Преподавание литературы
Урок литературы в 7-м классе на тему "Человек и природа в стихотворениях прохоровского поэта В.М. Чурсина"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2023.11.13
Просмотров: 8
Кулакова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы ХОД УРОКА 1. Вступительное слово учителя. Звучит фрагмент песни из кинофильма «Тени исчезают в полдень». Выразительное чтение наизусть стихотворения В.М.Чурсина «Богата Русь Мариями, Иванами...» Богата Русь Мариями, Иванами, Так повелось уж испокон веков. Богата Русь певучими названьями И городов, и сел, и хуторов. Я не ищу для жизни места лучшего, Не понимаю летунов никак... Имен я пью лучистые созвучия, Как воду из лесного родника. Названья будто мастер все выстругивал, Именовал, вздохнувши, от сохи. Деревня под яругой – Подъяруги, Деревня под ольхою – Подольхи. Слова рождались все – живые и разумные, Ядреные, хоть пробуй их на зуб: Ольшанка, Правороть, Шипы и Думное, Гремучий, Вязовое, Редкодуб... История Руси неисчерпаема, Имен одних и тех же вам не счесть: В честь деда чаще внука называем мы, А внучку кличем в бабушкину честь. Идет по свету сказочной Еленою, И заглядится на нее любой... Как хочется, чтоб были неизменными И Вера, и Надежда, и Любовь. Учитель: Веру в будущее России, надежду на подрастающее поколение, любовь к тихой нашей родине находим мы в стихотворениях прохоровского поэта Владимира Михайловича Чурсина, с творчеством которого познакомимся на сегодняшнем уроке. 2. Формулировка учащимися темы урока, ее обоснование. Учитель: Для того, чтобы сформулировать тему урока, обратимся к отрывкам из его стихов. О ком эти строки? -
А человек в том, главном, Не изучен, Что с колыбели движет Все его дела... -
Мой поклон тебе, жизнь, За великое счастье такое Человеком пройти По прекрасной и грешной земле. -
Во всей красе весна вновь заблистала. Вновь в сердце чувств Чуть слышный перезвон. Как надо человеку в жизни мало, Чтоб оказался вдруг счастливым он. (О человеке). О чем эти строки? -
Природе удивляться не устану, Ее разумной круговерти дней. Капелям в марте, в январе туману, Ночным июльским шорохам дождей. -
Природа жалует наградами, Ты только душу ей открой: дождь ливмя льет – Какие градины в ее алмазной кладовой. -
Березки поникли, притихли невесело, Прошитые злыми дождями насквозь. В природе и в жизни всегда равновесие: Столь солнца прольется, Сколь дождя пролилось... (О природе.) Учитель: Сформулируйте тему урока. Учащийся: Человек и природа в творчестве Владимира Михайловича Чурсина. (Учащиеся записывают тему урока в тетрадь). Учитель: В формулировке темы урока опорными являются слова «человек», «природа». Как вы думаете, почему? (Учащиеся обосновывают тему урока, говорят о взаимопроникновении и взаимосвязи человека с природой, об их духовном и физическом единении). 3. Работа с эпиграфом. Учитель: Владимир Михайлович, соглашаясь с вами, говорит: «Пусть дожди небо в лужах полощут, Чтобы совесть белела, чиста, Чтоб жила ты на свете светлее и проще, Чтоб звенела в душе красота». («Дочке»). Ощущая себя частичкой природы, пишет: «На берегу рыбешкой сиротливой Топорщусь жабрами, песок весь измесил... Все дальше рокот мощного отлива, В усохших плавниках все меньше сил. («Рыбалка»). Такое гармоничное и естественное слияние душевного мира с природой есть результат долгой поэтической работы. Эпиграфом к уроку являются слова: Что у жизни просить? Чтоб подольше весна Полыхала кострами подснежников в рощах, Чтобы рядом звучали друзей имена, Пелись песни вокруг и добрее, и проще. Учитель проводит фронтальную беседу для выявления восприятия: - какие мысли, чувства поэта в этих строках близки вам?
- какие слова и выражения в них вам особенно понравились и запомнились?
- что можно сказать о связи поэта с природой?
(Учащиеся говорят о том, что у поэта с природой полная гармония, так как он очень внимательный, наблюдательный, зоркий человек. На уроке с помощью его произведений мы будем этому учиться, чтобы жить в единстве с природой). Учитель (обобщая ответы учащихся): Человек единственное в мире существо, наделенное даром слова, и так как человек – часть природы, то и слово его должно быть в гармонии с тем, что без слов выражает природа. 4. Сообщение целей урока: - познакомимся с прохоровским поэтом Владимиром Михайловичем Чурсиным и его стихотворениями,
- проанализируем стихотворения «Мороз в феврале много силы истратил...» и «Осень скоро вздохнет...», найдем в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определим их роль, назовем художественные образы рассматриваемых произведений.
5. Знакомство с поэтом. Сообщение учащегося. (Приложение 1)  6. Анализ стихотворений В.М. Чурсина. -
Повторение теории литературы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, антитеза). -
Уточнение понятий «лирическое стихотворение», «лирический герой», «художественный образ». -
Словарная работа: боярыньки-ели, дубасит, нахоромил, тем паче, отпарившее, гребнем-дождем, взыграло, мальчишкой бедовым, спеющей дулей. -
Выразительное чтение анализируемых стихотворений. - Групповая работа:
- первая группа анализирует стихотворение «Мороз в феврале много силы истратил...»;
вторая группа анализирует стихотворение «Скоро осень вздохнет...»; в процессе анализа каждый семиклассник заполняет опорную таблицу (Приложение 2), в процессе работы с таблицей звучит музыка; - выразительное чтение стихотворения (Приложение 3),
анализируемого первой группой, ответы учащихся первой группы на вопросы учителя: какие художественно-изобразительные средства помогли автору нарисовать картину зимней природы, а какие – приход весны? С какой целью вводит поэт противопоставление картин «Мороз много силы истратил» и «Съежилась зимняя вся красота» и противопоставление слов «утрат», «наград»? Какими словосочетаниями автор передает настроение лирического героя? Назовите художественные образы «тихой моей родины»; выразите своими словами идею стихотворения. (Во время анализа учащиеся второй группы сочиняют четверостишие по заданной учителем рифме о своих впечатлениях от анализируемого стихотворения). Учитель обобщает сказанное, делает вывод о единстве человека и природы. Физкультурная пауза - выразительное чтение стихотворения (Приложение 3),
анализируемого второй группой, ответы учащихся второй группы на вопросы учителя: с помощью каких эпитетов описывается приближение осени? Какое художественно-изобразительное средство помогло поэту передать тоску природы по хозяйскому отношению к ней человека? Удалось ли автору с помощью метафор и сравнений нарисовать картину быстротечности человеческой жизни? Приведите примеры. - Комментарий учителя о родине поэта с целью подготовки учащихся к правильному пониманию идеи стихотворения; - завершение анализа: в чем смысл противопоставленных картин «дивные груши» - «осыпаются груши»? Объясните антитезу «хотели собрать» - «уже не сберём»; выразите своими словами главную мысль стихотворения. (Во время анализа учащиеся первой группы сочиняют четверостишие по заданной учителем рифме о своих впечатлениях от анализируемого стихотворения). Учитель обобщает сказанное, делает вывод о разладе человека с природой, говорит о проблеме брошенных хуторов и о возрождении деревни, об экологических проблемах. - восприятие учащимися стихотворений (работа с таблицей).
7. Знакомство с прохоровским художником-пейзажистом А.П.Зениным и его картинами: - слово учителя о художнике (Приложение 4);
 -
художественные образы тихой нашей родины в пейзажах Алексея Петровича; -
стихотворение В.М Чурсина, посвященное художнику. Не верю, Что уже зима пришла. Только вчера Бурлил ручьем в апреле, Шумел разливом Хлебного тепла... И вдруг - зима. Не может быть. Не верю. Не верю и иду, Будто в бреду, Быть может, И к несбыточному свету Все кажется, Что в гору я иду, И кажется, Конца дороги нету. И не свернуть Мне с этого пути, Не сбить с него меня Каким-то раем. Такой уж крест Раз выпало нести другого я себе Не пожелаю. И в декабре дорога хороша, Пусть даже если льют дожди безмерно. Я – жив, Пока во мне душа, А ведь она – известно всем — Бессмертна. 8. Итог урока: самостоятельный вывод учащихся, в котором каждый ученик соединяет свои знания, воображение, впечатления. 9. Оценка знаний и умений учащихся. 10. Задание на дом: выучить понравившееся стихотворение В.М Чурсина; Заключительное слово учителя. Не привыкайте к чудесам, Дивитесь им, дивитесь, Не привыкайте к небесам, Глазами к ним тянитесь. Приглядывайтесь к облакам! Прислушивайтесь к птицам, Прислушивайтесь к родникам, Ничто не повторится... (Владимир Шефнер) 11. Дополнительный материал к уроку. Краткие сообщения учащихся о героическом прошлом Прохоровки, её сегодняшнем дне: -
село Подольхи. Истоки Северского Донца  -
Прохоровка сегодня. Вид с высоты птичьего полёта  -
памятник Победы Звонница  -
храм святых апостолов Петра и Павла  -
встреча трех президентов на Прохоровской земле  -
Алексий II в Прохоровке  -
Прохоровка. Районный Дворец культуры 
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|