Преподавание русского языка Открытый урок русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"Добавлено: 2022.03.27 Просмотров: 26 Лихошерстова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели урока ЗНАТЬ, какие придаточные в сложноподчиненном предложении (далее – СПП) являются изъяснительными, какими союзами и союзными словами они присоединяются к главному предложению. УМЕТЬ: 1) определять место придаточных изъяснительных в СПП, средства их связи с главным предложением, производить их синонимическую замену; ХОД УРОКА I. Проверка домашнего задания (упр. 91, II) на интерактивной доске 1. Какие предложения вам встретились в упражнении, которое было задано на дом? (СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными). Два ученика на доске чертят схемы предложений из домашнего упражнения:
II. Повторение. Орфографическая работа (на интерактивной доске) 1. В предложении № 6 найти слова с безударной гласной, проверяемой ударением. 2. В том же предложении найти слово с безударной гласной, чередующейся в корне (сгорающий гар – гор). 3. По рядам устно назвать проверочное слово: покарать (кара) за измену – покорить (покорный) города 4. Объяснить правописание гласной в корне: озарилось улыбкой III. Сегодня познакомимся со словами, правописание которых нужно запомнить: где есть безударная гласная, не проверяемая ударением (учебник, стр. 56) Результат – (конечный итог). Запишите эти слова в свои словарики, составьте с любым из слов предложение с придаточным изъяснительным и запишите его в тетрадь. Прежде вспомним, на какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные? (Вопросы косвенных падежей.) К чему относятся? (К словам со значением мысли, речи, чувства.)
Место придаточного? (Свободное, до, после, внутри главного предложения.) Чем прикрепляется к главному предложению? (Союзами: что, как, будто, чтобы; союзными словами: кто, что и др.; частицей ли в значении союза.) Ученый – оптимист очень хотел, чтобы на презентации новых достижений в науке результаты его исследований произвели необходимый эффект на присутствующих в зале пессимистов. [глагол], союз чтобы ( ). IV. Синтаксические нормы 1. Укажите предложение с грамматической ошибкой. Твардовский часто ласково укорял Паустовского за то, что тот неисправимый романтик. Будьте добры к тем, кто занимает более скромное место в жизни. Благодаря прошедшим переговорам разногласия между двумя торговыми партнерами были исчерпаны… В.Г.Короленко писал в своих воспоминаниях, что всегда «я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность». Запишите правильный вариант, начертите схему этого предложения. [глагол], что ( ). 2. Приведенную цитату Д.С.Лихачева записать в виде СПП с придаточным изъяснительным. Сделать схему СПП. «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д.С.Лихачев). Вариант ответа (Д.С.Лихачев считал, что любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.) 3. Работа с текстом. (1) Дорогие читатели, хотите ли вы поговорить с писателями? (2) Ну, скажем, с А.С.Пушкиным, Л.Н.Толстым, М.Горьким? (3) Встретиться с ними не так уж трудно. (4) Я могу вам дать их точный адрес. (5) Он очень короткий: библиотека. (6) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (9) Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щеки и уши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь. (10) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных. (11) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. (12) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (13) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку) 3.1. Прочтите про себя. 3.2. Один из учеников читает вслух. 3.3. Найдите: а) односоставное безличное предложение (3); 3.4. Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении № 9. (Олицетворение, эпитет, метафора). 3.5. Какова проблема данного текста? (Роль книги в жизни человека.) 3.6. Назовите авторскую позицию. (Книга поможет не только приобрести самые широкие знания, но и научит «понимать и любить людей») 3.7. Согласны вы с позицией автора? Докажите это, приведя один-два аргумента. Запишите в тетради, употребляя СПП. 3.8. Прослушиваем одного-двух учеников. V. Итог урока Над какими СПП мы сегодня работали? Что вы запомнили о придаточных изъяснительных? 1. Вопросы. Употребление СПП делает нашу речь богаче и помогает точнее выразить свою мысль. VI. Домашнее задание Повторить § 10, §11; выполнить упр. 116 (по данным схемам составить СПП и записать их). VII. Оценка работы учащихся, выставление отметок |