Преподавание русского языка "Пре- или при-?" Урок русского языка в 6-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.04.03 Просмотров: 5 Алякина Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы Цели урока: Обучающая:
Развивающая:
Воспитательная:
Тип урока: проблемно-поисковый Оборудование: “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, “Школьный этимологический словарь русского языка” Н.М. Шанский, интерактивная доска. Ход урока 1. Организационный момент. (открыт 1 слайд) - Ребята, приставку какой группы мы с вами изучаем? (Мы изучаем приставку 3 группы.) - Какие приставки входят в эту группу? (В 3 группу входят приставки пре- и при-.) - Эта группа приставок очень сложная! Ребята, отчего зависит правописание гласных в этих приставках? ( Правописание гласных зависит от того смысла, значения, которые несут эти приставки в данном слове.) - Сейчас посмотрим, как вы усвоили это правило. - Ребята, сегодня на уроке вы будете получать фишки: за полные ответы вы сможете получить фишку красного цвета, ну а если ответ неточный, вы получите фишку зеленого цвета. 2. “Слуховой диктант”. (Учитель называет слова, если слово начинается с приставки пре-, дети поднимают карточку с буквой Е, если слово начинается с приставки при-, дети поднимают карточку с буквой И. Задача детей объяснить правописание гласной в приставке). Приехать, престранный, прервать, пристроить, причудливый, преинтересный, пребогатый, приоткрыть, приклеить, пришкольный, привинтить. - Молодцы! Вы хорошо поработали. 3. Мотивация. 1.- Но всегда ли так легко удается справиться с этой приставкой? А если я вам предложу во внимание такое слово прекословить. Сможете ли вы объяснить правописание гласной в этом слове? (Нет) В чем трудность? (Непонятен смысл) Давайте обратимся к “Этимологическому словарю”. (Заимствовано из старославянского языка – “против говорить”, т. е. “наперекор”, значит, пишем приставку пре-) Сейчас мы проведем исследовательскую работу по написанию приставок пре- и при- в трудных случаях. Кто нам поможет в этом случае? Да, наши друзья – словари. Какие словари вы знаете? (Работа с 2 и 3 слайдом. Дети с помощью словарей пытаются объяснить правописание гласной в приставке; в каждом слове выделяется корень, потому что именно в нем заключается лексическое значение слова. Например:
- Ребята, какой вывод можно сделать из проделанной работы? ( Знаем лексическое значение слова, приставка становится яснее. В случае затруднения будем обращаться к словарям.) 2. – У нас в русском языке, ребята, есть дифференцированное написание: произносятся слова одинаково, а пишутся по-разному. Значит разное значение. Следующее задание мы проведем в форме игры. (Класс делится на группы, каждой группе дается слайд: 1 группе - 4 слайд, 2 группе – 5 слайд, 3 группе – 6 слайд, 4 группе – 7 слайд, 5 группе – 8 слайд, на просмотр слайда выделяется 0,5 минут, картинки могут помочь в составлении словосочетаний или предложений. Но за словосочетание группа получает фишку зеленого цвета, а за предложение - красного цвета. Дети также пользуются словарями. По истечению времени каждая группа дает полный ответ, т.е. доказывает правописание приставок пре- и при-. Например:
- Ребята, какой вывод можно сделать по поводу выбора приставки в этих словах? (В зависимости от значения приставка будет разной: эти слова хотя и звучат одинаково, но приставка дифференцирует их значение.) 4. Работа с текстом. - Ребята, из текста пропали слова, нужно срочно их вернуть. Попробуйте понять, какие слова исчезли. (Работа с 9 слайдом) Торжественность была во всем. Присутствовал … компании. В зале звучала … Баха. Наконец, заседание началось. … к документу была принята всеми единогласно. (Если дети не отгадывают слова, дается возможность определить по лексическому значению. В странах с республиканской формой правления: глава государства - … (президент) Вступительная часть музыкального произведения - … (прелюдия) Вводная, разъясняющая часть международного договора, закона или иного правового акта - … (преамбула)) - В этих заимствованных словах приставка срослась с корнем. Но все же давайте попробуем определить правописание ПРЕ-. Заглянем в словарь. (Президент – заимствовано в 19 веке из фран. яз. – “сидеть впереди”; прелюдия – вступительная часть (впереди) музыкального произведения; преамбула – вводная часть, стоящая впереди договора, закона) 5. Выборочный диктант. - Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили материал. Ваша задача выписать слова с приставками пре- и при-. ( Учитель читает текст, ученики выписывают слова с приставкой пре- и при- и распределяют их в два столбика.) Преодолевая препятствия, туристы продолжили путь. До привала было далеко. Приключение было не из приятных. Природа преподнесла неожиданный сюрприз. Внезапно сверкнула молния. Все вокруг преобразилось и полил дождь. - Сейчас свою работу вы проверите сами и сами себя оцените. (открывается 10 слайд, и дети сверяют свои слова с текстом) - Кто написал без единой ошибки? Кто допустил 1 или 2 ошибки? - Назовите слова, с которыми мы сегодня не встречались и объясните правописание приставок. 6. Итог урока. - Чему мы учились на уроке? (Пользоваться словарями; определять лексическое значение слов; в разных случаях выбирать приставку пре- и при-; учились проверять себя) - Поднимите фишки. Молодцы, ребята! За хорошую работу вы получаете “5”. - А что вы мне поставили бы за работу? - Спасибо за урок. 7. Домашнее задание.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |