов урока, рефлексия. - С чем же сочетается точнее всего в вашем сознании имя Пришвина? (Ученики делятся своими впечатлениями.) (Оно сочетается со словом “природа”. Пришвин, начиная как будто с простого исследования, поднимется в философские, поэтические, духовные сферы, в сферы глубокого искусства, поэтому часто его называют певец русской природы. Сегодня на уроке мы учились видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны.) Д/З. Дочитать рассказ “Предательская колбаса”, другие рассказы М.М.Пришвина. Дополнительный материал.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |