Преподавание русского языка Формирование этнокультурно-краеведческой компетентности школьника в процессе изучения русского языкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.04.13 Просмотров: 24 Туранина Неонила Альфредовна, профессор В условиях духовно-нравственного возрождения России усиливается социальная значимость изучения родного языка в контексте национальной культуры. Языковое образование школьников представляет собой как процесс, так и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка, на речевое, умственное и эстетическое развитие, а также на овладение культурой народа-носителя данного языка, поскольку язык, будучи формой социальной памяти, является отражением национальной культуры этноса, говорящего на нём. Поэтому мы считаем, что обучение родному языку должно быть неразрывно связано с усвоением культуры русского народа, а методическая система обучения языку должна последовательно реализовать включение в школьный курс национально-культурного компонента. С целью постижения русского языка как материальной и духовной ценности народа, как составной части национальной культуры важно уже на начальных этапах освоения лингвистических знаний приобщить школьника к изучению традиций русского народа. Разработанная нами программа формирования языковой личности школьника направлена на усвоение ценностных основ национальной культуры на уроках русского языка. В программе ставятся важные цели и задачи, связанные с воспитанием патриотизма, нравственно-этических норм, гражданской позиции, а также с формированием языковой культуры учащихся на этнокультурном материале. Для современной школы важна преемственность в усвоении этнокультурных знаний. С этой целью разработана система адаптированных текстов этнокультурной направленности, которая предполагает приобщение учащихся к этнокультуре народа начиная с первого класса. Предлагаемый этнокультурный материал может быть использован в рамках всех современных программ по русскому языку начальной и средней школы. Безусловно, невозможно на каждом уроке русского языка изучать этнокультуроведческий текст, поэтому учителю предоставляется право самостоятельно решать, когда изучать лексический и грамматический материал с использованием таких текстов: на уроке знакомства с новым материалом, или на уроке закрепления знаний, умений, навыков, или использовать текст для проведения диктантов. Предложенные тексты с грамматическими заданиями направлены на формирование языковой компетенции школьников. Из них учащиеся узнают о традициях, обычаях, праздниках, об устном народном творчестве русского народа. В первом классе учащимся предлагаются тексты для бесед, в которых содержится информация о природе родного края, о традициях наших предков. Северский Донец Река Северский Донец протекает по всей территории Белгородчины. Она пересекает всю область и выходит за её пределы. Правые берега реки высокие, крутые, с глубокими оврагами. Левые берега низменные, пологие. Русло – глубокое и извилистое. Наиболее крупные притоки – это Саженский Донец и Липовый Донец. По рассказам старожилов, Северский Донец был большой полноводной рекой, по которой ходили суда. Ещё в начале прошлого столетия по нему перевозили различные грузы. Задания к тексту:
Ямская степь Самым крупным заповедником области является Ямская степь. Расположена она в Губкинском районе. Вся территория заповедника покрыта пёстрым ковром цветов. Вокруг его границ создана охранная зона длиной в один километр. На территории Ямской степи запрещено охотиться и собирать ягоды. Задания к тексту:
Во втором классе этнокультурный материал адаптирован с учётом возрастных особенностей учащихся и в соответствии с изучаемым лингвистической темой. Имя существительное “Лес на Ворскле” Заповедник “Лес на Ворскле” – самый большой в Белгородской области. Он населён куницами, белками, косулями. Бо?льшую часть территории занимают дуб, липа, клён, ясень. Этот заповедник находится на территории Борисовского района. Задания к тексту:
Имя прилагательное Пруды Белгородская область насчитывает много прудов. Располагаются они по небольшим балкам и малым речкам. Глубина их редко превышает два метра. Наполнение прудов происходит тогда, когда тает весенний снег. Пруды сильно зарастают водными растениями и покрываются илом. Задания к тексту:
Глагол Барсуки Барсуки – довольно крупные хищники. Обитают преимущественно в больших лесах. В настоящее время они водятся на территории Белгородской области в небольшом количестве в заповеднике “Лес на Ворскле”. Питаются барсуки не только корнями растений, но и мелкими грызунами и лягушками. В хозяйстве ценится жир барсуков. Он обладает лечебными свойствами. Задания к тексту:
С третьего по шестой класс учащимся предлагаются этнокультурные тексты не только как материал к отдельным урокам, но и диктанты как итог изученной этнокультурной и лингвистической темы. В третьем классе этнокультурные тексты посвящены русской национальной одежде. Имя существительное Треух Треу?х – старинный русский головной убор, известен на Руси еще с XVI века. Он представляет собой шапку из овчины с круглым суконным верхом, широкой меховой опушкой спереди, двумя меховыми (наушник) и лопастью, которая спускалась сзади до плеч. Такой головной убор завязывался под подбородком кожаными (ремешок). Задания к тексту:
Имя прилагательное Кафтан Кафтан был праздничной одеждой мужчин на Руси и Белгородчине. Он представлял собой приталенную одежду до колен с рукавами, с запа?хом на правую сторону. Подкладка могла отсутствовать или делалась до талии. С боков прорезались вертикальные карманы. Задания к тексту:
Глагол Тулуп Самой распространенной мужской зимней одеждой являлся тулуп. Шили тулупы мехом внутрь, обычно из овчины. Были они длинными, до щиколоток, с широкой спинкой и большим отложным воротником. Тулуп носили нараспашку или подпоясывали широким кушаком, который завязывался узлом сзади. Концы затыкались за кушак справа и слева. Воротник поднимался вверх и подвязывался у горла платком, ша?рфом или веревкой. Задания к тексту:
Диктант Платок Традиционным женским головным убором на Руси был платок. Он появился на Белгородчине в XVI – XVII веках. Головные платки были всегда в ходу. Носили их и девушки, и женщины. Основное отличие состояло лишь в том, что девушки завязывали платок спереди или сзади под косой, а женщины – на затылке, убрав волосы. Платок в жизни женщины имел очень большое значение. С ним она не расставалась большую часть жизни. Это был самый желанный подарок. Любовь, внимание выражались на Руси подарком платка. С седьмого по девятый класс этнокультуроведческое образование на уроках русского языка включает не только вопросы, связанные с пониманием текста, но и задания, направленные на определение лексического значения и происхождение этнокультурной лексики, а также вопросы по соответствующей грамматической теме. В старших классах с целью осмысления этнокультурной информации ученикам предлагаются тексты для самостоятельной работы о русской национальной художественной культуре, о выдающихся русских писателях, архитекторах, меценатах, губернаторах. Восьмой класс. “Старинные здания Белгорода” Имя существительное Архитектура Белгорода Белгород – историко-культурный центр Черноземья. Город, не раз сыгравший важнейшую роль в судьбе Московской Руси, в судьбе России. Белгород. Гипотеза о происхождении этого имени от Белой меловой горы пустила крепкие корни в сознании людей. Но есть и другая версия. Белгород или Белоград – имя, сотворённое по греческому образцу, как и слова “благолепие”, “благообразие”. “Белый” – от древнеиндийского “блеск”, “свет”, “сияющий”. “Город” – “дом”. Светло сделанный, сияющий дом, дом, несущий свет – вот что значило для нашего предка имя “Белгород”. Архитектурные особенности Белгорода как провинциального культурного центра определяло добрососедство культовых и гражданских построек. Помимо большого количества православных церквей, в городе были и римско-католический костёл, и синагога. Из гражданских сооружений к наиболее своеобразным следовало бы отнести здания Учительского института, мужской и женской гимназий, банка Чумичова, Земской и Городской управ, типографии и магазина Вейнбаума, Русско-азиатского банка. Задания к тексту:
Текст для самостоятельной работы Дом купцов Селивановых Литературный музей Белгорода располагается в усадьбе купцов Селивановых. В ведомости недвижимого имущества Белгорода о ней сообщалось: “Дом двухэтажный на погребах, два флигеля одноэтажные, конюшня, сарайчики каменные, амбар деревянный”. Одно время здесь находилась городская мужская гимназия, а затем – частная женская гимназия Федченко-Якубович. После революции жизнь селивановского дома сделалась ещё разнообразнее. Одна из жительниц города вспоминала: “Дом купца Селиванова находился на территории селивановского сада, имел обширную усадьбу, где действовал культурный очаг для отдыха железнодорожников. Вокруг здание имело ограду. Ворота находились к востоку. Слева была библиотека, устроенная во флигеле. Дом был двухэтажный. На первом проходили репетиции духового оркестра, на втором этаже находилась городская радиостудия. За основным зданием был двор: на северной стороне стояло одноэтажное здание, где с одной стороны была бильярдная, а из сада – буфет. Двор был огорожен забором кирпичной кладки с воротами в сад. Аллеи в селивановском саду располагались перпендикулярно. Вблизи пересечения аллей стоял читальный павильон, здесь можно было почитать, сидя за удобными столами. Далее находилась спортивная площадка, где чаще всего играли в волейбол. В парке были газоны, скамейки. За основной горизонтальной аллеей была своеобразная площадь, где находился летний кинотеатр с крышей, крытой черепицей. К западу от маленькой аллеи была танцплощадка. Действовал сад все дни. Предлагаемый подход к формированию языковой личности на этнокультурном материале ориентирует образовательную систему на диалог с культурой, который может развиваться не только в рамках школы, но и в освоении музейной педагогики. Общение с предметным миром, представленный в музеях, помогает формировать этнокультурное сознание учащихся и реализовать важные задачи по духовному воспитанию будущего гражданина. Список литературы
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |