Преподавание русского языка Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо как вид речевой деятельности"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.05.30 Просмотров: 35 Некрасова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: образовательная: формирование понятия о письме как о виде речевой деятельности, об особенностях построения письменного текста, ознакомление с правилами написания писем личного характера. развивающая: развитие логического мышления и связной речи учащихся, совершенствование коммуникативных способностей. воспитательная: формирование понятия о семье и о близких людях как о главном в жизни человека, воспитание гуманизма, потребности в самоконтроле, ответственности за свои поступки. Оборудование:
ХОД УРОКА I. Актуализация. Учащимся предлагается просмотр рекламного ролика “Позвоните родителям” с последующим обсуждением. - Почему сегодня возникла такая необходимость – наряду с рекламой различных товаров и услуг сняли такую рекламу? Возможные варианты ответов: занятость, забывчивость, чёрствость молодого поколения. - Почему позвонить именно родителям, а не другу, брату? Возможные варианты ответов: - Со временем родители “уходят” на задний план. - Свои проблемы люди зачастую пытаются решить при помощи “нужных” людей, а престарелые родители бывают просто некомпетентны или бессильны. В этом и проявляется наш эгоизм. А потом бывает поздно, как это случилось с Настей… Цель: “вхождение в тему”. II. Формирование новых понятий. 1. Слово учителя: - Сегодня мы вспомним прочитанный недавно на уроке литературы рассказ К. Паустовского “Телеграмма”. - Почему на уроке обучения письму мы вспомним рассказ именно под таким названием – “Телеграмма”? Возможные варианты ответов: - В рассказе есть несколько важных эпизодов, связанных с письмом. - Старушку не спасла телеграмма, отправленная ей соседом от лица её дочери Насти – гораздо лучше было бы, если бы она получила именно письмо от дочери. Цель: воспитание гуманизма, потребности в самоконтроле, потребности анализировать свои поступки. 2. Проблемный анализ. Работа с текстом рассказа “Телеграмма”. “Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до неё, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои интересы, своё счастье. Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни… Писем от Насти тоже не было, но раз в два – три месяца молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей…” К какой мысли подводит автор читателя после прочтения этих строк? Возможные варианты ответов: - дочь была занята; - дочь была бессердечна; - письмо для старушки было бы гораздо дороже двухсот рублей (немалые по тем временам деньги – больше пенсии!), которыми старалась “откупиться” Настя. ВЫВОД: Мы вновь пришли к выводу о незаменимости письма, особенно когда речь идёт о родных и близких людях. Цель: развитие навыка выборочного анализа текста, развитие логического мышления и связной речи учащихся. 3. Самостоятельная работа. Вы принесли с собой заготовленные заранее небольшие личные письма, адресованные своим одноклассникам. Проведём небольшой эксперимент, в результате которого сделаем важные для себя выводы. Заполнение таблицы: каждая строка второй половины открывается только после проверки и обсуждения. 1 – С чего начинается личное письмо? 2 - Что идёт после приветствия? 3 – Что в основной части письма? 4 – Есть ли какой-нибудь текст после основной части вашего письма? 5 - Чем заканчивается ваше письмо?
Примечание: дата может быть поставлена или в начале письма, или в его конце. ВЫВОД: в результате многочисленных совпадений можно сделать вывод о традиционной композиции личного письма (СМ. Так должно быть). Цель: ознакомление с композицией личного письма, формирование понятия о письме как о виде речевой деятельности, об особенностях построения письменного текста, ознакомление с правилами написания писем личного характера. 4. Творческое задание: сформулируйте несколько основных правил и советов по написанию личного письма: Возможные варианты ответов:
Цель: развитие логического мышления и связной речи учащихся III. Закрепление и обобщение. 1. Проблемный анализ. Задание: рассмотреть иллюстрацию и вспомнить содержание библейской Притчи о блудном сыне. Как она связана с материалом нашего урока? Возможные варианты ответов: - судя по поведению Насти, можно по аналогии назвать её блудной дочерью; - реакция отца похожа на реакцию Катерины Петровны: они оба любят своих детей и готовы прощать все грехи. ВЫВОД: нужно быть внимательнее к своим близким, и, если ты находишься от них далеко, не стоит огорчать их своим молчанием. Существует замечательное средство общения – ПИСЬМО. Письмо не ограничивает нас во времени, как телефон, письмо можно читать и перечитывать, как это делали наши бабушки, получая весточку с фронта… Цель: развитие связной речи, совершенствование коммуникативных способностей учащихся. Домашнее задание (по выбору): используя данные таблицы, составленной в классе: 1 вариант – написать письмо Катерине Петровне от имени Насти; 2 вариант – написать письмо Катерине Петровне от своего имени; 3 вариант – написать письмо от имени блудного сына его отцу; 4 вариант – придумать свой рекламный ролик на тему “Не забывай своих родных”. IV. Итоги. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |