Преподавание литературы Элективный курс по литературе "Притчевое начало в художественных произведениях"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.01.27 Просмотров: 18 Лескова Татьяна Ефимовна, учитель русского языка и литературы Пояснительная запискаСегодня перед российской интеллигенцией стоит задача возрождения духовности, а начать решение этой проблемы следует с воспитания детей. Педагоги должны способствовать самоопределению подростка в области культуры, формированию его социальной зрелости, выработке жизненной позиции. Где же ребята могут найти ответы на интересующие их вопросы, как не в произведениях художественной литературы? Почему именно жанр притчи призван формировать духовную культуру подрастающего поколения? Писатели обращаются к произведениям этого жанра, включают старинные сказания в современные художественные тексты. Притчи, включаемые в художественное повествование, во многом раскрывают суть самих произведений, отвечают на основные вопросы, задаваемые автором, разрешают или, наоборот, создают конфликты, расширяют рамки текста, выводя поставленные в нем проблемы на общечеловеческий план.Поэтому научить детей воспринимать и понимать произведения одного из самых древних жанров мировой литературы, жанра притчи, живого и по сей день, - значит научить их увидеть литературу как многомерное пространство во всей её объёмности, научить видеть в традиционных трактовках программных литературных произведений другой контекст, дать возможность рассматривать их разным углом зрения. Элективный курс по литературе “Притчевое начало в художественных произведениях” предназначен для преподавания в период предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 17 учебных часов, данный курс полезен для учащихся 9 классов, так как помогает осознанно выбрать гуманитарный профиль обучения в старшей школе. Показывает специфику гуманитарного профиля через деятельность: работу с текстами, анализ источников, использование документов и т.п. Данный элективный курс не дублирует базовый курс, он раскрывает определенную область, которой в школьной программе уделено недостаточно внимания. Дает представление о жанровом своеобразии притчи и ее духовно-нравственной специфике. Жанр притчи имеет большой воспитывающий потенциал, так как носит не назидательный характер, а в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности: как вести себя в обществе, в семье, с друзьями и недругами, как сохранить человеческое достоинство. Логика построения курса такова: анализ ветхозаветных, новозаветных притч, определение их места в русской культуре, анализ особенностей художественных произведений с учетом евангельских аллюзий. Цель курса: приобщение учащихся к ценностям духовной культуры, формирование нравственных ориентиров, развитие познавательной самостоятельности, развитие лингвистической и коммуникативной компетенций. Задачи курса:
Учащиеся приобретут умения анализировать композицию, систему персонажей и образов произведений литературы 19-20 веков в сопоставлении с евангельскими притчами, определять жанровые признаки евангельских притч и притчевых форм в художественной литературе. Занятия будут способствовать развитию исследовательских навыков учащихся, формированию умения сопоставлять, делать выводы, обобщения. Формы занятий: лекции-беседы, семинары, практические занятия, просмотр видео фильмов. Аттестационной работой учащихся по итогам изучения элективного курса будет коллективный проект. Календарно-тематический план
1 занятиеТема: История возникновения жанра притчи. Цель:
1. Актуализация знаний Чтение фрагментов текстов разных жанров: басни, сказки, поучения, анекдота, загадки, притчи. Определите жанры известных вам произведений. Что в них общее? Учащиеся определили общие черты: краткость, иносказательность, мудрость 2. Постановка учебной задачи Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать? Наша задача дать определение притче и узнать, как возник этот жанр. 3Работа со словарями. Учащимся предлагаются определения жанра притчи из различных источников и ставится задача дать свое доступное и понятное определение. Притча - короткий нравоучительный рассказ в иносказательной форме 4. Чтение литературоведческого текста и беседа по его содержанию
5. Инсценировка притчи о зарытых талантах. Можно ли назвать мини-спектакль, который вы посмотрели притчей? Оцените игру актеров и определите идею спектакля. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе Познакомьтесь с отрывком из “Книги Притчей Соломоновых”. Как царь Соломон характеризует цель притчи? Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность; послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы, чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их (Притч. 1, 1-6). Ответ учащихся: дать мудрость и наставление, помочь усвоить правила благоразумия, правосудия, умножить познания и рассудительность. 7. Включение в систему знаний и повторение Прочитайте высказывания из “Книги Притчей Соломоновых”. Обратите внимание на систему нравственных ценностей. Приемлемы ли они сегодня? Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою (Притч. 6, 6-8). Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник (Притч. 6, 10-11). Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи (Притч. 10, 12). Скудоумный высказывает презрение к ближнем разумный человек молчит (Притч. 11, 12). Иной пустослов уязвляет как мечем, а язык мудрых — врачует(Притч, 12, 18). Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга (Притч. 17, 9). Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего (Притч. 27, 6). 8. Рефлексия учебной деятельности (итог). Синквейн, составленный учащимися: Притча. Иносказательная, поучительная. Читаем, анализируем, сравниваем. В ней заключена народная мудрость. Интересно. 2 занятиеТема: Евангельская притча о блудном сыне. Цель:
1. Актуализация знаний Словарное лото: карточкам с названиями терминов найти соответствующие карточки с определениями (притча, басня, аллегория, метафора, метонимия). 2. Постановка учебной задачи Исходя из темы, сформулируйте проблемный вопрос. Ответить на вопрос, почему евангельские притчи и сегодня вызывают интерес. 3. Чтение притчи и ее анализ. 4. Беседа Что значит просить у отца свою долю при его жизни? Как вы это понимаете и оцениваете? Поступает ли отец милосердно, отвечая на просьбу младшего сына? Обязан ли был отец отделить сына? Что означают слова сына: “Я согрешил против неба”? Почему он решает вернуться домой? Чем отличается сын от наемника? Почему сын решает просить у отца взять его в наемники? Почему отец не дает ему произнести эти слова? Почему так ликует и радуется отец? Что значат его слова “…сын мой был мертв и ожил”? Справедлива ли обида на отца старшего сына? Какие чувства движут им? Почему он не рад возвращению брата? 5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе Составьте таблицу из трех колонок и запишите качества каждого героя.
Прочитайте отрывок из проповеди митрополита Антония Сурожского “В неделю о блудном сыне”. Изменилось ли ваше восприятие притчи? Какими качествами героев вы можете дополнить таблицу?
6. Включение в систему знаний и повторение Так в чем же глубинный смысл притчи? Она учит милосердно относиться к людям, которые согрешили, учит прощать близких и не вспоминать человеку его грехи. Притча помогает понять отношение Христа к мытарям, грешникам, блудницам. “Рассказ о блудном сыне – не только рассказ о падении и грехах, о раскаянии и прощении, но он являет нам также то величие, которое Бог видит в человеке и в меру которого каждому из нас надо вырасти”. ( Митрополит Антоний Сурожский. Любовь всепобеждающая. Проповеди, произнесенные в России.) 7. Рефлексия учебной деятельности (итог). Синквейн.
Список литературы по теме
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |