Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Формирование орфографической зоркости и развития речи младших школьников при работе со словарными словами
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Формирование орфографической зоркости и развития речи младших школьников при работе со словарными словами


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.04.03
Просмотров: 4

Климочкина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов; Климочкина Ирина Владимировна, заместитель директора по ВР

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся и формированию орфографической зоркости обучающихся.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Словарная работа преследует различные цели:

1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).

3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).

4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

При изучении словарных слов следует помнить, что ребенок опирается на четыре вида памяти: зрительную, слуховую, кинестетическую (послоговое проговаривание или орфографическое чтение) и моторную.

Изучение слов с непроверяемым написанием

Работа над изучением новых словарных слов складывается из нескольких этапов:

  1. Вычленение слова из слов или из текста слова , которое войдет в словарь – это первичное зрительное восприятие.
  2. Орфографическое чтение словарного слова с послоговым проговариванием. Идет опора на речедвигательную (кинестетическую) память учащихся. Слово с непроверяемым написанием сначала орфографически прочитывается по слогам учителем, затем ученики произносят хором это слово по слогам (2,3 раза).
  3. Вторичное зрительное восприятие словарного слова в строчной записи. Слово записывается на классной доске учителем и в тетради учащимися. Обращается внимание на то же слово, записанное в тетради на печатной основе. Идет опора на моторную орфографическую память учащихся.
  4. Фонетическое чтение слова. Сравнение звуков и букв. Подчеркивание “опасного” (в орфографическом отношении) места. Ставиться задача - запомнить выделенную в слове орфограмму т.к. она не может быть проверена.
  5. Объяснение учащимися лексического значения слова, пояснение значения на самостоятельно подобранных примерах или обращение к этимологическому словарю.
  6. Подбор однокоренных слов с непроверяемыми орфограммами. Это достаточно важно, т.к. некоторые учащиеся не умеют переносить данные слова на однокоренные. В 3, 4, классах учащиеся подбирают слова различных частей речи. Однокоренные слова записываются в столбик, в котором корни слов располагаются друг под другом.
  7. Устно подбираются словосочетания с изучаемым словом или предложение. Коллективно записывается в тетрадь и на классной доске лучшее предложение.

Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи.

Мы используем следующие задания:

1) различные виды работы с орфографическим словарем. (Приложение 6)

2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк;

4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;

5) “проникновение в тайну” слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста;

6) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;

7) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.

8) запоминание словарного слова через работу с ребусами и картинками (Приложение 1, 2, 3, 4)

При обучении детей правописанию мы обязательно используем орфографический словарь, находящийся в учебнике каждого класса. (Приложение 5)

Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяем следующие:

а) Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, и нахождении в них “опасного” при письме места.

б) Выписывание из словаря слов, по определённым смысловым грамматическим и прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.;

наречия: быстро, вдруг;

имена прилагательные: красивый, уважаемый;

одушевленные имена существительные: ребята, заяц;

имена существительные 1-го склонения: ягода, собака;

слова с безударной гласной “а”: барабан, картофель;

слова из трех слогов: малина, урожай,

слова с ударением на первом слоге: русский, скоро

слова соответствующие заданной схеме,

слова, в которых букв больше чем звуков: сирень, чувство

слова с удвоенными согласными :рассказ, шоссе,

записать слова данные в транскрипции: /погода/, /ужин/

и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).

в) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.

г) Различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;

д) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.

Формирование навыков написания словарных слов.

Виды работ со словарными словами.

1. Подбор однокоренных слов:

- береза, березка, березонька, березник, березняк, березовый, подберезовик;

- болото, болотце, болотный, болотистый;

- воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный;

- ворона, вороний, вороньё, вороненок, вороненочек, проворонить;

- жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтуха;

- адрес, адресат, адресный, адресок, переадресовка;

- солдат, солдатский, солдатушки, солдатка;

- соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьёнок;

2. Разбор слова по составу. Для этой работы часто выбираем слова, однокоренные тем которые изучаются в словарях учебника.

Аптечный, багажный, багажник, газетчик, дорожный, заячий, картофелина, кораблик, малинник, ореховый, погодка, секретик, автобиография, путешественник , геройский, пирожок, капустный, правительственный, профессиональный, экскаваторщик и т.д.

3. Подбор к изучаемым словам слов- синонимов.

- вдруг – внезапно;

- Отечество – Родина; солдат – витязь, воин;

- желать – хотеть;

- извините – простите; иногда - изредка

- комната – светлица; весело – радостно;

- красивый – прекрасный;

- путешественник – путник, турист;

- ребёнок – малыш, дитя, кроха, малютка;

- спасибо – благодарю; богатство – достаток;

- народ – люди; Родина – Россия; столица - Москва;

- ученики – ребята, дежурные;

- портфель – ранец;

- алфавит – азбука;

- товарищ – друг;

4. Подбор к изучаемым словам слов - антонимов.

-быстро – медленно; весело – грустно;

- дорога – аллея, шоссе;

- дорогой – дешевый (товар);

- женщина – мужчина;

- здоровье – болезнь;

-здравствуй – до свидания, прощай;

- красивый – уродливый;

- хорошо – плохо;

- город – деревня;

- белый – чёрный;

- завтра – сегодня;

- работа – отдых;

- обед – ужин;

- восток – запад;

5. Подбор фразеологических оборотов и их осмысление.

Без году неделя (совсем недолго)

Белая ворона (необычный странный человек)

Ждать у моря погоды (надеяться на что – то, самостоятельно ничего не предпринимать)

Писать как курица лапой (писать очень плохо, не разборчиво)

Обвести вокруг пальца (обмануть)

Бросать слова не ветер (говорить впустую)

Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что – либо)

6. Работа с пословицами

- продолжи пословицу;

- вставь пропущенные буквы;

- письмо по памяти;

- подбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту;

- подбор необходимой пословицы из нескольких данных.

Аппетит приходит во время еды.

Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.

Тот герой, что за Родину горой.

Большому кораблю, большое плавание.

Сам погибай, а товарища выручай.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

О человеке судят по его труду.

Яблоко от яблони недалеко падает.

См. приложение 7.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21