Преподавание литературы Поэтические индивидуальности серебряного века. Художественный мир Р.С. Гумилева (Мастерская построения новых знаний и творческого письма в 11-м классе)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.04.13 Просмотров: 17 Шальнева Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы Основные цели учителя по отношению к индивидуальной самореализации учеников во время урока:
1. Индуктор Жил на Земле один человек, который пришёл в наш мир, чтобы подняться над обыденностью мира и увидеть истинную его красоту. И мы уже сто лет читаем его стихи, разгадывая тайну его слов и слога. И так и не смогли разгадать. Думаю потому, что этот человек не ставил себе целью сказать нам что-то: он просто хотел передать словами то, что мы, люди, созерцаем в себе и вокруг себя каждый день. Он хотел придать и так уже переполненной содержанием и гаммой чувств жизни форму, показать словами, звуками, образами красоту этого содержания. Как если бы встать у окна, восхититься увиденным за ним, нарисовать … Нарисовать счастье, ощущение жизни, вспышку звезды, шелест дождя под мокрыми деревьями и детский смех, нарисовать свой мир…
- напишет он в одном из своих стихотворений. Представьте, что эти строки создали Вы. Как бы Вы их продолжили? 2. Социализация Дивный и солнечный свет исканий, мечтаний сопровождал Николая Степановича практически всю жизнь, он сопутствовал ему в странствиях и озарял его земные творения, его неповторимый художественный мир. 3. Самоконструкция Работа ведётся в группах. Задание 1. Перед Вами – названия сборников стихотворений Н.Гумилёва и стихотворений, вошедших в них.
Распределите названия стихотворений по тематическим группам (по 5 примеров). Каждую группу озаглавьте. Названия групп выпишите на лист. Предполагаемые варианты ответов: Музыка, животные, архитектура, романтика, экзотика и т.д. Задание 2 Выпишите из каждой цитаты ключевое для Вас слово или словосочетание.
Записанные слова (или словосочетания) распределите по тематическим группам (2-3 группы). Ключевые слова (или словосочетания) каждой группы запишите на листе. Предполагаемые варианты ответов: сады души всегда узорны, весело преследую звезду, персидская миниатюра и т.д Задание 3 Незадолго до написания стихотворения «Мореплаватель Павзаний» (1906г) Н.Гумилёв переводит сонет Артюра Рембо «Гласные», в котором каждый гласный звук имеет свой цвет:
Проанализируйте звуковой состав стихотворения «Мореплаватель Павзаний» с точки зрения цвета (Работа проводится на основе опорного материала) Звуковой анализ текста (см. Приложение 1) Какого «цвета» звуки преобладают в стихотворении? Проанализируйте с точки зрения цвета лексику стихотворения. Предполагаемые варианты ответов: синий, белый, красный и т.д. Из предложенных репродукций (см. Приложение 2) выберите те, которые, на Ваш взгляд, соответствуют цветовой палитре стихотворения. Предполагаемые варианты ответов: Картины П.Гогена, К.Моне и др. 4. Социализация В результате обсуждения должна получиться запись: Своеобразие художественного мира Н.С.Гумилёва 1. Картина жизни (результаты работы 1 группы). Делаем обобщение: в чём своеобразие? 2. Лирический герой (результаты работы 2 группы). Делаем обобщение: чем интересен, необычен? 3. В чём своеобразие поэтики (результаты работы 3 группы). Делаем обобщение: чему уделяется особенное внимание при построении художественного текста?
(формулировка понятия учащимися) 5. Самоконструкция Как Вы думаете, какие слова пропущены в поэтических строках?
6. Социализация Анализируем версии, сравниваем с авторским вариантом:
Звучит стихотворение Н.Гумилёва «Фарфоровый павильон» в прочтении автора 7. Разрыв Я предлагаю Вам просмотреть газеты 1906 года. (см. Приложение 3). Сопоставьте художественный мир Н.Гумилёва с реальностью. Совпадают ли картины жизни? Как Вы объясните такое несоответствие лирического героя реальному времени? Сравните общественную жизнь прошлого века и нынешнего. Насколько она изменилась? Почему сегодня нет Серебряного века? 8. Рефлексия
1. Одно слово (характеризующее поэтический мир Гумилёва) 2. Два слова (прилагательные, отражающие своеобразие) 3. Три слова, глаголы (отражающие движение чувства) 4. Фраза из четырёх слов, показывающая Ваше отношение к поэту (чувства, ощущения, возникшие в ходе мастерской) 5. Одно слово существительное (синоним слова из первой строки) Домашнее задание (по выбору) 1. Выразить в рисунке своё понимание поэзии Н.С.Гумилева, составить к нему комментарий. 2. Прочитать статью Н.Гумилёва « Акмеизм как наследие символизма», сформулировать своё отношение к прочитанному 3. Сочинить стихотворение в стиле акмеизма, сделать стилизацию, написать пародию и т.д. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |