Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
"Пре- или при-?" Урок русского языка в 6-м классе
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

"Пре- или при-?" Урок русского языка в 6-м классе


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.04.03
Просмотров: 5

Алякина Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

Обучающая:

  • Уметь применять правила написания приставок пре- и при-;
  • Дать сведения о приставках с неясным значением;
  • Уметь пользоваться словарями и различными приемами запоминания таких слов.

Развивающая:

  • Обогащать словарный запас и грамматический строй речи..

Воспитательная:

  • Прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: проблемно-поисковый

Оборудование: “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, “Школьный этимологический словарь русского языка” Н.М. Шанский, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

Презентация.

(открыт 1 слайд)

- Ребята, приставку какой группы мы с вами изучаем? (Мы изучаем приставку 3 группы.)

- Какие приставки входят в эту группу? (В 3 группу входят приставки пре- и при-.)

- Эта группа приставок очень сложная! Ребята, отчего зависит правописание гласных в этих приставках? ( Правописание гласных зависит от того смысла, значения, которые несут эти приставки в данном слове.)

- Сейчас посмотрим, как вы усвоили это правило.

- Ребята, сегодня на уроке вы будете получать фишки: за полные ответы вы сможете получить фишку красного цвета, ну а если ответ неточный, вы получите фишку зеленого цвета.

2. “Слуховой диктант”.

(Учитель называет слова, если слово начинается с приставки пре-, дети поднимают карточку с буквой Е, если слово начинается с приставки при-, дети поднимают карточку с буквой И. Задача детей объяснить правописание гласной в приставке).

Приехать, престранный, прервать, пристроить, причудливый, преинтересный, пребогатый, приоткрыть, приклеить, пришкольный, привинтить.

- Молодцы! Вы хорошо поработали.

3. Мотивация.

1.- Но всегда ли так легко удается справиться с этой приставкой?

А если я вам предложу во внимание такое слово прекословить. Сможете ли вы объяснить правописание гласной в этом слове? (Нет)

В чем трудность? (Непонятен смысл)

Давайте обратимся к “Этимологическому словарю”. (Заимствовано из старославянского языка – “против говорить”, т. е. “наперекор”, значит, пишем приставку пре-)

Сейчас мы проведем исследовательскую работу по написанию приставок пре- и при- в трудных случаях.

Кто нам поможет в этом случае?

Да, наши друзья – словари. Какие словари вы знаете?

(Работа с 2 и 3 слайдом. Дети с помощью словарей пытаются объяснить правописание гласной в приставке; в каждом слове выделяется корень, потому что именно в нем заключается лексическое значение слова. Например:

  • преследовать - корень след, значение слова – переследить, идти на шаг впереди;
  • преодолеть – корень дол – доля, значение слова – переодолеть и т.д. Затем со словами составляются словосочетания)

- Ребята, какой вывод можно сделать из проделанной работы?

( Знаем лексическое значение слова, приставка становится яснее. В случае затруднения будем обращаться к словарям.)

2. – У нас в русском языке, ребята, есть дифференцированное написание: произносятся слова одинаково, а пишутся по-разному. Значит разное значение.

Следующее задание мы проведем в форме игры.

(Класс делится на группы, каждой группе дается слайд: 1 группе - 4 слайд, 2 группе – 5 слайд, 3 группе – 6 слайд, 4 группе – 7 слайд, 5 группе – 8 слайд, на просмотр слайда выделяется 0,5 минут, картинки могут помочь в составлении словосочетаний или предложений. Но за словосочетание группа получает фишку зеленого цвета, а за предложение - красного цвета. Дети также пользуются словарями.

По истечению времени каждая группа дает полный ответ, т.е. доказывает правописание приставок пре- и при-.

Например:

  • Колосья спелой ржи приклонились к земле. – Я преклоняю колено перед вашей отвагой.
  • Его преемник начал с перестановки мебели в своем кабинете. – Все затаив дыхание слушали приемник.
  • Он долго пребывал в Москве. – Поезд прибывал к станции и т.д.)

- Ребята, какой вывод можно сделать по поводу выбора приставки в этих словах? (В зависимости от значения приставка будет разной: эти слова хотя и звучат одинаково, но приставка дифференцирует их значение.)

4. Работа с текстом.

- Ребята, из текста пропали слова, нужно срочно их вернуть. Попробуйте понять, какие слова исчезли. (Работа с 9 слайдом)

Торжественность была во всем. Присутствовал … компании. В зале звучала … Баха. Наконец, заседание началось. … к документу была принята всеми единогласно.

(Если дети не отгадывают слова, дается возможность определить по лексическому значению.

В странах с республиканской формой правления: глава государства - … (президент)

Вступительная часть музыкального произведения - … (прелюдия)

Вводная, разъясняющая часть международного договора, закона или иного правового акта - … (преамбула))

- В этих заимствованных словах приставка срослась с корнем. Но все же давайте попробуем определить правописание ПРЕ-. Заглянем в словарь. (Президент – заимствовано в 19 веке из фран. яз. – “сидеть впереди”; прелюдия – вступительная часть (впереди) музыкального произведения; преамбула – вводная часть, стоящая впереди договора, закона)

5. Выборочный диктант.

- Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили материал. Ваша задача выписать слова с приставками пре- и при-.

( Учитель читает текст, ученики выписывают слова с приставкой пре- и при- и распределяют их в два столбика.)

Преодолевая препятствия, туристы продолжили путь. До привала было далеко. Приключение было не из приятных. Природа преподнесла неожиданный сюрприз. Внезапно сверкнула молния. Все вокруг преобразилось и полил дождь.

- Сейчас свою работу вы проверите сами и сами себя оцените. (открывается 10 слайд, и дети сверяют свои слова с текстом)

- Кто написал без единой ошибки? Кто допустил 1 или 2 ошибки?

- Назовите слова, с которыми мы сегодня не встречались и объясните правописание приставок.

6. Итог урока.

- Чему мы учились на уроке? (Пользоваться словарями; определять лексическое значение слов; в разных случаях выбирать приставку пре- и при-; учились проверять себя)

- Поднимите фишки. Молодцы, ребята! За хорошую работу вы получаете “5”.

- А что вы мне поставили бы за работу?

- Спасибо за урок.

7. Домашнее задание.

  • Попробуйте объяснить правописание пре- и при- в словах: Природа, привет, приятный, причина, прекратить.
  • Составьте с данными словами небольшой текст.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21