Преподавание русского языка Русский язык "Общее понятие о личных местоимениях" (4-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.11.04 Просмотров: 6 Шульга Елена Владимировна, учитель начальных классов Цель: познакомить с личными местоимениями Задачи:
Ход урока I. Организация начала урока. - У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении. II. Словарная работа - Внимательно прочитайте предложения. (слайд № 3)
- Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик
- Что общего между этими словами? (Они все словарные) III. Изучение нового.
Место какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного) - Если прочитать измененное предложение, без первого, понятно ли вам будет, о ком или о чем идет речь в предложении? Местоимение только указывает на предмет, но не называет его. Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями или местоимениями-существительными. (слайд № 4)
(Вывешивается тема урока: Личные местоимения). Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения. Письмо по памяти.
- Запомните первые три строчки стихотворения. - Запишите их по памяти. - Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными. В "Толковом словаре" Ожегова записано: (слайд № 5) 1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример. 2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело. - Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"? (Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то). В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению. - Сегодня мы исследуем эти местоимения. - Нам нужно заполнить таблицу (слайд № 6)
- Сначала распределим личные местоимения по числам (слайд № 7) (дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют)
- Теперь нам надо распределить их по лицам. Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица. Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица. А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо. (заполняем таблицу слайд № 8) - Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам. (проверка) Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы) При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает? Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица) - Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа. (слайд № 9) - Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род) - Личные местоимения, заменяют в предложениях имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями? (Подлежащее, дополнений, обстоятельство.) IV. Закрепление - Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я. Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
Физминутка.
1. Загадки. (слайд № 10) - Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке.
2. "Четвёртое - лишнее" - Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (слайд № 11)
- Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений. Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.). 3. Самостоятельная работа. "Вставь местоимение" - Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род.
- Проверка.( слайд № 12) 4. Экспресс-опрос "Местоимение". 1. Укажи местоимения 1-го лица.
2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?
3. Выбери местоимения 3-го лица.
4. Личные местоимения употребляются вместо...
6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо.
Конец формы IV. Итог урока. - Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные). - Назовите местоимения 1-лица, 2, 3. - Назовите местоимения ед. числа, мн.ч. - У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно). - Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы. Все дети получают сердечки с надписью "Я+Я= МЫ (слайд № 13,14) Рефлексия "Светофор" (слайд № 15) Ребята приклеивают на лист сигналы. Домашнее задание. С. 30 № 8, выучить таблицу личных местоимений. Дополнительный материал. Задания на смекалку.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |