Преподавание русского языка Готовимся к ЕГЭ. Комплексный анализ текста. 9-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.12.02 Просмотров: 7 Федосеева Светлана Николаевна, учитель Цель: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять его стиль и тип, совершенствовать речевые навыки, обогащать словарный запас. Обучение навыку работы с тестом. ХОД УРОКА I. Выразительное чтение текста Музыка (1)Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом польском городке. (2)Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных наших городов. (4)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. (5)Над городом мрачно стоял купол пожара. (По Б. Л. Васильеву) II. Работа по тексту 1. Докажите, что данный отрывок является текстом. (В отрывке предложения связаны общей темой, идеей. Предложения связаны не только по смыслу, но и грамматически. Материал изложен последовательно, логически связан. Средства связи: местоимения, однокоренные слова, повторяющиеся слова (музыка, смерть, дом, плакал), вводные слова( должно быть, видимо). Предложения в тексте соединяются цепной связью.) 2. Определите тему, идею (основную мысль) текста. (Автор рассказывает случай на войне. В одном из разрушенных польских городков солдат услышал звуки органа, они пробудили воспоминания и сильные чувства. Это говорит о том, что музыка может влиять на человека. В различных обстоятельствах она пробуждает разные чувства. Можно говорить о влиянии не только музыки, но и искусства вообще: искусство вечно, прекрасно, и это прекрасное заставляет беречь и любить жизнь, мир, красоту, «чтобы вечное небо не подбрасывало взрывами».) 3. Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ. (Стиль текста публицистический. В отрывке явно проступает авторская позиция. Васильев поднимает нравственную проблему, воздействует на читателя, воспитывая любовь к жизни, к прекрасному, к искусству. Показывает, как красота может повлиять на человека, и что человек должен сделать всё, чтобы сохранить и преумножить красоту. В речи автора чувствуется искреннее волнение. 4. Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте? (Эпитеты: скорбными глазами, одинокий орган, изуродованные дома, ненавистного, проклятого слова, детская жалость, грязная изнанка, вечное небо. 5. С какой целью автор использует их в тексте? (Эти средства помогают почувствовать настроение героя, передать его чувства: взволнованность, горечь, любовь; воздействуют на читателя, заставляя его сопереживать герою.) 6. Объясните, пользуясь словарём, значение слов. Скорбный – 1. Испытывающий скорбь, выражающий скорбь, печальный, горестный (книж.). 2. Больной, немощный (обл.) Мрачный – 1. Тёмный, погружённый во мрак. 2. перен. Исполненный печали, наводящий грусть, безрадостный, угрюмый. 3. перен. Тяжёлый, беспросветный. – В каком значении они используются в тексте? (Скорбный – книжное, высокое. 7. Подберите синонимы к словам. Восторг – радость, ликование, торжество, праздник, восхищение. – Уместна ли в тексте замена слов этими синонимами? (Нет, каждое слово в тексте значимо, замена приведёт к искажению авторской мысли.) 8. Найдите в тексте причастия. (Разрушенных, заваленным, нарисованными, зажатым, горящими, изуродованных, стоявшем, глядящими.) – На что указывает обилие причастий в тексте? (Указывает на книжный стиль, причастия придают речи выразительность.) 9. Выполните по тексту тест 1. В каком предложении наиболее полно отражена основная мысль? 1) 14 2) 15 3) 16 4) 18 2. К какому типу речи относится текст?
3. Какое предложение связано с предыдущим при помощи личного местоимения и наречия? 1) 2 2) 3 3) 10 4) 14 4. Укажите способ образования слова бездомных (предложение №6).
5. Какой частью речи является слово мрачно (предложение №5)
6. В составе какого предложения нет обособленного определения? 1) 4 2) 8 3) 9 4) 17 7. Какая характеристика предложения №9 является верной?
8. Из предложения №10 выпишите подчинительное словосочетание с типом связи примыкание. 9. Из предложений №10-16 выпишите слово, образованное неморфологическим способом. 10. Среди предложений №6-11 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное, укажите его номер. III.Домашнее задание Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение (не менее 90 слов) на тему «Роль искусства в жизни человека». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |