Преподавание литературы Интегрированный урок в 11-м классе "Кровью сердца окропленные строки…"Добавлено: 2022.09.04 Просмотров: 27 Алтухова Нина Александровна, учитель русского языка и литературы Цели урока: Показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина, уродующий людские души и судьбы, создающий атмосферу подозрительности и страха; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком; неприемлемость античеловеческой, железной системы казарменного социализма, страшного времени, когда человека заставили, забыть, что он человек. Воспитательная цель: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Оборудование: политическая карта СССР, карта Кемеровской области, портреты Иосифа Сталина, А.И.Солженицына, В.Т.Шаламова, иллюстрации и материалы журналов, произведения: “Архипелаг ГУЛАГ”, “Колымские рассказы”, “Триумф и трагедия”, справки о реабилитации репрессированных. Основные понятия: “тоталитаризм”, “культ личности”, “репрессия”, “ГУЛАГ”, “командно-административная система”, “враг народа”, “реабилитация”, “нравственность”, “справедливость”, “совесть”, “ человеческое противостояние”. Ход урока I. Работа над эпиграфом к уроку: Солженицын первым осмелился сказать правду о сталинщине, первым призвал и себя, и нас не лгать… Литературная газета за 7 июня 1989 года. II.Чтение учителем литературы строк из романа Дмитрия Волкогонова “Триумф и трагедия”: “Сталин умирал, лёжа на полу в столовой на даче в Кунцево, он уже не пытался встать, а лишь изредка поднимал левую руку, словно прося помощи. Никого рядом не было. Лишь через 11-12 часов перепуганные медики были привезены к нему. Сам факт такой смерти символичен. Вождь в нужную минуту не смог получить помощь. И это он, почти Бог, способный несколькими словами переместить людей с одного края страны на другой?.. Медленно угасая, Сталин ещё имел возможность оценить косность той системы отношений, которую он так долго создавал…”. Вопрос к обучающимся: Что же это была за система? III. Одиннадцатиклассник даёт историческую справку о “лагерной были социализма” (о масштабе и механизме узаконенных репрессий, о поводах для них, о психологическом состоянии людей, которые подвергались или могли подвергнуться репрессиям). IV.Словарная работа: Тоталитаризм – (с латинского – “весь, полный”) – модель социально-политического устройства общества, характеризующаяся полным подчинением человека политической власти, всеобъемлющим контролем государства над обществом. Тоталитаризм сводит на нет малейшие проявления гражданского общества. Репрессия – карательная мера, исходящая от государственных органов. V. Учитель истории рассказывает о создании ГУЛАГа (Государственного уголовного лагеря). VI. Звучит строфа из лирического произведения “Протокол обыска и ареста”:
VII.Обучающиеся читают начало первой главы “Арест” из опыта художественного исследования “Архипелаг ГУЛАГ” Александра Исаевича Солженицына, всемирно известного русского писателя, лауреата Нобелевской премии, испытавшего на себе весь ужас ГУЛАГа: “Как попадают на этот таинственный Архипелаг?.. Те, кто едут туда умирать, должны пройти непременно и единственно – через арест. Арест!!! Сказать ли, что это перелом всей вашей жизни? Что это прямой удар молнии в вас? Что это невмещаемое духовное сотрясение, с которым не каждый может освоиться и часто сползает в безумие?” VIII Слово учителя: “В те страшные сталинские времена “счастливчиком” оказывался тот, кто чудом избежал ареста, тюрьмы, лагеря, казни… Судьба этого человека как бы по контрасту оттенила судьбы миллионов, которым достался иной жребий… Быть насильственно направленными в ГУЛАГ для использования как бесплатной рабочей силы. Руками людей, оказавшихся в ГУЛАГе, были построены новые города на Севере и Дальнем Востоке, каналы, железные дороги…”. IX Работа с таблицей “ГУЛАГ (30-е гг. XX в.)”.
X Рассказ учителя литературы: “Сам автор определил “Архипелаг ГУЛАГ” как “окаменелую нашу слезу”, реквием русской Голгофе. Нелёгкая судьба Солженицына похожа на судьбы сотен тысяч советских людей, которым довелось смотреть в глаза смерти не только на фронтах Великой Отечественной войны, но и в сталинских застенках и лагерях. Одиннадцать лед хождений по мукам в оцепленных колючей проволокой лагерях зловещего “архипелага ГУЛАГ” - такова Голгофа писателя”. XI. Чтение Посвящения к роману “Архипелаг Гулаг”, в котором дана ужасающая история народного мученичества, лагерная быль социализма впервые раскрыта с такой полнотой и беспощадностью:
XII. Обсуждение Посвящения к роману, “написанному по долгу своего сердца, с мастерством и тактом большого художника” (Г.Бакланов). XIII. Слово учителя литературы: “Во вступлении к своему известному и столь нашумевшему произведению А.Солженицын писал: “Те же самые руки, которые завинчивали наши наручники, теперь примирительно выставляют ладони: “Не надо!.. Не надо ворошить прошлое!.. Кто старое помянет – тому глаз вон!” Однако заканчивает пословица: “А кто забудет, тому два!” Каково ваше мнение? (Одиннадцатиклассники рассуждают о необходимости говорить и писать правду о суровом, тяжком, мужественном испытании нашего народа, о трагедии, которую пережила страна. Страшную правду о “грехопадении” России. Потомки должны знать свою историю. Должны гордиться русским человеком, который в любой экстремальной ситуации, на грани жизни и смерти, вопреки ожесточавшим и принижавшим условиям, выстоял и остался высоконравственным, Человеком с большой буквы! Низко и подло пытаться забыть преступления против своего народа). XIV. Слово учителя литературы: “В творчестве и судьбе ещё одного писателя и поэта - Варлама Шаламова, “как в зеркале, отражена трагедия нашего народа, прошедшего через круги сталинского ада”. Долгие годы Шаламову негде было записывать свои стихи. В колымских лагерях постоянно перетряхивали вещи заключённых. Случайно обнаруженный клочок бумаги мог обернуться дополнительным сроком или жестоким наказанием. Шаламов полагался лишь на свою память”. XV Ученик читает наизусть лирическое признание поэта:
XVI Слово учителя литературы: “Варлам Тихонович Шаламов вошёл в наше общественное и литературное сознание незаметно, но прочно, без шумной волны сенсаций. Давно печатавшийся как поэт, он завоевал известность “Колымскими рассказами”, написанными между 1954-1973 годами. Значительная часть их вышла за рубежом, а у нас они начали публиковаться лишь в конце восьмидесятых годов”. ( В.Лакшин). XVII. Одиннадцатиклассник даёт характеристику “Колымским рассказам”: “Рассказы Шаламова коротки как правило. Ему словно бы тяжело длить повествование: есть свой порог у чувства боли и своя длительность – нельзя долго вызывать эти картины в памяти, здесь онемевает воображение. Но, закончив один рассказ и как бы разрешив читателю сделать глубокий вздох, Шаламов принимается за следующую колымскую историю. А в целом из этих десятков сцен, лиц и картин складывается небывалый колымский эпос, который заслужила эта политая слезами и кровью земля”. (В.Лакшин). XVIII.Учитель литературы наизусть читает воспоминание Варлама Шаламова, проведшего на Колыме, в аду советского Освенцима, семнадцать страшных лет: “Каждый рассказ, каждая фраза его предварительно прокричена в пустой комнате – я всегда говорю сам с собой, когда пишу. Кричу, угрожаю, плачу. И слёз мне не остановить… Только после, закончив рассказ, я утираю слёзы…”. XIX. Слово ученика, который знакомит с местным материалом. Он рассказывает о том, как на территориях посёлков Сокольники, Приречье, Заозёрный Юргинского района были созданы лагерные пункты как подразделения огромного сибирского лагеря. Только в лагпункте № 2 (п. Заозёрный), начальником которого был шахтёр, двадцатипятитысячник Долудо А.С., содержалось до двух тысяч репрессированных по линии НКВД с большими сроками – от пяти до десяти лет. Ученик зачитывает воспоминания старожилов об условиях содержания и занятиях заключённых, об их отношениях с местными жителями. XX Слово учителя: Всё выстраданное в аду ГУЛАГа нашло отражение в “Колымских рассказах”: физическое и нравственное уничтожение людей - непосильный труд, унижения, глумления над человеком, жестокие побои, холод и голод, болезни и смерть, казни, крушение привычных представлений о мире, о “справедливой” власти, о честности и порядочности, о назначении человека… “Шаламову ничего не надо было придумывать. Выстраданное собственной кровью, здоровьем оборачивается обвинительным документом. Шаламов считал: важно воскресить чувство, которое испытал человек в нечеловеческих условиях. Он воскрешал это чувство, воскрешал убитых, умерших от голода и холода, изнеможения…”. (Тепер А.Н.). XXI Беседа по иллюстрации рисунка Алексея Остаева с использованием высказывания Фазиля Искандера: “…Интересно, что во все времена и во всех странах, где расстреливали приговорённых к смерти, их почему-то всегда старались расстрелять у стены. Казалось бы, какая разница, где расстрелять человека, неспособного к сопротивлению? Но, видно, есть разница. Видно, расстреливать человека на открытом пространстве трудней. Открытое пространство связывает приговорённого к расстрелу с идеей воли и делает убийство человека слишком откровенно разбойничьим актом. …Палачи тоже заботятся о своём душевном удобстве”. XXII Слово учителя: “Варлам Шаламов безраздельно отдал своё перо тем людям, которые долгие годы топтали когда-то колымскую землю, людям, исчезнувших там на лесоповалах, в рудниках, в тюремных больницах… О бесконечных днях страданий и рассказ Шаламова “Татарский мулла и чистый воздух”. XXIII Анализ рассказа Варлама Шаламова “Татарский мулла и чистый воздух”. - Что представляет собой экспозиция этого рассказа? (Это повествование о невыносимых условиях содержания в тюрьме: “Проклятые решётки, унизительные и оскорбительные допросы, борьба за кусок хлеба”. “Вся одежда была сброшена, и сотня голых тел, пышущих тяжёлым влажным жаром, ворочалась, истекая потом, на полу – на нарах было слишком жарко”. “Спёртый, пахнущий карболкой и человеческим потом воздух тюремной камеры, ставшей ненавистной за много месяцев следствия”, заставлял мечтать о другой жизни, о жизни после приговора. - О чём мечтает татарский мулла, “крепкий шестидесятилетний сангвиник, с живым взглядом тёмных круглых глаз”, ожидающий решения суда? (“Если дадут больше десяти, то в тюрьме я проживу ещё лет двадцать. А если в лагере, на чистом воздухе, то – десять”.) - Что же надо увидеть, пережить, испытать, почувствовать заключённому, чтобы тюрьма казалась раем? (Голод, шестидесятиградусный мороз, непосильную работу, бесконечную цепь унижений... Таковы условия “жизни” в лагере политических заключённых, чья честь была поругана и растоптана, “врагов народа”, попавших на Колыму по 58-ой статье. “В лагере, для того чтобы молодой здоровый человек, начав свою карьеру в лагерном забое на чистом зимнем воздухе, превратился в доходягу, нужен срок поменьше – от двадцати до тридцати дней при шестнадцатичасовом рабочем дне, без выходных, при систематическом голоде, рваной одежде и ночёвке в шестидесятиградусный мороз в дырявой брезентовой палатке, при побоях десятников, старост, блатарей, конвоя”. Золотой сезон начинается 15 мая и кончается 15 сентября – четыре месяца. О зимней же работе и говорить не приходится. К лету основные забойные бригады формируются из новых людей, ещё здесь не зимовавших”). - Почему арестанты, получившие срок, рвались из тюрьмы в лагерь? (“Там – работа, здоровый деревенский воздух, досрочные освобождения, переписка, посылки от родных, денежные заработки”. Самое ужасное, следственная тюрьма, оставалось позади. “Именно арест был для них самым сильным нравственным потрясением”. Теперь они хотели верить в свободу, пусть относительную. - Как описывает Шаламов природу, встретившую заключённых на “пути к свободе”? (“Бледное малокровное солнце”. “Каждая ночь была холоднее прежней”. “Ветер сметал снег с промороженных жёлтых обрывов в ямы с мутной, грязной водой”. “Напитанный испарениями болот воздух тайги”. “И горы, и реки, и болота казались каким-то одним существом, зловещим и недружелюбным”. Мрачная, печальная, безрадостная картина… Она настраивает заключённых далеко не на оптимистический лад). - Сбылись ли мечты заключённых о “чистом воздухе”? (Варлам Шаламов с болью вспоминал: “Нога тонула в топком мхе, и редко за летний день ноги были сухими. Летом воздух был слишком тяжёл для сердечнобольных, зимой невыносим. В большие морозы люди прерывисто дышали. Тучи комаров облепляли лицо – без сетки нельзя было сделать шага. А на работе сетка душила, мешала дышать”. Чтобы выжить в таких суровых условиях, нужно было иметь очень крепкое здоровье. Непосильный каторжный труд отнимал его даже у физически сильных людей.) - Как описывает автор условия труда в лагере? (“Работали тогда по шестнадцать часов. На сон после тяжёлой физической работы на воздухе оставалось всего четыре часа. Человек засыпал в ту самую минуту, когда переставал двигаться, умудрялся спать на ходу или стоя. Невыполнение нормы грозило штрафным пайком – 300 граммов хлеба и без баланды. Денег не платили вовсе. Если ко всему этому прибавить чуть ли не поголовную цингу, уносившую десятки жизней; дизентерию, ибо ели что попало, стремясь только наполнить ноющий желудок, собирая кухонные остатки с мусорных куч, густо покрытых мухами; дистрофию, болезнь постоянно голодных людей… Если вспомнить неотапливаемые бараки, где во всех щелях намерзал толстый лёд… Плохая одежда, отморожения… Воспаление лёгких, туберкулёз… Если принять во внимание и огромную моральную подавленность и безнадёжность, то легко видеть, насколько “чистый воздух” был опаснее для здоровья человека, чем тюрьма”. - О какой ещё иллюзии, с которой было быстро покончено, идёт речь в рассказе? (Об иллюзии работы, о которой “на воротах всех лагерных отделений находится надпись: “Труд есть дело чести, дело славы, дело доблести и геройства”. Лагерь прививал только отвращение и ненависть к труду). - Показать тоску арестованных о тюрьме, которую они так торопились оставить совсем недавно? (“Светлая, чистая, тёплая следственная тюрьма всем казалась отсюда лучшим местом на земле. Все с увлечением вспоминали, как они слушали лекции настоящих учёных, читали книги, как спали и ели досыта, ходили в чудесную баню, как получали передачи от родственников, как говорили свободно, не боясь ни шпионов, ни надзирателей. Следственная тюрьма казалась им свободнее и роднее родного дома. И не один говорил, размечтавшись на больничной койке, хотя осталось жить немного: “Я бы хотел, конечно, повидать семью. Но ещё больше мне хотелось бы попасть в камеру следственной тюрьмы – там было ещё лучше и интереснее, чем дома. И я рассказал бы теперь всем новичкам, что такое “чистый воздух”). - Какова основная идея рассказа “Татарский мулла и чистый воздух”? XXIV Задания, нацеливающие обучающихся на сопоставление, анализ, поиск неоднозначных, сориентированных на личное восприятие решений. (Задания даются трём группам). 1. Сделайте выводы относительно характера репрессий и нравственной атмосферы в обществе на основе знакомства с происходившим в годы культа личности: * Камил Икрамов, сын расстрелянного первого секретаря ЦК КП Узбекистана, попал в тюрьму, ещё не успев получить паспорт. Прокурор сказал ему: “Молодой человек, я знаю, что вы не виноваты. Но вы сын своего отца, и будете сидеть всю жизнь”. * Когда арестовали Г.Сокольникова и его жену писательницу Г.Серебрякову, то их малолетняя дочь провела два дня в песочнице во дворе дома, где они жили. И никто из жильцов не подошёл к ней, не накормил, не приютил ребёнка. * Четверо дядьёв литератора Льва Овруцкого были зачислены следователями в иранские шпионы. В живых остался только один, неграмотный извозчик. Вернувшись домой, он, увидев на столе племянника глобус, попросил: “Слушай, покажи мне, наконец, этот Иран?” 2. Историк Рой Медведев утверждал: “Я считаю, что к жертвам репрессий нельзя относить только тех, кто сидел в лагерях или погиб. В принципе жертвой репрессий был весь народ”. Поддерживаете ли вы данную позицию? В любом случае – обоснуйте своё мнение. Обратите внимание на маленькое примечание к истории одного из процессов 1937 года, посвящённое девочке Зое Власовой: “Она любила отца взахлёб. Больше она не смогла учиться в школе (её дразнили: “Твой отец - вредитель!”). Она вступала в драку: “Мой папа хороший!” Зоя прожила после суда всего один год (до того не болела). За этот год ни разу не засмеялась, ходила всегда с опущенной головой. Старухи предсказывали: “В землю глядит – умрёт скоро”. Девочка умерла от воспаления мозговой оболочки и перед смертью всё кричала: “Где мой папа? Дайте мне папу!” XXV. Когда мы подсчитываем миллионы погибших в лагерях, забываем умножить на два, на три… Забываем о том, что долгие годы дети политических заключённых испытали на себе, что значит быть сыном или дочерью “врага народа”. Они не могли поступить в престижные институты, в военные училища, устроиться на работу… XXVI. Рассказ учителя нашей школы, родители которого были приговорены Военными трибуналами войск НКВД Ровенской и Тернопольской областей Украины к 20-ти (отец) и 10-ти (мать) годам лишения свободы с конфискацией имущества, о том, как 1980 году после окончания Кузбасского политехнического института он не смог устроиться на работу в Областное УВД (Управление Внутренних Дел) на должность инженера-механика, где ему было открытым текстом сказано: “У Вас родители – судимые”. XXVII. Дети рассматривают копии справок о реабилитации. XXVIII. Чтение стихотворения “Жертвы репрессий”:
XXIX. Слово учителя: “Двадцать лет, как приоткрыта, наконец, завеса над прошлым, мы заново, с болью и горечью, обрели память о жертвах преступлений сталинщины. Память, без которой нам не прожить, потому что это не только скорбь о миллионах потерянных жизней и о каждой изломанной судьбе. Это гнев и стыд, без которых нет и не может быть очищения!... “Реабилитирован…” Долгие годы это было единственное, сказанное обществом слово покаяния… XXX. Словарная работа: Реабилитация – восстановление прежней хорошей репутации, в прежних правах. Сейчас мы отдаём долги – памяти, совести. XXXI. Вывод по уроку: Каков нравственный потенциал произведений Солженицына и Шаламова? Книги этих писателей – жемчужины литературы, восстановившие истину о прошлом. Они помогают нам обрести внутренний стержень, выстроить нравственную систему ценностей, возвышающую человеческую жизнь ощущением причастности к истории своей страны, своего народа. Их книги об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненного пути, о мужестве и стойкости, об истине, о вере, о совести, о сострадании, о милосердии. Произведения Солженицына и Шаламова взывают к сознанию живущих не предавать забвению замученных в лагерях, заклеймить тех, кто помогал вершить репрессии. XXXII. Домашнее задание: вопросы к семинару “Лагерь глазами мужика” (по рассказу А.Солженицына “Один день Ивана Денисовича”). |