Преподавание русского языка Урок русского языка по теме "Типы речи. Повествование". 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.04.16 Просмотров: 23 Кобаневская Ольга Евгеньевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
ХОД УРОКА1. Беседа с учащимися.Общаясь, мы создаем высказывания (тексты). Давайте послушаем выступления ваших товарищей и определим, что объединяет тексты и чем они отличаются. 2. Выступления учащихся с подготовленными рассказами 3 типов на тему “Летние каникулы”. Анализ текстов (тема, идея…).
Определение (постановка) вопросов к текстам. Создание каждого текста преследовало определенную цель. Когда мы хотим рассказать о том, что происходило, мы создаем текст – повествование. Когда мы хотим описать предмет, человека, мы строим текст – описание, когда доказываем свое мнение – рассуждение. 3. Тема урока.Сегодня мы говорим о типах речи. ТИПЫ РЕЧИ. ПОВЕСТВОВАНИЕ (запись в тетради). Повествовать – рассказывать о том, что произошло. Повествование – рассказ о развитии событий во времени. ЗАПИШИТЕ в тетрадь схему-подсказку. См. презентацию (Приложение 1). Поможет нам узнать о типе речи повествование сказка “Репка” (Приложение 2). 4. Чтение сказки.5. Анализ сказки.Идею/основную мысль сказки можно выразить с помощью пословиц. “Берись дружно, не будет грузно”, “Сообща и гору своротишь” и др. Повествование в сказке идет от третьего лица, что позволяет сосредоточиться на ДЕЙСТВИИ.
Назовите героев сказки.
Только о репке сказано, что она большая-пребольшая… (для русских сказок характерны сложные определения, они используются, когда требуется усилить впечатление). Все остальные персонажи только названы.
Важно, как тянули репку.
К нашей сказке нарисованы ИЛЛЮСТРАЦИИ, которые помогут при пересказе текста (иллюстрации расположены на доске не по порядку).
Почему нельзя, объясните. Расположите иллюстрации в нужной последовательности, как происходили события.
В общем деле важна помощь каждого. Даже очень маленькая. Показано, это последовательным уменьшением героев, позванных на помощь. Сказка сложена экономно, выразительно. Ее краткость, быстрый темп развития действия ощутимы с первых слов. К нашей сказке, как и к другим текстам повествовательного характера, можно поставить вопросы. Что произошло? Как? Когда? Где? Что было в начале? Что случилось потом? Чем все закончилось?
Повествовательный текст строится по определенному плану (запись в тетрадях). Композиция – это построение текста. – Начало (Что было в начале). – Основная часть (Что было потом, как развивались события). – Конец (Чем все закончилось). И в сказке “Репка” мы можем выделить начало, основную часть и конец. 6. Закрепление. Беседа с учащимися.
Повествование – развитие событий во времени. Повествовать – рассказывать. С помощью каких частей речи можно это сделать? Глаголы, наречия.
Работа с текстами (Приложение 3). Выберите из нескольких отрывков повествовательный текст. Докажите свою точку зрения (тексты на каждой парте, учащиеся работают в парах). Рецензирование ответов одноклассников. 7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание: написать небольшой текст повествовательного типа. Например: что произошло со мной прошлым летом… Приложение: Приложение 1. Презентация к уроку. Приложение 3. Отрывки из текстов разного типа. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |